§ 1. Общие положения конституций стран снг
В конституциях и текущем законодательстве стран СНГ заметно влияние общепризнанных принципов и норм международного права, что отражает современный прогрессивный подход к формированию и содержанию национальных правовых систем, прогрессивные интеграционные тенденции в праве. Особое влияние на конституционное развитие стран СНГ и на их текущее законодательство оказали такие международно-правовые акты, как Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Хельсинкский заключительный акт 1978 г. и другие международно-правовые акты, имеющие первостепенное значение для становления и развития демократической правовой государственности.
Демократическая направленность преобразований, происходящих в обществе и государстве, находит своё отражение в конституциях стран СНГ. Конституционные реформы, осуществленные и осуществляемые в этих странах, наглядно свидетельствуют о тех общественно-политических процессах, которые связаны с совершенствованием организации государственной власти в постсоветский период. Конституционное закрепление прав человека и гражданина, утверждение государственного суверенитета, становление рыночных отношений характеризуют основные направления конституционного развития стран СНГ. На основе конституций стран СНГ развертывается формирование их правовых систем.
Основы конституционного строя
Основы конституционного строя утверждаются на принципиально новых для этих государств демократических принципах, общепризнанных в мировом сообществе, таких, как: провозглашение демократического характера государства; признание человека высшей ценностью в обществе и государстве и конституционное закрепление его основных прав и свобод; народовластие; принцип разделения властей; стремление к правовой государственности; верховенство закона во всех сферах государственной жизни; политический плюрализм; равноправие и плюрализм всех форм собственности; социальная направленность государственной власти; светский характер государства. В той или иной форме закрепление или декларация этих принципов присутствуют во всех конституциях стран СНГ.
Так, в Конституции Республики Армения глава I специально посвящена основам конституционного строя. Республика Армения провозглашается суверенным, демократическим, социальным, правовым государством, которое обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов государства и в соответствии с принципами и нормами международного права и государственная власть в которой осуществляется на основе принципа разделения властей. В Конституции Республики Молдова в разделе I "Основные принципы" Республика Молдова провозглашается демократическим правовым государством, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются Конституцией. В Конституции Украины в разделе I "Общие положения" закрепляется, что Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным правовым государством с республиканской формой правления, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Большинство конституций стран СНГ закрепляют суверенитет народа и народ провозглашается единственным источником государственной власти.
Большое значение в конституциях стран СНГ придается провозглашению государственного суверенитета. В своих конституциях они стремятся особо подчеркнуть суверенный характер их государственности. Такое особое внимание конституционному закреплению государственного суверенитета объясняется тем, что народы большинства бывших республик СССР ни до его образования, ни после не имели собственного независимого суверенного государства. Так, Конституция Туркменистана гарантирует верховенство и полноту государственной власти на своей территории.
В ней говорится, что "Государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы" (ст. 1). В Конституции Украины (ст. 2) закреплено, что суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. В Конституции Армении (ст. 1) Республика Армения провозглашается суверенным государством. Статья 1 Конституции Кыргызской Республики провозглашает, что суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию. Аналогичные положения содержатся в конституциях и других стран СНГ.
Конституции стран СНГ распространяют принцип государственного суверенитета и на сферу внешнеполитических отношений. В конституциях упомянутых стран прямо или косвенно подчеркивается, что они являются полноправными субъектами международных отношений и их внешняя политика построена на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела других государств, территориальной целостности государств, а также на основе других общепризнанных принципов и норм международного права. Так, например, в главе VI Конституции Республики Узбекистан, посвященной внешней политике, говорится: "Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений".
Практически все конституции государств СНГ закрепляют социальный характер государства. Это означает, что конституцией на государство возлагается обязанность стремиться к обеспечению социальной справедливости и благополучия населения страны, а также проводить такую социальную политику, которая нацелена на социальную защищенность человека. Конкретно это выражается в том, что конституция обязывает государство всемерно способствовать созданию достойных условий жизни человека для его всестороннего, гармоничного, свободного, творческого развития. В соответствии с конституцией, государство обязано способствовать как можно большей занятости населения, гарантировать минимальный уровень оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи и обеспечивать реализацию родительских прав, охранять здоровье людей. В конституциях стран СНГ на государство возлагаются обязанности в сфере социального обеспечения и социальной поддержки инвалидов, пожилых людей и других категорий населения, имеющих право на социальное обеспечение. Основные законы упомянутых государств закрепляют гарантии социального обеспечения из бюджета государства по старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца. В конституциях стран СНГ предусматриваются обязанности государства по обеспечению экологического благополучия в государстве.
