logo
KPZS_Baglay

§ 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

Права и обязанности граждан разделены в Конституции Ита­лии на четыре отдельные группы в зависимости от их правового и социального содержания: гражданские отношения, этико-социальные отношения, экономические отношения, политические отношения.

Личные права, свободы и обязанности. Конституционный принцип равенства и свободы гражданина

Политическое и правовое содержание прав и обязанностей гражданина строится на признании принципа равенства и свобо­ды как основы конституционного развития Италии. Статья 3 Кон­ституции, в частности, гласит: "Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, вероисповедания, политических убеждений, личного и общественного положения".

Конституционный принцип равенства находит свое выраже­ние в таких конкретных правах, как равенство всех граждан пе­ред законом, равное пользование личными и публичными права­ми, равные возможности прибегать к судебной защите своих прав, в том числе при поступлении на государственную службу, одина­ковые для всех повинности и имущественные обложениия в пользу государства.

В итальянской доктрине конституционного права принцип равенства рассматривается в совокупности с принципом свободы.

Считается, что принцип свободы является необходимым условием самовыражения личности. Поэтому Конституция, гарантируя всем гражданам самые широкие возможности и сферы деятельности, одновременно ограничивает вмешательство государства в наибо­лее ответственные и интимные области личной и социальной жизни индивидуума.

Итальянская Конституция и законодательная практика к сво­бодам личности относят:

• Личную свободу. В соответствии со ст. 13 Конституции лич­ность неприкосновенна. Не допускается какая-либо форма за­держания, осмотра или обыска, равно как и любое другое ограничение личной свободы, иначе как на основаниях моти­вированного акта судебной власти и только в случаях и в по­рядке, предусмотренных законом. Принцип личной свободы кон­кретизируется и в ряде других положений Конституции. Так, ст. 26 разрешает выдачу гражданина только в случаях, пре­дусмотренных международными соглашениями. Ни в коем слу­чае не допускается выдача за политические преступления.

• Неприкосновенность жилища. Ст. 14 Конституции устанав­ливает, что осмотры, обыски или наложение секвестра не могут производиться иначе, как в случаях и в порядке, уста­новленных законом, и в соответствии с гарантиями, предус­мотренными для охраны личной свободы.

• Свободу и тайну переписки. Они неприкосновенны. Ограни­чения могут иметь место лишь в силу мотивированного акта судебной власти и с соблюдением гарантий, установленных законом.

• Каждый гражданин может свободно передвигаться и про­живать в любой части национальной территории с ограниче­ниями, установленными законом в целях охраны здоровья или безопасности. Однако никакие ограничения не могут быть ус­тановлены по политическим причинам.

• Свободу собраний. Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, причем для собраний в местах, открытых для публики, предварительного уведомления не требуется. О со­браниях в общественных местах необходимо уведомить влас­ти, которые могут запретить собрание только по обоснован­ным мотивам безопасности и общественного порядка.

• Свободу объединений. Граждане имеют право свободно, без особого разрешения объединяться в организации при усло­вии, что цели таких организаций не запрещены отдельным лицам уголовным законом. Запрещены, однако, тайные об­щества и любые объединения, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций во­енного характера.

• Религиозные свободы. Все граждане имеют право свободно исповедовать свои религиозные верования, индивидуально или коллективно, пропагандировать их и отправлять религиозный культ частным образом или публично за исключением обрядов, противных "добрым нравам". Церковный характер, равно как религиозная или культовая цель общества либо учреждения не могут стать поводом для специальных законо­дательных ограничений или фискальных мер в отношении порядка их возникновения, правоспособности и любых форм деятельности.

• Свободу мысли и печати. Все имеют право свободно выра­жать свои мысли устно, письменно и всяким другим способом их распространения. Печать не подлежит разрешению или цензуре. Предусматривается исключительно судебный поря­док осуществления каких-либо мер, связанных с ограниче­нием свободы мысли и печати (к примеру, конфискация пе­риодической печати).

• Свободу преподавания. Статья 33 объявляет искусство и на­уки свободными, равно как свободным их преподавание. Го­сударство устанавливает общие нормы по вопросам просве­щения и учреждает государственные учебные заведения всех типов и степеней. Вместе с тем также отдельные организа­ции и частные лица имеют право учреждать школы и образо­вательные институты. Образование открыто для всех. Вось­милетнее (начальное) образование является бесплатным.

• Право на труд и свободу профсоюзов. Государство признает за всеми гражданами право на труд, равно как и свободу профсоюзных организаций. Право на забастовку осуществля­ется в рамках законов, регулирующих это право.

• Свободу получения судебной защиты. Все граждане, а так­же иностранцы могут действовать в судебном порядке для защиты своих прав и законных интересов. Защита является неотъемлемым правом на любой стадии и в любой момент процесса.

