logo
KPZS_Baglay

§ 1. Общие положения конституций стран снг

В конституциях и текущем законодательстве стран СНГ за­метно влияние общепризнанных принципов и норм международ­ного права, что отражает современный прогрессивный подход к формированию и содержанию национальных правовых систем, прогрессивные интеграционные тенденции в праве. Особое влия­ние на конституционное развитие стран СНГ и на их текущее законодательство оказали такие международно-правовые акты, как Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Кон­венция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Меж­дународный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах 1966 г.; Хельсинкский заключительный акт 1978 г. и другие международно-правовые акты, имеющие первостепенное значение для становления и развития демократической правовой государственности.

Демократическая направленность преобразований, происхо­дящих в обществе и государстве, находит своё отражение в кон­ституциях стран СНГ. Конституционные реформы, осуществлен­ные и осуществляемые в этих странах, наглядно свидетельству­ют о тех общественно-политических процессах, которые связаны с совершенствованием организации государственной власти в пост­советский период. Конституционное закрепление прав человека и гражданина, утверждение государственного суверенитета, станов­ление рыночных отношений характеризуют основные направления конституционного развития стран СНГ. На основе конституций стран СНГ развертывается формирование их правовых систем.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя утверждаются на принципи­ально новых для этих государств демократических принципах, общепризнанных в мировом сообществе, таких, как: провозгла­шение демократического характера государства; признание че­ловека высшей ценностью в обществе и государстве и конститу­ционное закрепление его основных прав и свобод; народовластие; принцип разделения властей; стремление к правовой государствен­ности; верховенство закона во всех сферах государственной жиз­ни; политический плюрализм; равноправие и плюрализм всех форм собственности; социальная направленность государственной влас­ти; светский характер государства. В той или иной форме закреп­ление или декларация этих принципов присутствуют во всех кон­ституциях стран СНГ.

Так, в Конституции Республики Армения глава I специально посвящена основам конституционного строя. Республика Армения провозглашается суверенным, демократическим, социальным, правовым государством, которое обеспечивает защиту прав и сво­бод человека на основе Конституции и законов государства и в соответствии с принципами и нормами международного права и государственная власть в которой осуществляется на основе прин­ципа разделения властей. В Конституции Республики Молдова в разделе I "Основные принципы" Республика Молдова провозгла­шается демократическим правовым государством, в котором дос­тоинство человека, его права и свободы, свободное развитие че­ловеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются Конституцией. В Конституции Украины в разделе I "Общие положения" закрепля­ется, что Украина является суверенным и независимым, демок­ратическим, социальным правовым государством с республиканс­кой формой правления, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность призна­ются наивысшей социальной ценностью, а государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Большинство конституций стран СНГ закрепляют суверени­тет народа и народ провозглашается единственным источником государственной власти.

Большое значение в конституциях стран СНГ придается про­возглашению государственного суверенитета. В своих конституци­ях они стремятся особо подчеркнуть суверенный характер их го­сударственности. Такое особое внимание конституционному зак­реплению государственного суверенитета объясняется тем, что народы большинства бывших республик СССР ни до его образо­вания, ни после не имели собственного независимого суверенно­го государства. Так, Конституция Туркменистана гарантирует вер­ховенство и полноту государственной власти на своей территории.

В ней говорится, что "Государственный суверенитет и террито­рия Туркменистана едины и неделимы" (ст. 1). В Конституции Ук­раины (ст. 2) закреплено, что суверенитет Украины распростра­няется на всю ее территорию. В Конституции Армении (ст. 1) Рес­публика Армения провозглашается суверенным государством. Статья 1 Конституции Кыргызской Республики провозглашает, что суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распростра­няется на всю ее территорию. Аналогичные положения содержат­ся в конституциях и других стран СНГ.

Конституции стран СНГ распространяют принцип государ­ственного суверенитета и на сферу внешнеполитических отноше­ний. В конституциях упомянутых стран прямо или косвенно под­черкивается, что они являются полноправными субъектами меж­дународных отношений и их внешняя политика построена на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного разрешения меж­дународных споров, невмешательства во внутренние дела других государств, территориальной целостности государств, а также на основе других общепризнанных принципов и норм международно­го права. Так, например, в главе VI Конституции Республики Узбекистан, посвященной внешней политике, говорится: "Респуб­лика Узбекистан является полноправным субъектом международ­ных отношений".

Практически все конституции государств СНГ закрепляют социальный характер государства. Это означает, что конститу­цией на государство возлагается обязанность стремиться к обес­печению социальной справедливости и благополучия населения страны, а также проводить такую социальную политику, которая нацелена на социальную защищенность человека. Конкретно это выражается в том, что конституция обязывает государство все­мерно способствовать созданию достойных условий жизни челове­ка для его всестороннего, гармоничного, свободного, творческого развития. В соответствии с конституцией, государство обязано способствовать как можно большей занятости населения, гаран­тировать минимальный уровень оплаты труда, обеспечивать под­держку семьи и обеспечивать реализацию родительских прав, ох­ранять здоровье людей. В конституциях стран СНГ на государ­ство возлагаются обязанности в сфере социального обеспечения и социальной поддержки инвалидов, пожилых людей и других ка­тегорий населения, имеющих право на социальное обеспечение. Основные законы упомянутых государств закрепляют гарантии социального обеспечения из бюджета государства по старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца. В конституциях стран СНГ предусматриваются обязанности госу­дарства по обеспечению экологического благополучия в государ­стве.