Важнейшее место в конституциях стран СНГ отводится регулированию вопросов, связанных с правом собственности. Следует отметить, что в каждой отдельной стране — участнице СНГ конституционно-правовое регулирование основополагающих отношений в сфере собственности порой существенно отличается. Так, не все конституции провозглашают многообразие форм собственности. Например, в ст. 13 Конституции Республики Беларусь говорится, что "собственность может быть государственной и частной", а в ст. 14 Конституции Азербайджанской Республики закреплено, что "собственность может быть государственной, частной и муниципальной".
Большинство конституций стран СНГ провозглашают равную защиту всех форм собственности. Они закрепляют равноправие всех форм и видов собственности, гарантируют их равную защиту и одинаковые условия для их развития. Так, в ст. 53 Конституции Узбекистана читаем: "Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством". Однако в некоторых конституциях говорится не о защите всех форм собственности, а о защите всех субъектов права собственности. Например, в ст. 13 Конституции Украины устанавливается: "Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом".
Конституции запрещают конфискацию собственности, за исключением случаев ее незаконного приобретения и только по решению суда. Вместе с тем в разделах о правах и свободах человека и гражданина многие конституции стран СНГ наряду с гарантиями права собственности допускают в исключительных случаях, предусмотренных законом, отчуждение имущества для государственных нужд при условии его равноценного возмещения. Так, в п. 3 ст. 26 Конституции Республики Казахстан говорится: "Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения".
В конституциях стран СНГ земля, недра, леса и другие природные ресурсы признаются либо собственностью государства, либо собственностью народа, по поручению которого государственные органы осуществляют права собственности народа. Согласно ст. 13 Конституции Украины "земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа". В то же время в Конституции Республики Узбекистан (ст. 55) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы объявляются общенациональным богатством и подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Одновременно конституции допускают, что земля, недра и природные ресурсы могут быть объектами разных форм собственности.
Практически все конституции стран СНГ провозглашают демократический характер государства. В основных законах этих государств запрещается узурпация государственной власти кем бы то ни было. Об этом, например, говорится в ст. 5 Конституции Азербайджана: "Ни одна народность Азербайджана, ни одно лицо, социальная группа или организация не может присвоить полномочие по осуществлению государственной власти"; в п. 2 ст. 2 Конституции Республики Молдова устанавливается, что "ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объединение не могут осуществлять государственную власть от своего имени. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением против народа"; в п. 3 ст. 3 Конституции Республики Казахстан закреплено: "Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону...". Подобные положения закреплены в конституциях и других государств СНГ.
В ряде конституций государств СНГ провозглашается политический плюрализм и идеологическое многообразие. Так, в ст. 7 Конституции Республики Армения говорится: "...в Республике Армения признается многопартийность"; в п. 1 ст. 5 Конституции Республики Казахстан закреплено, что в Республике "...признается идеологическое и политическое многообразие"; в п. 3 ст. 1 Конституции Республики Молдова провозглашается, что: "...справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются".
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в странах Содружества на конституционном уровне провозглашается многообразие политических институтов и мнений, а также запрет на провозглашение какой-либо идеологии в качестве государственной.
Конституции ряда стран СНГ допускают множественность общественных организаций и массовых общественных движений. Конституционные положения, закрепляющие основы правового статуса общественных объединений, получают свое развитие в текущем законодательстве стран СНГ. Так, в Республике Беларусь в 1994 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь "Об общественных объединениях", в который были внесены изменения в январе 1995 г.
Среди общественных объединений, составляющих важнейшую часть политических систем этих стран, особое место занимают политические партии. Организация, порядок деятельности политических партий, их правовое положение, взаимоотношения с государством в ряде стран Содружества регулируются специальными законодательными актами. Так, 4 октября 1994 г. в Республике Беларусь был принят Закон "О политических партиях", в который 22 марта 1995 г. были внесены изменения и дополнения. Аналогичные законы имеются и в некоторых других государствах СНГ.
В конституциях стран Содружества, а также в законодательных актах о политических партиях, как правило, провозглашается равноправие всех общественных объединений. Однако, наделяя общественные объединения, и в том числе политические партии, равными правами, конституции и текущее законодательство одновременно определяют основные принципы их деятельности. Во всех конституциях стран СНГ, в которых имеются положения о политических партиях и других общественных объединениях, строго предписывается, что деятельность политических партий не может противоречить положениям Конституции и законодательству государства. Так, в ст. 7 Конституции Республики Армения говорится: "Партии образовываются свободно, способствуют формированию и выражению политической воли народа. Их деятельность не может противоречить Конституции и законам, а структура и образ действий — принципам демократии".
Конституции и текущее законодательство о политических партиях и общественных объединениях запрещают создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, которые в своих программных документах (или в процессе своей деятельности) ставят целью насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности. Конституции запрещают деятельность партийных организаций в государственных органах, на предприятиях и в армии. Законодательством ряда стран СНГ запрещается деятельность общественных организаций, носящая антиобщественную и антигуманную направленность. Например, согласно п. 3 ст. 5 Конституции Республики Казахстан "запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований".