• Свободу хозяйственной инициативы. Частная хозяйственная инициатива свободна. Однако она не может развиваться в про­тиворечии с общественной пользой или с ущербом для безо­пасности, свободы, человеческого достоинства личности. За­кон признает и гарантирует частную собственность.

Политические права, свободы и обязанности

В итальянском конституционном праве к собственно полити­ческим правам, свободам и обязанностям относят права и свобо­ды, дающие гражданину возможность полноправно участвовать в общественной деятельности и занимать выборные должности.

В перечне политических прав первое место занимает изби­рательное право, им обладают все граждане независимо от пола. Голосование — личное, равное, свободное и тайное. (Более конк­ретно содержание избирательного права будет рассмотрено в параграфе "Выборы и референдум".)

Право на политические объединения рассматривается, на­ряду с избирательным правом, как один из основных устоев де­мократической системы. В итальянской Конституции оно зафик­сировано дважды: в основных принципах (ст. 2) и в главе IV "По­литические отношения" части I (ст. 51).

•Конституция устанавливает, что все граждане имеют право объединяться в партии. Конституция не предусматривает каких-либо условий в том, что касается образования политических партий, хотя и фиксирует конституционную цель партийной дея­тельности: демократическим путем участвовать в определении национальной политики.

К политическим правам Конституция относит право на пети­ции, согласно которому все граждане могут направлять в палаты Парламента петиции с требованием законодательных мероприя­тий или с изложением общественных нужд. Конституция, однако, не предусматривает обязательства со стороны самого Парламен­та принимать к рассмотрению такого рода петиции и выносить по ним позитивные или негативные суждения.

В ряду других политических прав стоят такие права, как возможность для всех граждан независимо от пола поступать на одинаковых условиях на государственную службу и занимать выборные должности. Конституцией в разделе политических от­ношений также предусмотрены гражданский долг защиты Отече­ства и обязанность участвовать в государственных расходах, то есть платить налоги.

Все граждане обязаны верностью Республике, должны со­блюдать Конституцию, дисциплинированно и достойно выполнять государственные функции в случае, если они им доверены.

Экономические, этико-социальные и культурные права

Проблематика социальных и экономических прав, свобод и обязанностей широко и многообразно представлена в итальянской Конституции. Ей полностью посвящены глава II "Этико-социальные отношения" и глава III "Экономические отношения".

По своей правовой конструкции большинство статей, опре­деляющих социально-экономические права, свободы и обязаннос­ти, двойственны. С одной стороны, они носят "негативный" харак­тер в том смысле, что государственная власть берет на себя обя­зательство воздерживаться от вмешательства в сферу деятельности отдельных граждан. С другой — четко прослеживается современ­ная конституционная тенденция, когда государство возлагает на себя ответственность за социальное и экономическое положение граждан. В итальянской правовой литературе даже укоренилась соответствующая терминология: наряду с конституционными пра­вами и свободами фигурируют "свобода от нужды", "свобода от страха", "свобода от нищеты и болезней" и т.д.

В сфере этико-социальных прав государство выступает по преимуществу как гарант реализации прав гражданина в области семейных отношений, в вопросах здравоохранения и образования, а также в том, что касается содействия развитию культуры и научным и техническим исследованиям.

Категория экономических прав в итальянской конституцион­ной практике рассматривается в связи с профсоюзными правами. Эта группа прав в первую очередь регулирует права и законные интересы граждан, связанные с их трудовой деятельностью. Госу­дарство, в соответствии со ст. 35, берет на себя обязательство ох­ранять труд во всех его формах и применениях, заботиться о по­вышении профессиональной квалификации трудящихся, закрепляет и упорядочивает трудовые права в международном плане, призна­ет свободу эмиграции и охраняет труд итальянцев за границей.

В конкретном плане в сфере экономических прав государство по Конституции признает за каждым трудящимся право на труд, право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда, право на разумную продолжительность рабочего дня, а так­же права на безусловный еженедельный отдых и на ежегодные оп­лачиваемые отпуска; на поддержку и социальное обеспечение в слу­чае несчастья, болезни, инвалидности, старости и безработицы; право на участие в профсоюзной деятельности и право на забастовку.

Конституция наряду с этим предусматривает целый ряд норм по социальной защите трудящихся женщин, подростков и несо­вершеннолетних. В частности, трудящейся женщине (ст. 37) га­рантируются те же права, что и трудящемуся мужчине и равное с мужчиной вознаграждение при одинаковой работе.

Профсоюзная организация объявляется свободной, она лишь должна зарегистрироваться в местных или центральных органах, что дает организации право юридического лица. Условием регис­трации профсоюзов является обязательное закрепление в их ус­тавах демократических начал внутренней организации.