Важнейшее место в конституциях стран СНГ отводится регу­лированию вопросов, связанных с правом собственности. Следует отметить, что в каждой отдельной стране — участнице СНГ кон­ституционно-правовое регулирование основополагающих отноше­ний в сфере собственности порой существенно отличается. Так, не все конституции провозглашают многообразие форм собствен­ности. Например, в ст. 13 Конституции Республики Беларусь гово­рится, что "собственность может быть государственной и част­ной", а в ст. 14 Конституции Азербайджанской Республики зак­реплено, что "собственность может быть государственной, частной и муниципальной".

Большинство конституций стран СНГ провозглашают равную защиту всех форм собственности. Они закрепляют равноправие всех форм и видов собственности, гарантируют их равную защиту и одинаковые условия для их развития. Так, в ст. 53 Конституции Узбекистана читаем: "Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государ­ством". Однако в некоторых конституциях говорится не о защите всех форм собственности, а о защите всех субъектов права соб­ственности. Например, в ст. 13 Конституции Украины устанавли­вается: "Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед зако­ном".

Конституции запрещают конфискацию собственности, за ис­ключением случаев ее незаконного приобретения и только по ре­шению суда. Вместе с тем в разделах о правах и свободах челове­ка и гражданина многие конституции стран СНГ наряду с гаран­тиями права собственности допускают в исключительных случаях, предусмотренных законом, отчуждение имущества для государ­ственных нужд при условии его равноценного возмещения. Так, в п. 3 ст. 26 Конституции Республики Казахстан говорится: "Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государствен­ных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмеще­ния".

В конституциях стран СНГ земля, недра, леса и другие при­родные ресурсы признаются либо собственностью государства, либо собственностью народа, по поручению которого государствен­ные органы осуществляют права собственности народа. Согласно ст. 13 Конституции Украины "земля, ее недра, атмосферный воз­дух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в преде­лах территории Украины, природные ресурсы ее континенталь­ного шельфа, исключительной (морской) экономической зоны яв­ляются объектами права собственности украинского народа". В то же время в Конституции Республики Узбекистан (ст. 55) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие при­родные ресурсы объявляются общенациональным богатством и подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Одновременно конституции допускают, что земля, недра и природные ресурсы могут быть объектами разных форм собствен­ности.

Практически все конституции стран СНГ провозглашают де­мократический характер государства. В основных законах этих государств запрещается узурпация государственной власти кем бы то ни было. Об этом, например, говорится в ст. 5 Конституции Азербайджана: "Ни одна народность Азербайджана, ни одно лицо, социальная группа или организация не может присвоить полномо­чие по осуществлению государственной власти"; в п. 2 ст. 2 Кон­ституции Республики Молдова устанавливается, что "ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объедине­ние не могут осуществлять государственную власть от своего имени. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступ­лением против народа"; в п. 3 ст. 3 Конституции Республики Ка­захстан закреплено: "Никто не может присваивать власть в Рес­публике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону...". Подобные положения закреплены в конституциях и других госу­дарств СНГ.

В ряде конституций государств СНГ провозглашается поли­тический плюрализм и идеологическое многообразие. Так, в ст. 7 Конституции Республики Армения говорится: "...в Республике Ар­мения признается многопартийность"; в п. 1 ст. 5 Конституции Рес­публики Казахстан закреплено, что в Республике "...признается идеологическое и политическое многообразие"; в п. 3 ст. 1 Консти­туции Республики Молдова провозглашается, что: "...справедли­вость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются".

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в странах Содружества на конституционном уровне провозглашает­ся многообразие политических институтов и мнений, а также зап­рет на провозглашение какой-либо идеологии в качестве государ­ственной.

Конституции ряда стран СНГ допускают множественность общественных организаций и массовых общественных движений. Конституционные положения, закрепляющие основы правового статуса общественных объединений, получают свое развитие в текущем законодательстве стран СНГ. Так, в Республике Бела­русь в 1994 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь "Об общественных объединениях", в который были внесены измене­ния в январе 1995 г.

Среди общественных объединений, составляющих важней­шую часть политических систем этих стран, особое место зани­мают политические партии. Организация, порядок деятельности политических партий, их правовое положение, взаимоотноше­ния с государством в ряде стран Содружества регулируются спе­циальными законодательными актами. Так, 4 октября 1994 г. в Республике Беларусь был принят Закон "О политических парти­ях", в который 22 марта 1995 г. были внесены изменения и допол­нения. Аналогичные законы имеются и в некоторых других госу­дарствах СНГ.

В конституциях стран Содружества, а также в законодатель­ных актах о политических партиях, как правило, провозглашает­ся равноправие всех общественных объединений. Однако, наде­ляя общественные объединения, и в том числе политические партии, равными правами, конституции и текущее законодатель­ство одновременно определяют основные принципы их деятель­ности. Во всех конституциях стран СНГ, в которых имеются поло­жения о политических партиях и других общественных объедине­ниях, строго предписывается, что деятельность политических партий не может противоречить положениям Конституции и зако­нодательству государства. Так, в ст. 7 Конституции Республики Армения говорится: "Партии образовываются свободно, способ­ствуют формированию и выражению политической воли народа. Их деятельность не может противоречить Конституции и зако­нам, а структура и образ действий — принципам демократии".