В большинстве конституций стран СНГ провозглашается светский характер государства. В соответствующих положениях конституций прямо или косвенно закреплено, что церковь отделена от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Большинство конституций стран СНГ, прямо или косвенно, провозглашают систему государственного образования, отделенного от церкви, и закрепляют светский характер образования. Одновременно конституции указывают, что правовой статус и порядок образования религиозных объединений определяются законодательством государства, зачастую при этом признается равноправие всех религиозных конфессий, действующих на территории страны. В ст. 16 Конституции Республики Беларусь установлено: "Все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим религиям не допускается".
Основы правового статуса личности
Значительное место в конституционном праве государств — участников СНГ занимают постановления, закрепляющие основы правового статуса личности. Степень развития данного государственно-правового института определяется характером политических реформ, проходящих в каждой из стран — участниц Содружества. Важное значение для наиболее полного конституционного закрепления демократических прав и свобод личности в странах СНГ имеет также их приверженность принципам международного права, закрепленным в следующих международно-правовых документах; Уставе ООН; Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Международном пакте о гражданских и политических правах; Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ряде других важных международно-правовых документов, относящихся к международному гуманитарному праву. Органичным дополнением этим основополагающим документам в области прав человека в странах СНГ явились Устав СНГ, Декларация о международных обязательствах в области прав и основных свобод в странах СНГ 1994 г. и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.
Содержание разделов конституций стран СНГ, посвященных правовому статусу личности, свидетельствует об имплементации международно-правовых норм, посвященных правам и свободам человека, в их внутригосударственное законодательство. Очевидно, что в современном мире государства — члены СНГ не могут быть полноправными членами международного сообщества, строго не ориентируя свое законодательство и свою государственную политику на установившиеся международные стандарты в области соблюдения основных прав и свобод человека.
Для конституций стран СНГ характерно также признание человека высшей ценностью. Так, в ст. 2 Конституции Республики Беларусь отмечается приоритетное значение для государственной политики прав и свобод человека: "Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства", а в п. 2 ст. 15 Конституции Кыргызской Республики говорится: "Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Они признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было". Подобные принципиальные положения, касающиеся основных прав человека, содержатся в конституциях и других стран СНГ.
В соответствии с конституциями стран СНГ, гарантом прав и свобод выступает государство. Так, в п. 1 ст. 24 Конституции Республики Молдова закреплено: "Государство гарантирует каждому человеку право на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность", а в п. 1 ст. 26, посвященной праву на защиту, говорится, что "право на защиту гарантируется".
На государство возлагается ответственность по обеспечению условий для свободного развития и самореализации личности. Государству предписывается защищать жизнь и здоровье, честь и достоинство, свободу, неприкосновенность и безопасность личности независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств.
Гражданство в странах СНГ
Правовой статус личности в странах СНГ в значительной мере зависит от характера института гражданства. Содержание данного института складывается, прежде всего, из конституционных норм, которые получают свое развитие в текущем законодательстве. Все конституции государств СНГ включают в себя нормы о гражданстве. Конституционное право закрепляет равное гражданство вне зависимости от оснований его приобретения. Об этом либо прямо говорится в соответствующих положениях конституции, либо это вытекает из смысла конституционных статей о гражданстве или из разделов конституций о правах и свободах. Так, в п. 1 ст. 10 Конституции Республики Казахстан говорится: "Гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения". В ряде других конституций государств — участников СНГ прямо не говорится о равенстве гражданства вне зависимости от оснований его приобретения, но провозглашается равноправие всех граждан.
Все конституции стран СНГ запрещают лишение гражданства по каким-либо мотивам. Согласно внутреннему законодательству стран СНГ, заключение или расторжение брака с гражданином другого государства или лицом без гражданства автоматически не влечет за собой изменение гражданства супруга или супруги.
Одновременно многие конституции закрепляют право гражданина изменить свое гражданство. В соответствии с конституциями стран СНГ никто не может быть лишен этого права. В ст. 7 Конституции Туркменистана говорится: "Никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство", а в п. 2 ст. 10 Конституции Республики Казахстан установлено: "Гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана". Большинство конституций стран СНГ не признают двойного гражданства. Однако законодательство некоторых из государств — участников Содружества допускает двойное гражданство в соответствии с национальным законодательством и международным договором. К таким государствам, например, относятся Туркменистан и Республика Молдова.
В конституциях всех государств СНГ закрепляется основополагающий принцип гражданства — принцип защиты и покровительства государства своим гражданам как внутри страны, так и за пределами государства. Пункт 4 ст. 13 Конституции Кыргызской Республики, например, гласит: "Кыргызская Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами".
Конституционно-правовые нормы национального законодательства стран СНГ закрепляют положения, согласно которым гражданин государства не может быть выдан другому государству иначе, чем на основании национального закона и международного договора.
Конституционные права и свободы
Основой правового статуса личности каждой конкретной страны — участницы СНГ является совокупность основных прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, а также обязанностей, закрепленных в конституциях этих государств.
Права и свободы, прокламируемые в конституциях стран — участниц СНГ, условно можно подразделить на три группы: личные, политические и социально-экономические. Условность такой классификации прав и свобод состоит в том, что перечень и содержание конституционных прав и свобод в известной степени отличается в каждом конкретном государстве — участнике СНГ. Это объясняется особенностями каждой конкретной страны, а также уровнем и особенностями экономического и политического развития, этнографическими особенностями и другими причинами. Этот перечень закрепляемых в конституции прав и свобод может в известной степени отличаться в разных государствах. Однако в некоторых конституциях в разделе о правах и свободах делается оговорка о том, что данный перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не умаляет прав и свобод, закрепленных в других нормативно-правовых актах государства. Так, в Конституции Кыргызской Республики в п. 2 ст. 16 говорится: "Перечисление в Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека".
Характерной особенностью группы личных прав и свобод является то, что обладание этими правами непосредственно не зависит от принадлежности человека к гражданству государства. Данная группа прав включает в себя наиболее жизненно важные права и свободы. Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку по факту рождения.
Главным личным правом человека, закрепленным в конституциях всех стран — участниц СНГ, является право на жизнь. В демократическом государстве это неотъемлемое естественное право человека обеспечивается всей совокупностью государственно-правовых и других общественно-политических институтов. Конкретно это выражается в характере проводимой государством внутренней и внешней политики. Закрепляя это право в своих конституциях, страны - участницы Содружества возлагают на государство определенные обязанности в отношении сохранения жизни человека. Это предполагает, что, определяя основные направления своей внутренней политики, государство обязано планировать ее таким образом, чтобы в ходе ее реализации в максимальной степени исключить угрозу жизни людей, проживающих на территории данного государства. Государство должно стремиться избегать при проведении внутренней политики внутренних межнациональных вооруженных конфликтов, предпринимать меры по охране окружающей среды, бороться с преступлениями, направленными против жизни человека, и т.д. Так, в ст. 9 Конституции Кыргызской Республики закреплено, что использование вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается, а пропаганда и разжигание межнациональной розни являются антиконституционными. В своей внешней политике страны СНГ отказываются от войны как средства разрешения международных споров и строят свои вооруженные силы на основе принципа самообороны и оборонительной достаточности. Так, в ст. 18 Конституции Республики Беларусь установлено, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов неприменения силы или угрозы силой и мирного урегулирования споров. Некоторые государства СНГ ставят перспективную задачу отказаться в обозримом будущем от применения смертной казни как исключительной меры наказания.
К группе конституционных личных прав относится право на охрану государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности. Так, в п. 1 ст. 25 Конституции Республики Молдова говорится: "Право на свободу и личную неприкосновенность нерушимо", а в ст. 18 Конституции Республики Армения закреплено: "Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность. Человек не может быть подвергнут аресту, обыску иначе, как в установленном законом порядке. Он может быть заключен под стражу только по решению суда в установленном законом порядке".
Все конституции стран — участниц Содружества закрепляют право на неприкосновенность жилища как одно из важнейших в данной группе конституционных прав и свобод. Все конституции запрещают проникать против воли человека в его жилище, за исключением предусмотренных законом случаев. Конституция Республики Молдова запрещает проникать не только в жилище человека без его согласия, но и в место пребывания лица, при этом Конституция Республики Молдова не уточняет содержание понятия "место пребывания лица". Так, в п. 1 ст. 29 Конституции Республики Молдова установлено: "Жилище и место пребывания неприкосновенны. Никто не может проникать или находиться в жилище или месте пребывания лица без его согласия". Одновременно в п. 2 этой же статьи перечисляются случаи отступления от данного права.
В конституциях стран СНГ закрепляется право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Формулировки данного права в конституциях названных выше государств примерно одинаковы. Однако конституции и текущее законодательство допускают ограничение этого права в интересах расследования уголовных дел и только на основании закона и при наличии судебного решения.
Конституции стран СНГ закрепляют за человеком право на защиту своей частной жизни от незаконного вмешательства. В отдельных случаях данное право объединено в одной статье с правом на неприкосновенность жилища, с правом на защиту чести и достоинства и с правом на тайну переписки и иных сообщений. Так, в ст. 27 Конституции Республики Узбекистан говорится: "Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища. Никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе, как в случае и порядке, предусмотренных законом".