Конституции и текущее законодательство о политических партиях и общественных объединениях запрещают создание и деятельность политических партий и других общественных объе­динений, которые в своих программных документах (или в про­цессе своей деятельности) ставят целью насильственное измене­ние основ конституционного строя, нарушение целостности госу­дарства, подрыв его безопасности. Конституции запрещают деятельность партийных организаций в государственных органах, на предприятиях и в армии. Законодательством ряда стран СНГ запрещается деятельность общественных организаций, носящая антиобщественную и антигуманную направленность. Например, со­гласно п. 3 ст. 5 Конституции Республики Казахстан "запрещают­ся создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение кон­ституционного строя, нарушение целостности Республики, под­рыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизирован­ных формирований".

В большинстве конституций стран СНГ провозглашается свет­ский характер государства. В соответствующих положениях кон­ституций прямо или косвенно закреплено, что церковь отделена от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Большинство консти­туций стран СНГ, прямо или косвенно, провозглашают систему государственного образования, отделенного от церкви, и закрепля­ют светский характер образования. Одновременно конституции ука­зывают, что правовой статус и порядок образования религиозных объединений определяются законодательством государства, зачастую при этом признается равноправие всех религиозных конфес­сий, действующих на территории страны. В ст. 16 Конституции Республики Беларусь установлено: "Все религии и вероисповеда­ния равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отноше­нию к другим религиям не допускается".

Основы правового статуса личности

Значительное место в конституционном праве государств — участников СНГ занимают постановления, закрепляющие основы правового статуса личности. Степень развития данного государ­ственно-правового института определяется характером политичес­ких реформ, проходящих в каждой из стран — участниц Содру­жества. Важное значение для наиболее полного конституционно­го закрепления демократических прав и свобод личности в странах СНГ имеет также их приверженность принципам международно­го права, закрепленным в следующих международно-правовых документах; Уставе ООН; Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Международном пакте о гражданских и политических правах; Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ряде других важных международно-правовых документов, относящихся к международному гумани­тарному праву. Органичным дополнением этим основополагающим документам в области прав человека в странах СНГ явились Устав СНГ, Декларация о международных обязательствах в области прав и основных свобод в странах СНГ 1994 г. и Конвенция СНГ о пра­вах и основных свободах человека 1995 г.

Содержание разделов конституций стран СНГ, посвященных правовому статусу личности, свидетельствует об имплементации международно-правовых норм, посвященных правам и свободам человека, в их внутригосударственное законодательство. Очевид­но, что в современном мире государства — члены СНГ не могут быть полноправными членами международного сообщества, стро­го не ориентируя свое законодательство и свою государственную политику на установившиеся международные стандарты в облас­ти соблюдения основных прав и свобод человека.

Для конституций стран СНГ характерно также признание человека высшей ценностью. Так, в ст. 2 Конституции Республи­ки Беларусь отмечается приоритетное значение для государствен­ной политики прав и свобод человека: "Человек, его права, свобо­ды и гарантии их реализации являются высшей ценностью и це­лью общества и государства", а в п. 2 ст. 15 Конституции Кыргызской Республики говорится: "Основные права и свободы человека при­надлежат каждому от рождения. Они признаются в качестве абсо­лютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом от пося­гательств со стороны кого бы то ни было". Подобные принципиальные положения, касающиеся основных прав человека, содер­жатся в конституциях и других стран СНГ.

В соответствии с конституциями стран СНГ, гарантом прав и свобод выступает государство. Так, в п. 1 ст. 24 Конституции Рес­публики Молдова закреплено: "Государство гарантирует каждому человеку право на жизнь и на физическую и психическую непри­косновенность", а в п. 1 ст. 26, посвященной праву на защиту, говорится, что "право на защиту гарантируется".

На государство возлагается ответственность по обеспечению условий для свободного развития и самореализации личности. Го­сударству предписывается защищать жизнь и здоровье, честь и достоинство, свободу, неприкосновенность и безопасность личнос­ти независимо от пола, расы, национальности, языка, социально­го происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств.

Гражданство в странах СНГ

Правовой статус личности в странах СНГ в значительной мере зависит от характера института гражданства. Содержание данно­го института складывается, прежде всего, из конституционных норм, которые получают свое развитие в текущем законодатель­стве. Все конституции государств СНГ включают в себя нормы о гражданстве. Конституционное право закрепляет равное граждан­ство вне зависимости от оснований его приобретения. Об этом либо прямо говорится в соответствующих положениях конституции, либо это вытекает из смысла конституционных статей о граждан­стве или из разделов конституций о правах и свободах. Так, в п. 1 ст. 10 Конституции Республики Казахстан говорится: "Граждан­ство Республики Казахстан приобретается и прекращается в со­ответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения". В ряде других конституций госу­дарств — участников СНГ прямо не говорится о равенстве граж­данства вне зависимости от оснований его приобретения, но про­возглашается равноправие всех граждан.

Все конституции стран СНГ запрещают лишение граждан­ства по каким-либо мотивам. Согласно внутреннему законодатель­ству стран СНГ, заключение или расторжение брака с граждани­ном другого государства или лицом без гражданства автоматичес­ки не влечет за собой изменение гражданства супруга или супруги.