Гарантии данного права проявляются в том, что конституции, как правило, запрещают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия. В конституциях стран СНГ данное право иногда включает в себя также право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений. Так, в п. 1 ст. 20 Конституции Грузии говорится: "Личная жизнь каждого человека, его рабочее место, личные записи, переписка, переговоры по телефону или с использованием других технических средств, а также полученные с помощью технических средств уведомления неприкосновенны".
Право на свободу передвижения закрепляется примерно одинаково во всех конституциях стран — участниц СНГ. Как правило, закрепляется не только свобода передвижения по территории государства, но и право на выезд из страны и на беспрепятственное возвращение обратно. Однако, исходя из содержания положений конституций некоторых государств, можно сделать вывод, что законодательством предусматриваются ограничения не только на выезд из страны, но и на возвращение в страну. Так, например, в п. 2 ст. 22 Конституции Грузии говорится: "Каждый, кто законно находится в Грузии, может свободно выезжать из Грузии. Гражданин вправе свободно въезжать в Грузию". Однако в п. 3 этой же статьи установлено: "Ограничение прав, указанных в пунктах 1 и 2, допускается только в соответствии с законом, в целях обеспечения необходимой для осуществления в демократическом обществе государственной или общественной безопасности, охраны здоровья, предотвращения преступности или осуществления правосудия".
Все конституции стран СНГ закрепляют свободу совести, свободу вероисповедания. Однако нужно отметить, что в конституциях различных стран формулировка соответствующей статьи о свободе совести в значительной степени отличается как по объему, так и по содержанию. Так, например, в Конституции Республики Казахстан содержание ст. 22 состоит из двух лаконичных пунктов: "1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством." Вместе с тем в Конституции Туркменистана свобода религий и вероисповеданий закреплена в разделе об основах конституционного строя и там, в ст. 11, дается развернутая формулировка данной свободы и закрепляются гарантии ее реализации.
В некоторых конституциях свобода совести закрепляется не самостоятельно в отдельной статье, а в сочетании с другими личными правами. Так, в Конституции Республики Армения свобода совести и вероисповедания закрепляется в сочетании с правом на свободу мысли (ст. 23 Конституции).
В большинстве конституций стран СНГ в конституционных положениях, посвященных свободе совести, закрепляется, что каждый вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, самостоятельно определять свое отношение к религии, а также распространять религиозные убеждения, участвовать в отправлении религиозных культов.
Конституции стран СНГ закрепляют свободу мысли и слова, а также право свободно получать, искать, распространять информацию. Как правило, в конституциях государств Содружества эти права и свободы закрепляются в одном блоке. Однако формулировки и содержание соответствующих положений конституций стран СНГ, посвященных свободе слова, могут существенно отличаться. В одних конституциях законодатель ограничивается лишь краткой формулировкой о свободе слова, в других дается развернутое содержание данной свободы. Так, в ст. 33 Конституции Республики Беларусь само понятие свобода слова не употребляется, но из смысла статьи следует, что речь идет в том числе и о свободе слова: "Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение", а, например, в п. 1, 2 ст. 32 Конституции Республики Молдова аналогичная статья сформулирована более развернуто: "Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами. Свобода выражения не должна наносить ущерб чести, достоинству или праву другого лица иметь собственные взгляды".
Конституции стран СНГ, закрепляя свободу слова, мысли, убеждений, одновременно устанавливают, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или к отказу от них.
Важное место в конституциях стран — участниц Содружества занимает группа политических прав и свобод, Эта группа конституционных прав и свобод тесно связана с гражданством и осуществлением государственной власти. В общих чертах можно определить круг политических прав и свобод, закрепляемых во всех конституциях стран СНГ. К ним относятся: право на участие в управлении делами государства; право граждан направлять личные и коллективные обращения в государственные органы; право граждан на равный доступ к государственной службе; право на свободу объединений; свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным.
Содержание конституционных статей, закрепляющих право граждан на участие в управлении делами государства, в конституциях стран СНГ отличается незначительно. Так, ст. 27 Конституции Республики Армения гласит: "Граждане Республики Армения, достигшие возраста 18 лет, имеют право непосредственно или через избранных свободным волеизъявлением своих представителей участвовать в управлении государством". В данном случае право на участие граждан в управлении государством дополняется положением Конституции, закрепленным в ст. 2 главы I "Основы конституционного строя", где говорится о том, что народ осуществляет свою власть посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и через должностных лиц. Однако в некоторых конституциях стран СНГ говорится об участии граждан в управлении не государственными, а общественными делами. Так, в п. 1 ст. 39 Конституции Республики Молдова установлено: "Граждане Республики Молдова имеют право на участие в управлении общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей". В данном случае подразумевается, что гражданин имеет право участвовать не только в управлении государством, но и в работе органов местного самоуправления и в других негосударственных организациях.
Право обращаться с индивидуальными и коллективными посланиями (петициями) также закреплено в конституциях стран СНГ. Наличие этого права является гарантией общественно-политической активности граждан данных стран. Формулировки конституционных положений, посвященных данному праву, в каждой отдельной стране СНГ часто содержат не только определение данного права, но и конституционные гарантии его реализации, которые выражаются в обязанностях, возлагаемых конституцией на государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица в этих органах. Так, в ст. 40 Конституции Украины закреплено: "Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок".
Право на равный доступ к государственной службе самым тесным образом связано с конституционным правом на участие в управлении делами государства. Конституции стран — участниц Содружества, как правило, закрепляют данное право в совокупности с правом на участие в управлении государственными делами. Однако в некоторых конституциях право на равный доступ к государственной службе специально не закрепляется. Так, например, Конституции Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана специально такого права не закрепляют, однако оно логически вытекает из конституционных положений о равноправии граждан государства, закрепленных в конституциях упомянутых стран. В некоторых конституциях закрепляется право граждан на участие в отправлении правосудия.
Право граждан на объединение. Такое конституционное право имеет место во всех конституциях стран СНГ. Часто в соответствующих конституционных положениях, закрепляющих это право, особо упоминается о праве на создание профессиональных союзов. Одновременно конституции некоторых стран СНГ закрепляют гарантии прав оппозиционного меньшинства в политических партиях {например, ст. 34 Конституции Республики Узбекистан).
Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Это право закрепляется во всех конституциях стран СНГ. Однако часто конституции, закрепляя это право, ставят непременное условие, что граждане могут собираться только мирно и без оружия. В большинстве конституций данное право относится к группе политических конституционных прав. Но в некоторых конституциях стран СНГ данное право отнесено к правам человека, как, например, в Конституции Азербайджанской Республики.
Избирательные права во всех конституциях стран СНГ закрепляются только за гражданами. Часто эти права закрепляются в контексте права граждан на участие в управлении государством. Практически все конституции содержат ограничение этого права в отношении граждан, признанных судом недееспособными, и в отношении граждан, отбывающих наказание по приговору суда. В отдельных конституциях не перечисляются категории граждан, лишенных избирательных прав, а только говорится о том, что ограничение в избирательных правах осуществляется на основании закона (например, п. 2 ст. 38 Конституции Республики Молдова).
Активное избирательное право в странах СНГ обычно предоставляется гражданам с 18 лет, а возрастной ценз пассивного избирательного права в парламент колеблется в разных странах в пределах от 21 года до 25 лет.
Важнейшей составной частью правового статуса личности в странах СНГ является группа конституционных социально-экономических прав и свобод. Эти права и свободы представляют собой важнейшую часть экономической основы реализации всех остальных прав и свобод человека и гражданина. Без конституционных социально-экономических прав и свобод невозможно говорить о наиболее полной реализации остальных конституционных прав и свобод.
Конституции стран, вошедших в Содружество Независимых Государств, закрепляют права и свободы данной группы и гарантируют их в той степени, в которой это позволяют экономический потенциал государства и возможности национальной экономики.
Конституции стран СНГ в соответствующих разделах о правах и свободах закрепляют право каждого на владение, пользование и распоряжение частной собственностью. В ряде конституций дается развернутая формулировка данного права. В них также упоминается о праве каждого на пользование результатами своей интеллектуальной и творческой деятельности (например, ст. 41 Конституции Украины). Как правило, в конституциях упомянутых выше стран вместе с закреплением права граждан на собственность закрепляется и право на наследование собственности. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что некоторые конституции особо оговаривают право собственности на землю и в некоторых из них круг субъектов, имеющих право собственности на землю, ограничивается только гражданами данного государства (например, ст. 28 Конституции Республики Армения). Однако в этом случае в конституции делается оговорка, что иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться правом собственности на землю в случаях, предусмотренных законом.
Свобода труда и свобода выбора рода деятельности и профессии закрепляется практически во всех конституциях стран СНГ. Однако в некоторых конституциях закрепляется не право на труд, а свобода труда (п. 2 Конституции Кыргызской Республики; п. 1, 2 ст. 30; ст. 31 Конституции Грузии). Вместе с тем, например, на Грузинское государство Конституцией возлагается обязанность содействовать развитию свободного предпринимательства и конкуренции, а также заботиться о равномерном социально-экономическом развитии всей территории страны.
Устанавливая право на труд, конституции стран СНГ в подавляющем большинстве содержат запрет на применение принудительного труда. Однако некоторые конституции допускают ограничение этого права по приговору суда, а также в условиях чрезвычайного и военного положения (например, п. 1 ст. 24 Конституции Республики Казахстан; ст. 44 Конституции Республики Молдова; ст. 38 Конституции Республики Узбекистан).