Одновременно многие конституции закрепляют право граж­данина изменить свое гражданство. В соответствии с конституци­ями стран СНГ никто не может быть лишен этого права. В ст. 7 Конституции Туркменистана говорится: "Никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство", а в п. 2 ст. 10 Конституции Республики Казахстан установлено: "Гражда­нин Республики ни при каких условиях не может быть лишен граж­данства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана". Большинство конституций стран СНГ не признают двойного гражданства. Однако законо­дательство некоторых из государств — участников Содружества допускает двойное гражданство в соответствии с национальным законодательством и международным договором. К таким госу­дарствам, например, относятся Туркменистан и Республика Мол­дова.

В конституциях всех государств СНГ закрепляется основопо­лагающий принцип гражданства — принцип защиты и покрови­тельства государства своим гражданам как внутри страны, так и за пределами государства. Пункт 4 ст. 13 Конституции Кыргызс­кой Республики, например, гласит: "Кыргызская Республика га­рантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пре­делами".

Конституционно-правовые нормы национального законода­тельства стран СНГ закрепляют положения, согласно которым гражданин государства не может быть выдан другому государ­ству иначе, чем на основании национального закона и междуна­родного договора.

Конституционные права и свободы

Основой правового статуса личности каждой конкретной стра­ны — участницы СНГ является совокупность основных прав и сво­бод человека и гражданина и их гарантий, а также обязанностей, закрепленных в конституциях этих государств.

Права и свободы, прокламируемые в конституциях стран — участниц СНГ, условно можно подразделить на три группы: лич­ные, политические и социально-экономические. Условность та­кой классификации прав и свобод состоит в том, что перечень и содержание конституционных прав и свобод в известной степени отличается в каждом конкретном государстве — участнике СНГ. Это объясняется особенностями каждой конкретной страны, а так­же уровнем и особенностями экономического и политического раз­вития, этнографическими особенностями и другими причинами. Этот перечень закрепляемых в конституции прав и свобод может в из­вестной степени отличаться в разных государствах. Однако в не­которых конституциях в разделе о правах и свободах делается оговорка о том, что данный перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не умаляет прав и свобод, закрепленных в дру­гих нормативно-правовых актах государства. Так, в Конституции Кыргызской Республики в п. 2 ст. 16 говорится: "Перечисление в Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека".

Характерной особенностью группы личных прав и свобод яв­ляется то, что обладание этими правами непосредственно не за­висит от принадлежности человека к гражданству государства. Данная группа прав включает в себя наиболее жизненно важные права и свободы. Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждо­му человеку по факту рождения.

Главным личным правом человека, закрепленным в консти­туциях всех стран — участниц СНГ, является право на жизнь. В демократическом государстве это неотъемлемое естественное право человека обеспечивается всей совокупностью государствен­но-правовых и других общественно-политических институтов. Кон­кретно это выражается в характере проводимой государством внутренней и внешней политики. Закрепляя это право в своих конституциях, страны - участницы Содружества возлагают на государство определенные обязанности в отношении сохранения жизни человека. Это предполагает, что, определяя основные на­правления своей внутренней политики, государство обязано пла­нировать ее таким образом, чтобы в ходе ее реализации в макси­мальной степени исключить угрозу жизни людей, проживающих на территории данного государства. Государство должно стремить­ся избегать при проведении внутренней политики внутренних меж­национальных вооруженных конфликтов, предпринимать меры по охране окружающей среды, бороться с преступлениями, направ­ленными против жизни человека, и т.д. Так, в ст. 9 Конституции Кыргызской Республики закреплено, что использование воору­женных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается, а пропаганда и разжигание межнациональ­ной розни являются антиконституционными. В своей внешней по­литике страны СНГ отказываются от войны как средства разре­шения международных споров и строят свои вооруженные силы на основе принципа самообороны и оборонительной достаточности. Так, в ст. 18 Конституции Республики Беларусь установлено, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из прин­ципов неприменения силы или угрозы силой и мирного урегули­рования споров. Некоторые государства СНГ ставят перспектив­ную задачу отказаться в обозримом будущем от применения смер­тной казни как исключительной меры наказания.

К группе конституционных личных прав относится право на охрану государством свободы, неприкосновенности и достоин­ства личности. Так, в п. 1 ст. 25 Конституции Республики Молдо­ва говорится: "Право на свободу и личную неприкосновенность нерушимо", а в ст. 18 Конституции Республики Армения закреп­лено: "Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность. Че­ловек не может быть подвергнут аресту, обыску иначе, как в ус­тановленном законом порядке. Он может быть заключен под стра­жу только по решению суда в установленном законом порядке".

Все конституции стран — участниц Содружества закрепляют право на неприкосновенность жилища как одно из важнейших в данной группе конституционных прав и свобод. Все конституции запрещают проникать против воли человека в его жилище, за исключением предусмотренных законом случаев. Конституция Рес­публики Молдова запрещает проникать не только в жилище человека без его согласия, но и в место пребывания лица, при этом Конституция Республики Молдова не уточняет содержание поня­тия "место пребывания лица". Так, в п. 1 ст. 29 Конституции Рес­публики Молдова установлено: "Жилище и место пребывания не­прикосновенны. Никто не может проникать или находиться в жи­лище или месте пребывания лица без его согласия". Одновременно в п. 2 этой же статьи перечисляются случаи отступления от данно­го права.

В конституциях стран СНГ закрепляется право на тайну пе­реписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Формулировки данного права в конституциях назван­ных выше государств примерно одинаковы. Однако конституции и текущее законодательство допускают ограничение этого права в интересах расследования уголовных дел и только на основании закона и при наличии судебного решения.

Конституции стран СНГ закрепляют за человеком право на защиту своей частной жизни от незаконного вмешательства. В отдельных случаях данное право объединено в одной статье с правом на неприкосновенность жилища, с правом на защиту чести и достоинства и с правом на тайну переписки и иных сообщений. Так, в ст. 27 Конституции Республики Узбекистан говорится: "Каж­дый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновен­ность его жилища. Никто не вправе войти в жилище, произво­дить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе, как в случае и порядке, предусмотренных за­коном".

Гарантии данного права проявляются в том, что конститу­ции, как правило, запрещают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия. В конституциях стран СНГ данное право иногда включает в себя также право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений. Так, в п. 1 ст. 20 Конституции Грузии говорит­ся: "Личная жизнь каждого человека, его рабочее место, личные записи, переписка, переговоры по телефону или с использовани­ем других технических средств, а также полученные с помощью технических средств уведомления неприкосновенны".

Право на свободу передвижения закрепляется примерно оди­наково во всех конституциях стран — участниц СНГ. Как прави­ло, закрепляется не только свобода передвижения по территории государства, но и право на выезд из страны и на беспрепятствен­ное возвращение обратно. Однако, исходя из содержания положе­ний конституций некоторых государств, можно сделать вывод, что законодательством предусматриваются ограничения не толь­ко на выезд из страны, но и на возвращение в страну. Так, на­пример, в п. 2 ст. 22 Конституции Грузии говорится: "Каждый, кто законно находится в Грузии, может свободно выезжать из Грузии. Гражданин вправе свободно въезжать в Грузию". Однако в п. 3 этой же статьи установлено: "Ограничение прав, указанных в пунктах 1 и 2, допускается только в соответствии с законом, в целях обеспечения необходимой для осуществления в демократи­ческом обществе государственной или общественной безопаснос­ти, охраны здоровья, предотвращения преступности или осуще­ствления правосудия".

Все конституции стран СНГ закрепляют свободу совести, сво­боду вероисповедания. Однако нужно отметить, что в конститу­циях различных стран формулировка соответствующей статьи о свободе совести в значительной степени отличается как по объе­му, так и по содержанию. Так, например, в Конституции Респуб­лики Казахстан содержание ст. 22 состоит из двух лаконичных пунктов: "1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществ­ление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанно­сти перед государством." Вместе с тем в Конституции Туркменис­тана свобода религий и вероисповеданий закреплена в разделе об основах конституционного строя и там, в ст. 11, дается разверну­тая формулировка данной свободы и закрепляются гарантии ее реализации.

В некоторых конституциях свобода совести закрепляется не самостоятельно в отдельной статье, а в сочетании с другими лич­ными правами. Так, в Конституции Республики Армения свобода совести и вероисповедания закрепляется в сочетании с правом на свободу мысли (ст. 23 Конституции).

В большинстве конституций стран СНГ в конституционных положениях, посвященных свободе совести, закрепляется, что каждый вправе единолично или совместно с другими исповедо­вать любую религию или не исповедовать никакой, самостоятель­но определять свое отношение к религии, а также распростра­нять религиозные убеждения, участвовать в отправлении религи­озных культов.

Конституции стран СНГ закрепляют свободу мысли и слова, а также право свободно получать, искать, распространять ин­формацию. Как правило, в конституциях государств Содружества эти права и свободы закрепляются в одном блоке. Однако форму­лировки и содержание соответствующих положений конституций стран СНГ, посвященных свободе слова, могут существенно от­личаться. В одних конституциях законодатель ограничивается лишь краткой формулировкой о свободе слова, в других дается развер­нутое содержание данной свободы. Так, в ст. 33 Конституции Рес­публики Беларусь само понятие свобода слова не употребляется, но из смысла статьи следует, что речь идет в том числе и о свободе слова: "Каждому гарантируется свобода мнений, убежде­ний и их свободное выражение", а, например, в п. 1, 2 ст. 32 Конституции Республики Молдова аналогичная статья сформули­рована более развернуто: "Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными спосо­бами. Свобода выражения не должна наносить ущерб чести, дос­тоинству или праву другого лица иметь собственные взгляды".

Конституции стран СНГ, закрепляя свободу слова, мысли, убеждений, одновременно устанавливают, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или к отказу от них.

Важное место в конституциях стран — участниц Содруже­ства занимает группа политических прав и свобод, Эта группа конституционных прав и свобод тесно связана с гражданством и осуществлением государственной власти. В общих чертах можно определить круг политических прав и свобод, закрепляемых во всех конституциях стран СНГ. К ним относятся: право на участие в управлении делами государства; право граждан направлять лич­ные и коллективные обращения в государственные органы; право граждан на равный доступ к государственной службе; право на свободу объединений; свобода собраний, митингов, уличных ше­ствий и демонстраций; право избирать и быть избранным.

Содержание конституционных статей, закрепляющих право граждан на участие в управлении делами государства, в консти­туциях стран СНГ отличается незначительно. Так, ст. 27 Консти­туции Республики Армения гласит: "Граждане Республики Арме­ния, достигшие возраста 18 лет, имеют право непосредственно или через избранных свободным волеизъявлением своих предста­вителей участвовать в управлении государством". В данном слу­чае право на участие граждан в управлении государством допол­няется положением Конституции, закрепленным в ст. 2 главы I "Основы конституционного строя", где говорится о том, что на­род осуществляет свою власть посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией го­сударственные органы, органы местного самоуправления и через должностных лиц. Однако в некоторых конституциях стран СНГ говорится об участии граждан в управлении не государственны­ми, а общественными делами. Так, в п. 1 ст. 39 Конституции Рес­публики Молдова установлено: "Граждане Республики Молдова имеют право на участие в управлении общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей". В данном случае подразумевается, что гражданин имеет право участво­вать не только в управлении государством, но и в работе органов местного самоуправления и в других негосударственных органи­зациях.

Право обращаться с индивидуальными и коллективными по­сланиями (петициями) также закреплено в конституциях стран СНГ. Наличие этого права является гарантией общественно-поли­тической активности граждан данных стран. Формулировки консти­туционных положений, посвященных данному праву, в каждой от­дельной стране СНГ часто содержат не только определение дан­ного права, но и конституционные гарантии его реализации, которые выражаются в обязанностях, возлагаемых конституцией на государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица в этих органах. Так, в ст. 40 Конституции Ук­раины закреплено: "Все имеют право направлять индивидуаль­ные или коллективные письменные обращения либо лично обра­щаться в органы государственной власти, органы местного само­управления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок".

Право на равный доступ к государственной службе самым тесным образом связано с конституционным правом на участие в управлении делами государства. Конституции стран — участниц Содружества, как правило, закрепляют данное право в совокуп­ности с правом на участие в управлении государственными дела­ми. Однако в некоторых конституциях право на равный доступ к государственной службе специально не закрепляется. Так, на­пример, Конституции Узбекистана, Туркменистана, Таджикис­тана специально такого права не закрепляют, однако оно логи­чески вытекает из конституционных положений о равноправии граждан государства, закрепленных в конституциях упомянутых стран. В некоторых конституциях закрепляется право граждан на участие в отправлении правосудия.

Право граждан на объединение. Такое конституционное пра­во имеет место во всех конституциях стран СНГ. Часто в соответ­ствующих конституционных положениях, закрепляющих это пра­во, особо упоминается о праве на создание профессиональных союзов. Одновременно конституции некоторых стран СНГ закреп­ляют гарантии прав оппозиционного меньшинства в политических партиях {например, ст. 34 Конституции Республики Узбекистан).

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонст­раций. Это право закрепляется во всех конституциях стран СНГ. Однако часто конституции, закрепляя это право, ставят непре­менное условие, что граждане могут собираться только мирно и без оружия. В большинстве конституций данное право относится к группе политических конституционных прав. Но в некоторых конституциях стран СНГ данное право отнесено к правам челове­ка, как, например, в Конституции Азербайджанской Республики.

Избирательные права во всех конституциях стран СНГ зак­репляются только за гражданами. Часто эти права закрепляются в контексте права граждан на участие в управлении государством. Практически все конституции содержат ограничение этого права в отношении граждан, признанных судом недееспособными, и в отношении граждан, отбывающих наказание по приговору суда. В отдельных конституциях не перечисляются категории граждан, лишенных избирательных прав, а только говорится о том, что ограничение в избирательных правах осуществляется на основа­нии закона (например, п. 2 ст. 38 Конституции Республики Мол­дова).

Активное избирательное право в странах СНГ обычно пре­доставляется гражданам с 18 лет, а возрастной ценз пассивного избирательного права в парламент колеблется в разных странах в пределах от 21 года до 25 лет.

Важнейшей составной частью правового статуса личности в странах СНГ является группа конституционных социально-эконо­мических прав и свобод. Эти права и свободы представляют собой важнейшую часть экономической основы реализации всех осталь­ных прав и свобод человека и гражданина. Без конституционных социально-экономических прав и свобод невозможно говорить о наиболее полной реализации остальных конституционных прав и свобод.

Конституции стран, вошедших в Содружество Независимых Государств, закрепляют права и свободы данной группы и гаран­тируют их в той степени, в которой это позволяют экономический потенциал государства и возможности национальной экономики.

Конституции стран СНГ в соответствующих разделах о пра­вах и свободах закрепляют право каждого на владение, пользова­ние и распоряжение частной собственностью. В ряде конститу­ций дается развернутая формулировка данного права. В них так­же упоминается о праве каждого на пользование результатами своей интеллектуальной и творческой деятельности (например, ст. 41 Конституции Украины). Как правило, в конституциях упо­мянутых выше стран вместе с закреплением права граждан на собственность закрепляется и право на наследование собственнос­ти. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что некото­рые конституции особо оговаривают право собственности на землю и в некоторых из них круг субъектов, имеющих право собственно­сти на землю, ограничивается только гражданами данного госу­дарства (например, ст. 28 Конституции Республики Армения). Од­нако в этом случае в конституции делается оговорка, что иност­ранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться правом собственности на землю в случаях, предусмотренных за­коном.

Свобода труда и свобода выбора рода деятельности и про­фессии закрепляется практически во всех конституциях стран СНГ. Однако в некоторых конституциях закрепляется не право на труд, а свобода труда (п. 2 Конституции Кыргызской Республики; п. 1, 2 ст. 30; ст. 31 Конституции Грузии). Вместе с тем, например, на Грузинское государство Конституцией возлагается обязанность содействовать развитию свободного предпринимательства и кон­куренции, а также заботиться о равномерном социально-эконо­мическом развитии всей территории страны.

Устанавливая право на труд, конституции стран СНГ в по­давляющем большинстве содержат запрет на применение прину­дительного труда. Однако некоторые конституции допускают ог­раничение этого права по приговору суда, а также в условиях чрезвычайного и военного положения (например, п. 1 ст. 24 Конституции Республики Казахстан; ст. 44 Конституции Республики Молдова; ст. 38 Конституции Республики Узбекистан).

В совокупности с закреплением права на труд конституции закрепляют также за человеком право на справедливую и не ниже установленного законом минимального размера оплату труда.

Конституции стран СНГ закрепляют также право на охрану труда. Помимо закрепления данного права конституции одновре­менно возлагают на государство обязанность осуществлять охра­ну труда, которая заключается в том, чтобы на предприятиях, независимо от их принадлежности к определенной форме собствен­ности, соблюдались правила безопасности и гигиены труда.

С правом на труд самым тесным образом связано право на отдых. Это право гарантируется во всех конституциях упомяну­тых выше государств тем, что основные законы стран СНГ уста­навливают восьмичасовую максимальную продолжительность ра­бочего дня, а также законодательно закрепленные выходные и праздничные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск. В некоторых конституциях устанавливается также и минимальная продолжи­тельность ежегодного отпуска (например, ст. 44 Конституции Азер­байджанской Республики).

Ориентация многих государств — участников Содружества на проведение в своих странах реформ, направленных на станов­ление рыночной экономики, вызвало значительный избыток ра­бочей силы. Конституции этих стран по-разному решают вопрос о защите своих граждан от безработицы. В ряде конституций пря­мо не говорится о защите граждан от безработицы, а лишь упо­минается о том, что на государство возлагается обязанность за­ботиться о равномерном социально-экономическом развитии всей страны и способствовать трудоустройству граждан, не имеющих работы (ст. 31, 32 Конституции Республики Грузия). Подобные по­ложения содержатся и в Конституции Республики Беларусь (ст. 41).

В контексте права на труд в конституциях упомянутых выше стран закрепляются конституционные гарантии, заключающиеся в том, что на государство возлагаются обязанности по развитию профессионального обучения, подготовке и переподготовке кад­ров в соответствии с общественными потребностями (например, ст. 43 Конституции Украины).

В конституциях некоторых государств закрепляется право на забастовку. Однако многие конституции устанавливают, что та­кое право может быть признано законным лишь при условии, что забастовка проводится с целью защиты профессиональных интересов экономического и социального характера (п. 1 ст. 45 Конституции Республики Молдова). В некоторых конституциях право на забастовку не закреплено (Конституция Республики Таджикистан; Конституция Туркменистана; Конституция Респуб­лики Узбекистан). В отдельных конституциях предусмотрено, что право на забастовку может быть ограничено на основании закона при условии, что проведение забастовки угрожает национальной безопасности или нарушает права и свободы других людей (ст. 44 Конституции Украины).

Право на жилище закрепляется в конституциях большинства стран СНГ. В некоторых конституциях это право закрепляется в контексте права на неприкосновенность жилища (например, п. 2 ст. 25 Конституции Республики Казахстан). Конституции государств СНГ обусловливают предоставление этого права тем, что основ­ная масса населения приобретает жилье на собственные средства, а государство берет на себя обязанность способствовать этому при помощи предоставления льготных кредитов на строительство жи­лья, развития жилищного строительства в стране, развития про­изводства строительных материалов и т. д. В ряде стран предос­тавление бесплатного жилья за счет государства возможно только для тех категорий граждан, которые упомянуты в соответствую­щем законе. В отдельных конституциях вообще не предусматри­вается предоставление бесплатного государственного жилья, и малоимущим гражданам жилье предоставляется за умеренную доступную плату (например, п. 2 ст. 25 Конституции Республики Казахстан).

Практически все конституции стран Содружества закрепля­ют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. В зависимости от государства закрепление этого права отличает­ся как по объему, так и по содержанию. Так, одни конституции закрепляют не только право на охрану здоровья, но также и право на медицинскую помощь и право на медицинское страхова­ние (например, ст. 49 Конституции Украины). В конституциях не­которых государств как гарантируется бесплатное лечение и ле­чение за счет средств медицинского страхования в государствен­ных учреждениях здравоохранения, так и предоставляются гарантии в виде обязанностей, возлагаемых на государство, по развитию физической культуры и спорта, по оздоровлению окру­жающей среды и т. д. (например, ст. 45, 46 Конституции Республи­ки Беларусь).

В некоторых конституциях право на охрану здоровья и меди­цинскую помощь не закрепляется вообще. Так, в п. 1 ст. 47 Консти­туции Республики Молдова закрепляется право на социальное обес­печение и защиту. В данной статье говорится, что "государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку дос­тойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоро­вья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социаль­ного обслуживания". В данном случае можно предположить, что государство берет на себя обязанность обеспечивать соответству­ющий жизненный уровень населения, а забота о здоровье явля­ется делом каждого в отдельности.

Некоторые конституции закрепляют лишь право на охрану здоровья, другие устанавливают ещё и конституционные гаран­тии его реализации. Так, в Конституции Грузии в ст. 37 дается развернутая формулировка, состоящая из пяти пунктов, объеди­няющих все права и гарантии прав, связанных с охраной здоро­вья и медицинским обслуживанием. В Конституции Республики Узбекистан ст. 40 довольно лаконична и гласит: "Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание". Одна­ко, как уже упоминалось выше, от объема конституционных ста­тей в разделах о правах человека и гражданина вовсе не зависит полнота реализации данных прав в повседневной жизни. В решаю­щей степени это зависит от состояния экономики каждой конкрет­ной страны.

Право на социальное обеспечение. Это право предоставляется в государствах — участниках СНГ главным образом в случае бо­лезни, инвалидности, по старости или в случае потери кормиль­ца. Однако объем конституционных статей, посвященных праву на социальное обеспечение, и их содержание существенно отли­чаются в каждом конкретном государстве. В целом ряде стран ре­ализация права на социальную защиту предполагается за счет средств общеобязательного государственного социального стра­хования (например, ст. 46 Конституции Украины).

В некоторых конституциях закрепляется также право на до­статочный жизненный уровень. Такое право предполагает, что государство обязано всемерно способствовать постоянному повы­шению жизненного уровня населения страны, чтобы каждый че­ловек мог обеспечить себе достойное существование.

Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду закрепляется в конституциях стран СНГ как в специальной статье (например, ст. 46 Конституции Республики Беларусь), так и в кон­тексте права на охрану здоровья (например, п. 3, 4, 5 ст. 37 Кон­ституции Грузии). Во многих конституциях на государство возла­гается обязанность обеспечивать охрану окружающей среды, а государственные органы и должностные лица обязаны беспрепят­ственно предоставлять населению информацию о состоянии окру­жающей среды.

Значительное место в разделах конституций стран СНГ о правах и свободах уделяется защите семьи, материнства и дет­ства. Однако в некоторых конституциях под защиту взято не толь­ко материнство, но и отцовство. Так, например, в п. 1 ст. 27 Кон­ституции Республики Казахстан говорится: "Брак и семья, мате­ринство, отцовство и детство находятся под защитой государства".

Важнейшим конституционным правом, оказывающим влия­ние прямо или косвенно на все сферы общественной жизни, яв­ляется право на образование. Конституции стран Содружества, как правило, закрепляют развернутые формулировки этого права, нередко гарантирующие бесплатное среднее образование в госу­дарственных учебных заведениях (например, ст. 49 Конституции Республики Беларусь) и устанавливающие обязательное среднее образование (например, ст. 53 Конституции Украины). Гражданам предоставляется право на получение бесплатного высшего образования в государственных высших учебных заведениях на кон­курсной основе. Но конституции предусматривают возможность получения гражданами и платного образования в порядке, уста­новленном законом. Закрепляя право на образование, отдельные конституции устанавливают свободу религиозного образования, подчеркивая при этом, что государственное образование носит светский характер (например, п. 8 ст. 35 Конституции Республики Молдова).

Право на свободу творчества закрепляется в большинстве конституций стран СНГ. Одновременно, некоторые конституции закрепляют гарантии свободы литературного, художественного, научного и технического творчества, а также гарантируют защи­ту интеллектуальной собственности. В конституционных положе­ниях закрепляется право автора на результаты интеллектуаль­ной, творческой деятельности. Гарантии права пользования ре­зультатами своей интеллектуальной деятельности заключаются в положениях конституций о запрете использовать без согласия соб­ственника результаты его интеллектуальной и творческой собствен­ности (например, ст. 54 Конституции Украины).

Отдельные конституции государств — участников СНГ зак­репляют право каждого на участие в культурной жизни, которое предполагает гарантированную государством общедоступность цен­ностей отечественной и мировой культуры, находящихся в распо­ряжении государства. Конституции стран СНГ, закрепляя право на участие в культурной жизни, возлагают на государство обя­занности по развитию культурно-просветительных учреждений (например, ст. 51 Конституции Республики Беларусь).

Закрепляя права и свободы, конституции стран СНГ адресу­ют своим гражданам и другим категориям лиц, проживающим или находящимся на территории государства, определенные обязан­ности. Большая часть конституционных обязанностей адресована всем категориям лиц, проживающим на территории страны, т. е. они в равной степени распространяются на иностранцев и лиц без гражданства. К таким обязанностям относятся, например: обязан­ность каждого соблюдать конституцию и законы государства, обязанность уважать права, свободы и законные интересы дру­гих лиц и т. д.

Своим гражданам конституции всех стран — участниц СНГ адресуют обязанность по защите отечества.

Закрепление обязанности платить установленные законом налоги характерно для конституций всех стран СНГ. Однако неко­торые конституции адресуют эту обязанность не каждому, а только своим гражданам.

В конституциях стран СНГ закрепляются также и такие обя­занности, как: обязанность по сохранению памятников культу­ры и истории, обязанность беречь и охранять природу.

В отдельных конституциях стран Содружества закрепляет­ся обязанность граждан быть верными родине (например, ст. 83 Конституции Азербайджанской Республики). В конституциях ряда стран СНГ закрепляется также обязанность уважать государствен­ные символы своей страны (например, п. 2 ст. 34 Конституции Рес­публики Казахстан; ст. 84 Конституции Азербайджанской Респуб­лики).

Конституции некоторых государств в разделах о правах и свободах содержат также конституционные положения, сформу­лированные в форме запретов. Многие конституции стран СНГ запрещают использование прав и свобод в ущерб другим лицам или в целях свержения конституционного строя, разжигания на­циональной, расовой, религиозной ненависти, пропаганды наси­лия и войны (например, ст. 48 Конституции Республики Армения).