В совокупности с закреплением права на труд конституции закрепляют также за человеком право на справедливую и не ниже установленного законом минимального размера оплату труда.
Конституции стран СНГ закрепляют также право на охрану труда. Помимо закрепления данного права конституции одновременно возлагают на государство обязанность осуществлять охрану труда, которая заключается в том, чтобы на предприятиях, независимо от их принадлежности к определенной форме собственности, соблюдались правила безопасности и гигиены труда.
С правом на труд самым тесным образом связано право на отдых. Это право гарантируется во всех конституциях упомянутых выше государств тем, что основные законы стран СНГ устанавливают восьмичасовую максимальную продолжительность рабочего дня, а также законодательно закрепленные выходные и праздничные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск. В некоторых конституциях устанавливается также и минимальная продолжительность ежегодного отпуска (например, ст. 44 Конституции Азербайджанской Республики).
Ориентация многих государств — участников Содружества на проведение в своих странах реформ, направленных на становление рыночной экономики, вызвало значительный избыток рабочей силы. Конституции этих стран по-разному решают вопрос о защите своих граждан от безработицы. В ряде конституций прямо не говорится о защите граждан от безработицы, а лишь упоминается о том, что на государство возлагается обязанность заботиться о равномерном социально-экономическом развитии всей страны и способствовать трудоустройству граждан, не имеющих работы (ст. 31, 32 Конституции Республики Грузия). Подобные положения содержатся и в Конституции Республики Беларусь (ст. 41).
В контексте права на труд в конституциях упомянутых выше стран закрепляются конституционные гарантии, заключающиеся в том, что на государство возлагаются обязанности по развитию профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров в соответствии с общественными потребностями (например, ст. 43 Конституции Украины).
В конституциях некоторых государств закрепляется право на забастовку. Однако многие конституции устанавливают, что такое право может быть признано законным лишь при условии, что забастовка проводится с целью защиты профессиональных интересов экономического и социального характера (п. 1 ст. 45 Конституции Республики Молдова). В некоторых конституциях право на забастовку не закреплено (Конституция Республики Таджикистан; Конституция Туркменистана; Конституция Республики Узбекистан). В отдельных конституциях предусмотрено, что право на забастовку может быть ограничено на основании закона при условии, что проведение забастовки угрожает национальной безопасности или нарушает права и свободы других людей (ст. 44 Конституции Украины).
Право на жилище закрепляется в конституциях большинства стран СНГ. В некоторых конституциях это право закрепляется в контексте права на неприкосновенность жилища (например, п. 2 ст. 25 Конституции Республики Казахстан). Конституции государств СНГ обусловливают предоставление этого права тем, что основная масса населения приобретает жилье на собственные средства, а государство берет на себя обязанность способствовать этому при помощи предоставления льготных кредитов на строительство жилья, развития жилищного строительства в стране, развития производства строительных материалов и т. д. В ряде стран предоставление бесплатного жилья за счет государства возможно только для тех категорий граждан, которые упомянуты в соответствующем законе. В отдельных конституциях вообще не предусматривается предоставление бесплатного государственного жилья, и малоимущим гражданам жилье предоставляется за умеренную доступную плату (например, п. 2 ст. 25 Конституции Республики Казахстан).
Практически все конституции стран Содружества закрепляют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. В зависимости от государства закрепление этого права отличается как по объему, так и по содержанию. Так, одни конституции закрепляют не только право на охрану здоровья, но также и право на медицинскую помощь и право на медицинское страхование (например, ст. 49 Конституции Украины). В конституциях некоторых государств как гарантируется бесплатное лечение и лечение за счет средств медицинского страхования в государственных учреждениях здравоохранения, так и предоставляются гарантии в виде обязанностей, возлагаемых на государство, по развитию физической культуры и спорта, по оздоровлению окружающей среды и т. д. (например, ст. 45, 46 Конституции Республики Беларусь).
В некоторых конституциях право на охрану здоровья и медицинскую помощь не закрепляется вообще. Так, в п. 1 ст. 47 Конституции Республики Молдова закрепляется право на социальное обеспечение и защиту. В данной статье говорится, что "государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания". В данном случае можно предположить, что государство берет на себя обязанность обеспечивать соответствующий жизненный уровень населения, а забота о здоровье является делом каждого в отдельности.
Некоторые конституции закрепляют лишь право на охрану здоровья, другие устанавливают ещё и конституционные гарантии его реализации. Так, в Конституции Грузии в ст. 37 дается развернутая формулировка, состоящая из пяти пунктов, объединяющих все права и гарантии прав, связанных с охраной здоровья и медицинским обслуживанием. В Конституции Республики Узбекистан ст. 40 довольно лаконична и гласит: "Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание". Однако, как уже упоминалось выше, от объема конституционных статей в разделах о правах человека и гражданина вовсе не зависит полнота реализации данных прав в повседневной жизни. В решающей степени это зависит от состояния экономики каждой конкретной страны.
Право на социальное обеспечение. Это право предоставляется в государствах — участниках СНГ главным образом в случае болезни, инвалидности, по старости или в случае потери кормильца. Однако объем конституционных статей, посвященных праву на социальное обеспечение, и их содержание существенно отличаются в каждом конкретном государстве. В целом ряде стран реализация права на социальную защиту предполагается за счет средств общеобязательного государственного социального страхования (например, ст. 46 Конституции Украины).
В некоторых конституциях закрепляется также право на достаточный жизненный уровень. Такое право предполагает, что государство обязано всемерно способствовать постоянному повышению жизненного уровня населения страны, чтобы каждый человек мог обеспечить себе достойное существование.
Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду закрепляется в конституциях стран СНГ как в специальной статье (например, ст. 46 Конституции Республики Беларусь), так и в контексте права на охрану здоровья (например, п. 3, 4, 5 ст. 37 Конституции Грузии). Во многих конституциях на государство возлагается обязанность обеспечивать охрану окружающей среды, а государственные органы и должностные лица обязаны беспрепятственно предоставлять населению информацию о состоянии окружающей среды.
Значительное место в разделах конституций стран СНГ о правах и свободах уделяется защите семьи, материнства и детства. Однако в некоторых конституциях под защиту взято не только материнство, но и отцовство. Так, например, в п. 1 ст. 27 Конституции Республики Казахстан говорится: "Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства".
Важнейшим конституционным правом, оказывающим влияние прямо или косвенно на все сферы общественной жизни, является право на образование. Конституции стран Содружества, как правило, закрепляют развернутые формулировки этого права, нередко гарантирующие бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях (например, ст. 49 Конституции Республики Беларусь) и устанавливающие обязательное среднее образование (например, ст. 53 Конституции Украины). Гражданам предоставляется право на получение бесплатного высшего образования в государственных высших учебных заведениях на конкурсной основе. Но конституции предусматривают возможность получения гражданами и платного образования в порядке, установленном законом. Закрепляя право на образование, отдельные конституции устанавливают свободу религиозного образования, подчеркивая при этом, что государственное образование носит светский характер (например, п. 8 ст. 35 Конституции Республики Молдова).
Право на свободу творчества закрепляется в большинстве конституций стран СНГ. Одновременно, некоторые конституции закрепляют гарантии свободы литературного, художественного, научного и технического творчества, а также гарантируют защиту интеллектуальной собственности. В конституционных положениях закрепляется право автора на результаты интеллектуальной, творческой деятельности. Гарантии права пользования результатами своей интеллектуальной деятельности заключаются в положениях конституций о запрете использовать без согласия собственника результаты его интеллектуальной и творческой собственности (например, ст. 54 Конституции Украины).
Отдельные конституции государств — участников СНГ закрепляют право каждого на участие в культурной жизни, которое предполагает гарантированную государством общедоступность ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в распоряжении государства. Конституции стран СНГ, закрепляя право на участие в культурной жизни, возлагают на государство обязанности по развитию культурно-просветительных учреждений (например, ст. 51 Конституции Республики Беларусь).
Закрепляя права и свободы, конституции стран СНГ адресуют своим гражданам и другим категориям лиц, проживающим или находящимся на территории государства, определенные обязанности. Большая часть конституционных обязанностей адресована всем категориям лиц, проживающим на территории страны, т. е. они в равной степени распространяются на иностранцев и лиц без гражданства. К таким обязанностям относятся, например: обязанность каждого соблюдать конституцию и законы государства, обязанность уважать права, свободы и законные интересы других лиц и т. д.
Своим гражданам конституции всех стран — участниц СНГ адресуют обязанность по защите отечества.
Закрепление обязанности платить установленные законом налоги характерно для конституций всех стран СНГ. Однако некоторые конституции адресуют эту обязанность не каждому, а только своим гражданам.
В конституциях стран СНГ закрепляются также и такие обязанности, как: обязанность по сохранению памятников культуры и истории, обязанность беречь и охранять природу.
В отдельных конституциях стран Содружества закрепляется обязанность граждан быть верными родине (например, ст. 83 Конституции Азербайджанской Республики). В конституциях ряда стран СНГ закрепляется также обязанность уважать государственные символы своей страны (например, п. 2 ст. 34 Конституции Республики Казахстан; ст. 84 Конституции Азербайджанской Республики).
Конституции некоторых государств в разделах о правах и свободах содержат также конституционные положения, сформулированные в форме запретов. Многие конституции стран СНГ запрещают использование прав и свобод в ущерб другим лицам или в целях свержения конституционного строя, разжигания национальной, расовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны (например, ст. 48 Конституции Республики Армения).
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля