§ 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
Понятие и особенности политических партий как конституционно-правового и политического института
Анализ конституционно-правовой структуры власти зарубежных стран невозможен без всестороннего знания роли, места и значения политических партий. Политические партии являются особым институтом. Пронизывая все звенья конституционно-правовой структуры власти, они оказывают решающее воздействие как на их формирование, так и на их функционирование. Более того, в ряде случаев они способны существенно менять официальный характер взаимоотношений между отдельными ветвями власти, переворачивая последние едва ли ни с ног на голову, позволяя формально подконтрольному органу (например, правительству при парламентской форме правления) контролировать и направлять деятельность контролирующего органа (парламента), модифицируя существующую форму правления.
В известной мере политические партии можно сравнить с нервной системой власти, передающей встречные импульсы между отдельными ее компонентами, постоянно корректирующей их взаимосвязи, подчиняющей их действия единой политической воле, удерживающей их в рамках единого политического курса и таким образом обеспечивающей более или менее слаженное, гармоничное функционирование всех структурных звеньев власти в целом.
Без политических партий невозможна ни выработка и формирование национальной политики, ни мобилизация ресурсов на ее осуществление, ни процессы принятия решений по ее реализации, ни обеспечение такой реализации. Более того, без политических партий невозможно обеспечение демократии как таковой, ибо свобода деятельности политических партий — залог демократии. Активная деятельность политических партий, их открытая конкуренция в борьбе за голоса избирателей, за политические и социальные приоритеты, плюрализм представляемых ими политических курсов и программ, их встречная взаимокритика, уважительное отношение к оппозиции и т. д. и есть основа основ того, что принято называть демократией или народовластием.
По самой своей сути политическая партия имеет двойственный характер. С одной стороны, это общественная организация. Иначе говоря, членство в партии — дело добровольное. Каждая конкретная партия отражает лишь часть существующих в обществе интересов, взглядов и настроений (отсюда, собственно, происходит сам термин "партия" — от латинского слова "pars", т. е. "часть"), объединяя на этой основе большие группы людей, отстаивающих данные интересы и настроения в борьбе с другими интересами, представленными другими политическими партиями.
Каждый человек волен самостоятельно решать, к какой партии он хочет присоединиться и как долго в ней оставаться. При этом он добровольно берет на себя обязательства соблюдать нормы и правила внутрипартийной жизни. Нарушение их (в отличие, например, от нарушения законодательной нормы) никаких административно- или уголовно-правовых последствий не имеет. К принудительным мерам воздействия политическая партия, как любая другая общественная организация, прибегать не может. Максимальной санкцией может быть лишь исключение из рядов партии.
С другой стороны, партия — это общественная организация особого рода: она имеет декларированный политический характер. Политические партии создаются и функционируют во имя одной важнейшей цели — завоевания прямого, открытого ко роля над рычагами власти с тем, чтобы использовать государственный механизм для реализации своих программных установок. В этом конституционно-правовая сущность политических партий. Этим они решительно отличаются от всех других общественных организаций, в том числе и тех, которые также участвуют в политическом процессе, как, например, предпринимательские союзы, лоббистские группы, группы давления, в известной мере профсоюзы и т. д. Последние также могут поддерживать отдельных кандидатов в ходе выборов, помогать им рекламой, деньгами, средствами связи и пр., но лишь политические партии — и только они — могут создавать свои фракции в парламенте (создание партийных групп на профессиональной основе в большинстве зарубежных стран юридически запрещено), предопределяя и направляя функционирование представительного органа власти. Лишь политические партии могут формировать правительство, ориентируя его политический курс.
Двойственный характер политических партий имеет самое непосредственное практико-прикладное значение для каждого гражданина. С одной стороны, человек полностью свободен в решении вопроса о том, вступать ему или не вступать в какую-либо политическую партию, брать на себя соответствующие добровольные обязательства или не брать. На его гражданско-правовом статусе это никак не отразится.
Однако, с другой стороны, если гражданин хочет воспользоваться одним из важнейших своих политических прав — принимать участие в государственной жизни, в формирований институтов власти, — он, по сути дела, обязан вступить в партию или стать сторонником одной из политических партий. Более того, если он хочет воспользоваться пассивным избирательным правом и быть избранным, если он хочет сделать политическую карьеру, ему мало быть просто сторонником партии. Ему обязательно надо стать политическим активистом, пробиваясь в партийные лидеры. Ибо время беспартийных депутатов давно миновало. Сложность и, главное, дороговизна предвыборных кампаний делает сегодня предвыборную борьбу для кандидатов, не использующих мощную поддержку партийного аппарата, бесперспективной.
Таким образом, членство в партии — ключ к полномасштабному использованию еще одного конституционно-правового института — института прав и свобод человека. Более того, учитывая значение политических партий в подготовке и проведении выборов, можно сказать, что деятельность политических партий является одной из важнейших форм реализации таких конституционных принципов, как принцип народного суверенитета и представительного правления. Другими словами, на политических партиях, на их активной жизнедеятельности зиждется основа основ конституционализма современных цивилизованных стран.
Историческое развитие политических партий
Первоначально политические партии в их современном понимании, появились в Европе в период буржуазных революций. Потребность в новом политическом институте была обусловлена самим характером политических перемен. На смену королевскому суверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютистской власти стал заменяться демократическим народным представительством, т. е. системой власти народа, реализуемой через выборных представителей. Вот тут-то и понадобились политические партии. Логика борьбы за представительские мандаты подтолкнула сторонников различных взглядов объединяться в партии. При этом можно говорить д. формировании двух лагерей: тех, кто пытался отстаивать .прежние порядки, привилегии монарха и феодалов, с одной стороны, и тех, кто выступал за политические свободы, права человека и равноправие — с другой. На данном этапе политические партии, естественно, были еще малочисленными и маловлиятельными. Не имея необходимого опыта, они ограничивались вспомогательной ролью, не претендуя на лидерство в политическом процессе.
Со временем, однако, ситуация начала быстро меняться. Факторами быстрого развития партий стали: усложнение социальной структуры общества; обострение социальных противоречий и, как следствие, вовлечение в политику все более широких слоев и категорий населения; усложнение самого государственного механизма, общее повышение регулирующей роли государства; бурное экономическое развитие регионов, обусловившее появление специфических региональных интересов, требований своей защиты; техническое развитие средств коммуникации, приведшее к информационному взрыву, что вывело возможности партийной деятельности на принципиально новый уровень. В итоге политические партии изменились и количественно, и качественно. К концу XIX в. значительно расширился спектр представляемых ими политических сил и, главное, формирование ведущих институтов власти на партийной основе фактически стало общепринятой нормой. Политические партии уверенно и твердо заняли свою нишу в политической и государственной жизни, правда, все еще оставаясь при этом с точки зрения закона лишь одной из разновидностей общественных организаций.
Качественно новым этапом в развитии политических партий можно считать середину XX века! Резко возросшие роль и значение политических партий подтолкнули законодателя к конституционному регулированию их статуса, свидетельством чего могут служить, в частности, первые послевоенные конституции (Франции, Италии, Японии и др.). Несколько позже — в 60-е годы — в большинстве зарубежных стран стали появляться специальные законы о политических партиях, развивающие и подтверждающие их специфику по отношению к другим общественным организациям, признавая за ними особое место и значение. Другими словами, политические партии получили признание де-юре, стали конституционно-правовым институтом. Был разработан детальный правовой регламент порядка создания и деятельности политических партий, что, в свою очередь, не могло не содействовать дальнейшему укреплению их позиций. Политические партии стали, по определению многих российских и зарубежных исследователей, органической, т. е. неотъемлемой, частью государственного механизма. Последнее означает, что без политических партий функционирование современного государства в зарубежных странах, полное и эффективное осуществление им своих функций, по сути дела, невозможно.
Наконец, укажем на еще один современный этап развития политических партий в зарубежных странах. В 70—80-е годы законодатель ввел институт государственного финансирования политических партий, т. е. выделения им денег из государственного бюджета. Это решение в известной мере логично, если принимать во внимание сказанное выше: раз политические партии имеют столь высокое значение для жизнедеятельности государства, то последнее должно позаботиться об их финансовом обеспечении.
У данной проблемы, правда, есть своя оборотная сторона: при этом неизбежно затрагивается природа политических партий как общественных организаций, начинает прослеживаться тенденция к их известному огосударствлению. А это, в конечном счете, может отразиться на самой способности политических партий успешно выполнять свои основные функции. Подробнее данный вопрос будет рассмотрен ниже. Сейчас же отметим лишь одно: данное решение имеет свои плюсы и минусы. Потому-то государственное финансирование политических партий вводится в политико-правовую практику зарубежных стран осторожно, существует на современном этапе не повсеместно, и, главное, нигде не покрывает всех финансовых потребностей политических партий, оставляя для них возможность и.необходимость поиска традиционных для всех политических партий частных источников финансирования.
В работах западных и российских исследователей наряду с изложенной точкой зрения о резком возрастании роли и значения политических партий можно встретить и диаметрально противоположные взгляды — о значительном падении влияния политических партий, об оттеснении их на второстепенные позиции, об их кризисе и чуть ли даже не смерти. Данные оценки, разумеется, нельзя не учитывать. Тем более что они - как это может показаться ни парадоксально на первый взгляд — вполне совместимы с вышеизложенным. Все зависит от того, под каким углом зрения анализировать политическую реальность, каковы приоритеты и исходная специализация исследователя.
Об относительном падении роли политических партий говорят преимущественно социологи и политологи и их точка зрения вполне оправданна. С середины XX века у политических партий появились мощные конкуренты — различные группы давления, лоббисты и пр. Все активнее политикой стали заниматься предпринимательские союзы. Быстро развиваются прямые и обратные, явные и скрытые взаимосвязи между бизнесом и политикой, что привело даже к появлению новых терминов — "политические инвестиции", "политический бизнес" и др. Политические партии потеряли свою былую монополию в политике. Этот-факт бесспорен. Однако это никак не отражается и не может отразиться на роли и функциях партий в жизнедеятельности государственных институтов власти (правительства, парламента и др.). Тут у них конкурентов по-прежнему нет. Потому-то исследователи, анализирующие данный срез политико-правовой реальности, — юристы, специалисты в области конституционного права — не могут не делать вывода о возрастании роли политических партий.
Организационное строение политических партий
Отмеченная особенность партий как организаций прежде всего политических, ориентированных на борьбу за власть, очевидно предполагает разработку ими соответствующих программных документов. Наличие программы, основополагающего партийного документа, предопределяющего все ее действия и инициативы — важнейшая отличительная черта политической партии.
В программе, как правило, декларируются основные стратегические цели партии и способы их достижения; излагаются вопросы тактики партийной борьбы, отношения с возможными союзниками; указываются важнейшие политические, экономические, социальные, международные ориентиры и приоритеты, а также предполагаемые конкретные шаги в указанных сферах, в случае если партия придет к власти; намечаются ориентировочные сроки реализации поставленных целей. Иначе говоря, программа — это "лицо" партии.
Программа служит основой для классификации политических партий, определения конкретного места каждой из них в политической палитре. При этом можно различать, в частности, партии демократические и недемократические (а порой и диктаторские); партии правой, левой или центристской ориентации и т. д.
Анализ программы партии требует особого внимания исследователя. Программа выражает социально-политическую сущность партии, показывая, чьи интересы она защищает, какие социально-политические силы за ней стоят. На конкретные положения и тем более формулировки программы оказывают воздействие многие факторы. Программа должна быть привлекательной для максимально широкой аудитории — ведь любая партия борется за избирателей. Социально-политическую сущность партии отражают базисные, концептуальные положения партийной программы, ее явные или скрытые принципы, те установки, по которым партия менее всего склонна идти на уступки и компромиссы.
Социальная база партии — понятие более широкое. Это понятие показывает, какие группы и категории населения поддерживают данную партию, основные положения ее программы.
Еще более широким понятием является понятие электората. Партийный электорат — это вся совокупность избирателей, отдающих свои голоса за кандидатов данной партии. Наряду с убежденными сторонниками партии, электорат может включать в себя и значительную часть "случайных", "временных" голосов, т. е. голосов тех избирателей, которые в ходе голосования среагировали на конкретный предвыборный рекламный трюк, конкретную личность кандидата, иногда даже просто удачную фразу или шутку или сами пошутили таким образом. Недооценивать данную часть электората нельзя — ведь каждый пятый, а то и четвертый избиратель, как показывают опросы общественного мнения в зарубежных странах, окончательное решение о том, кому отдать свой голос, принимает в последний момент, порой даже на самом избирательном участке. И эти голоса при известном стечении обстоятельств могут оказаться решающими — потому-то за них всегда идет острейшая конкурентная борьба между всеми политическими партиями.
Для реализации программных установок и задач политические партии, естественно, должны располагать соответствующим механизмом. Базисным звеном такого механизма является сама партийная организация. Наличие последней — еще одна из важных отличительных характеристик политической партии как конституционно-правового института. Строятся партийные организации, как правило, на следующей основе.
В каждой политической партии есть рядовые члены и есть руководящие органы, координирующие и направляющие действия рядовых членов. Высшим руководящим органом партии является съезд. Регулярность созыва съездов различна: чаще — раз в два года. Бывают и ежегодные съезды (у левых партий), бывают и другие варианты — Республиканская и Демократическая партии США, например, проводят свои съезды только в год президентских выборов, т. е. каждые четыре года. На съездах решаются принципиальные политические вопросы или, как в США, утверждаются официальные кандидаты в президенты.
Текущая работа партии направляется центральными руководящими органами (исполнительными бюро, политическими комитетами и т. д.), избираемыми на съездах, во главе с лидером (председателем, генеральным секретарем) партии. Как правило, узкая группа руководящих работников концентрирует в своих руках огромные полномочия, предопределяя как решение всех партийных дел, так и общие программные установки партии. Но что особенно важно, в их руках находится кадровая политика, т. е. подбор кандидатов в состав правительства и на ведущие государственные посты в случае победы данной партии на парламентских выборах. В этом важнейший залог авторитета и огромного влияния членов руководства в партии — они предопределяют перспективу, да и саму возможность политической карьеры для рядовых членов.
Основу партии составляет ее аппарат. Обычно он состоит из высококвалифицированных профессионалов. Крупные общенациональные политические партии, естественно, имеют как центральный аппарат, находящийся в столице, так и периферийные органы, направляющие партийную работу на местах. При этом зачастую весь партийный аппарат строится на централизованной основе, подчиняясь жесткой партийной иерархии, что является немаловажным условием эффективности партийной деятельности.
Местные партийные органы обычно строятся по территориальному принципу, т. е. они как бы "привязаны" к политико-территориальному делению страны. Это существенно облегчает предвыборную рекламно-пропагандистскую работу политических партий, поскольку именно на этой же основе, как известно, создаются и избирательные округа. Значительно реже используется территориально-производственный принцип (создание местных партийных организаций, например, на крупных предприятиях). Данный принцип практикуется иногда коммунистическими партиями, опирающимися в данном отношении на опыт партийного строительства в бывших социалистических странах (где это было нормой). В странах с рыночной экономикой возможности этого ограничены помимо прочего институтом частной собственности.
В большинстве политических партий организационно оформлена взаимосвязь между органами партии и ее членами. Нередко допускается как индивидуальное, так и коллективное членство. В состав Лейбористской партии Великобритании, например, входят профсоюзы — Британские тред-юнионы.
Существует определенная процедура вступления в партию (порой даже требуется кандидатский стаж), члены партии имеют специальный документ (партийный билет или карточку), уплачивают партийные взносы (ежегодно, реже ежемесячно), должны подчиняться партийной дисциплине. Последняя, однако, не исключает возможности существования в политических партиях фракций, объединяющих членов партии, чья позиция, находясь в рамках общего политического курса, тем не менее отличается известной спецификой. Более того, во многих случаях за стабильными фракциями фиксируются квоты в руководящих партийных органах.
Все названные вопросы обычно фиксируются в уставе партии — специальном документе, регламентирующем организационную структуру и нормы внутрипартийной жизни. Устав — документ сугубо внутрипартийный. Однако иногда законодатель формулирует развернутые требования к партийному уставу, стремясь тем самым юридически гарантировать демократизм внутрипартийной жизни.
Интересным примером в данном отношении может являться Закон о политических партиях Германии 1967 г., в котором урегулированы многие нормы, обычно затрагиваемые лишь в партийных уставах. Безусловно, тут присутствует воздействие исторического контекста: новая правящая элита Германии стремилась перестраховаться от имевших место ошибок и законодательно в корне пресечь возможность появления вновь на германской земле жестких диктаторских политических партий. В целом же целесообразность столь глубокого и детального регламентирования государством внутрипартийной жизни политических партий едва ли оправдана — ведь это все-таки общественные организации. Но факт остается фактом. Названный закон отражает важные тенденции современного развития политических партий в зарубежных странах.
Перечисленные основы партийного строительства, конечно же, варьируются в каждом конкретном случае. В целом можно выделить два общих направления, два варианта партийных организаций.
С одной стороны, существуют политические партии организационно сильные (иногда их называют организационно оформленными). Это партии, располагающие послушным иерархичным разветвленным партийным аппаратом. К таковым чаще всего относятся партии левого толка и особенно радикально настроенные партии (как левые, так и правые). Но не только они. Примером сильной модернистской консервативной правой политической партии может служить голлистская партия Объединение в поддержку республики во Франции, которая изначально создавалась как мощная машина по улавливанию и контролю голосов избирателей, используя в этих целях все современные политические методы и технологии.
С другой стороны, существуют организационно слабые партии. Называть их неоформленными едва ли оправданно. Они также оформлены, у них также есть аппарат, способный, как свидетельствует практика, работать весьма эффективно. Но методы его работы иные, специфичные. Акцент делается не на формальном членстве в партии с его традиционными атрибутами (партудостоверения, взносы, дисциплина и пр.), а на реальном политическом поведении сторонников партии, их готовности "работать" на партию, всемерно ее поддерживая (для этого искусно воспитываются ценности семейных политических традиций и ориентиров). Причем поддерживать не только голосами на выборах, но и финансово. Примерами подобных политических партий могут являться Республиканская и Демократическая партии в США. Однако и здесь в последнее время можно наблюдать определенную тенденцию возрастания интереса и внимания к организационной работе.
Вместе с тем все крупные политические партии вне зависимости от типа их организации стремятся максимально использовать любые возможности для активной работы с избирателями в целях расширения своего влияния, что обусловливает непрерывное совершенствование организационных форм работы.
Сегодня стало едва ли не нормой либо создание непосредственно при политических партиях собственных аналитических и исследовательских центров (иногда их называют "мозговыми трестами"), либо налаживание тесных контактов с соответствующими формально независимыми организациями. Без подобной научной поддержки уже не обойтись. Примерами здесь могут служить, в частности, Бруклинский институт, ориентированный на Демократическую партию, и Фонд населения или Энтерпрайз, сотрудничающие с Республиканской партией в США. Подобные центры генерируют новые идеи и концепции, способные привлечь к себе массы; здесь разрабатываются вопросы стратегии и тактики политической борьбы; тщательно изучаются все изменения в общественном мнении; готовятся предложения для предвыборных платформ и т. д.
Неотъемлемое право всех политических партий — работа со средствами массовой информации. Многие политические партии имеют свои собственные партийные газеты и журналы, причем порой разнообразные, рассчитанные на разные категории населения. Если у партии нет собственных средств массовой информации, ведется активная работа с частными СМИ, либо острая борьба за равный доступ к государственным радио- и телеканалам.
Наконец, все политические партии стремятся наладить близкие, привилегированные отношения с массовыми общественными организациями (профсоюзными, молодежными, студенческими, женскими и т. д.), пытаясь распространить на них, а значит, опять же на избирателей, свое влияние. И это дает значительные результаты — достаточно вспомнить о богатом опыте Лейбористской партии в Великобритании, социал-демократических партий в Скандинавских странах, Демократической партии в США и т. д.
Функции политических партий
Наглядное представление об общей роли и значении политических партий в обществе и государстве дает анализ их функций, т. е. основных направлений их деятельности, обусловливаемых решаемыми политическими партиями задачами. При этом следует говорить о двух основных группах функций, отражающих две сферы деятельности политических партий: во-первых, о функциях, связанных с деятельностью политических партий как медиатора, посредника между обществом и государством, и, во-вторых, о функциях, обусловленных их важнейшей ролью в жизнедеятельности государственного механизма. Каждое из двух названных направлений обладает своей спецификой и своеобразием.
Первое направление — деятельность политических партий как посредника между обществом и государством — наиболее рельефно раскрывает их природу именно как общественных организаций. При этом политические партии выполняют следующие функции:
1. Политические партии открывают возможность для каждого гражданина политически самоопределиться. Именно на основе общности взглядов и идей, как известно, граждане объединяются в различные политические партии. Тем самым они получают мощный инструмент борьбы за свои идеи. При этом сама борьба теряет межличностный, индивидуальный характер, она как бы социально институциализируется, переходит в другое русло, приобретает общественно значимый характер. Политические партии помогают гражданам осознать возможность совмещения личных запросов с интересами группы, более того, активно к тому подталкивают. В этом их важнейшая роль. И это само по себе резко снижает возможный разрушительный потенциал борьбы идей (соответствующими примерами, к сожалению, богата история человечества). Становится возможной формулировка определенных "правил игры", более того, даже их правовое закрепление. Тем самым создаются известные барьеры на пути к социальным катаклизмам, решаются вопросы безопасности общества, его выживания. Политические партии помогают отдельным социальным, группам и категориям населения осознать и сформулировать свои интересы. Эта задача чрезвычайно сложна. Объединение не может происходить на основе суммирования массы частных интересов. Агрегация социальной группы происходит на базе общих для данной группы интересов. Только такой фундамент может служить основой для выработки общего политического курса, дающего представление о приоритетах данной социальной группы, о том, как она предполагает решать существующие в обществе проблемы. Все это в связном обобщенном виде излагается в партийных программах. Разработка последних — важнейшая задача политических партий. Таким образом, различные социальные группы и категории населения как бы самоопределяются по отношению друг к другу, их общие интересы проецируются в плоскость партийных программ, т. е. связных систем идей и концепций. А это в свою очередь создает основу для политического процесса.
2. Политические партии помогают организовать политический процесс, выявить в обществе доминирующие взгляды и настроения о путях его дальнейшего развития. Посредством политических партий гражданское общество самовыражается и саморегулируется. Причем, что крайне важно, обеспечивается это демократическим путем. В конкурентной межпартийной борьбе, т. е. в борьбе различных политических идей и концепций, выявляются те, которые пользуются в данный момент наибольшей популярностью. Они-то и берутся за основу в деятельности формируемого победившей партией правительства. Тем самым создаются предпосылки для управления государством в соответствии с волей большинства — основы основ демократии. Более того, одновременно выясняется и воля меньшинства. В зависимости от степени популярности в обществе "проигравших" идей и концепций, от "удельного веса" этого меньшинства, некоторые из его концепций могут также найти свое позитивное применение (например, путем создания коалиционных правительств, прямого учета или заимствования победившей партией идей, достаточно популярных в обществе и не противоречащих ее программным установкам, и т. д.). А это — важный залог стабильности как самой власти, так и общества в целом.
4. После того как правительство сформировано и начало функционировать, политические партии обеспечивают механизм обратной связи между обществом и государством. Последнее крайне важно, так как позволяет правительству как бы "держать руку на пульсе общественных настроений". Получая информацию о том, как в обществе воспринимаются те или иные шаги правительства, что пользуется поддержкой масс, а что нет, какие проблемы теряют актуальность, а какие, напротив, оказываются в центре внимания, правящая элита получает возможность оперативно корректировать проводимую политику, меняя соответствующие приоритеты, а при необходимости и предпринимать активные меры по воздействию на общественное мнение.
Данная функция называется коммуникативной. Механизмы ее реализации разнообразны — от активного использования партийных средств массовой информации, проведения массовых партийных мероприятий (митингов, демонстраций, акций протеста, масштабных рекламно-пропагандистских кампаний и т. д.) до регулярных личных контактов партийных активистов, в том числе и лидеров с избирателями, особенно на местах. Подобного рода партийная деятельность является одним из важных компонентов, позволяющих правительству оставаться у власти весь положенный ему срок, а затем и претендовать на повторное назначение.
5. Реально, однако, полной бесконфликтности общественно-политического процесса обеспечить невозможно. Следовательно, любым странам (особенно с парламентской формой правления) периодически приходится сталкиваться с правительственными и социальными кризисами. И тут снова необходима помощь политических партий, обеспечивающих соответствующие институционные формы выхода из кризисных ситуаций. Спасительным фактором становится сама многопартийность, т. е. многовариантность возможных путей развития; существующая между партиями конкуренция; с годами отлаженный (порой даже регулируемый нормативно) механизм взаимоотношений между правящей партией и оппозицией, уважительное отношение к статусу последней. В Великобритании, например, это подчеркивается даже терминологически: наряду с правительством "Ее Величества королевы" здесь существует и оппозиция "Ее Величества", не только де-факто, но и де-юре являющаяся составной частью элемента.
С одной стороны, межпартийная конкуренция не дает ни одному участнику политического процесса расслабиться, даже если он находится у власти, постоянно подталкивая его к совершенствованию и своего курса, и методов его осуществления, подпитывая его новыми идеями, провоцируя его на все новые и новые инициативы.
С другой стороны, если в результате резкого обострения социальных и политических конфликтов правящая партия теряет свое значение, партийная система тут же предлагает альтернативный вариант, выдвигая на первые роли вчерашнюю оппозицию. Последняя порой даже имеет свой так называемый "теневой кабинет", дублирующий действующее правительство и позволяющий оппозиции тут же включиться в работу, не теряя времени на то, чтобы войти в курс дел. При этом осуществляются корректировки правительственного курса, причем если к власти приходит партия с иной политической платформой, то весьма значительные. Смена Республиканской партии Демократической в США, например, всегда связана с увеличением налогообложения.
Конечно, это не импонирует частному бизнесу, но позволяет администрации за счет роста бюджета развивать новые социальные программы, тем самым гася социальную напряженность в стране в целом. При этом рычаги власти при смене партий в правительстве ни на минуту не остаются бесконтрольными. Отлаженная партийная система не допускает вакуума власти — в этом ее важнейшее предназначение. Тем самым, несмотря на периодически возникающие кризисные ситуации, нормальная жизнедеятельность общества никогда не прерывается.
6. Наконец, еще одна важная функция политических партий — подготовка управленческих кадров, политической элиты. Политические партии — уникальный институт, пронизывающий по горизонтали все слои общества. Ее предназначение - работать с массами. А это предоставляет прекрасные возможности, с одной стороны, для поиска, отбора, воспитания и продвижения на руководящие должности перспективных лидеров, а с другой — для организаций для них массовой поддержки, без чего успешная политическая карьера невозможна.
При этом речь идет не только о собственно партийных лидерах. Теснейшим образом взаимодействуя и с массовыми общественными организациями, и с государственными структурами, борясь за расширение своего влияния, политические партии продвигают своих людей по всем направлениям, выполняя роль своеобразного отдела кадров и для государственного аппарата, и для общественных организаций. Среди политической элиты практически всех ведущих стран мира сегодня невозможно встретить ни одного политика, не прошедшего школы партийного отбора и воспитания.
Вторая группа функций политических партий связана с их местом и ролью в жизнедеятельности конституционных институтов власти. В данном случае четко прослеживается значение политических партий как органической части государственного механизма. При этом прежде всего необходимо отметить следующие функции политических партий:
1. На деятельности политических партий держится практически весь процесс формирования представительных органов власти, организации и проведения избирательных кампаний. Партии занимаются подбором и выдвижением кандидатов в депутаты; они организуют масштабную рекламно-пропагандистскую кампанию, обеспечивая своим кандидатам поддержку избирателей; они финансируют предвыборные расходы, используя для этого как собственные средства, так и частные пожертвования, сбор которых чрезвычайно трудоемок; в ряде стран они участвуют в формировании избирательных комиссий и даже сами печатают избирательные бюллетени; представители партий следят за ходом голосования, всегда присутствуют при выдаче бюллетеней и подсчете голосов.
2. Партии обеспечивают эффективную работу парламента, вся внутренняя организация которого структурно "привязана" к деятельности политических партий. При формировании руководящих органов палат и парламентских комиссий, как известно, прежде всего учитывается партийная принадлежность депутатов. Сами комиссии создаются исключительно на партийной основе, причем таким образом, чтобы баланс политических сил в каждой комиссии строго соответствовал балансу сил в палате в целом. Центральная движущая сила законодательного процесса — парламентские группы (партийные фракции). Опираясь на механизм партийной дисциплины в ходе голосования, политические партии де-факто предопределяют социально-политическое содержание законодательства, а в ряде случаев и сам характер взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью, заметно корректируя конституционные схемы.
3. Партии формируют и предопределяют общий политический курс правительства. В современном мире все правительства создаются только на партийной основе (при парламентской форме правления соответствие партийной окраски правительства и парламентского большинства — краеугольный камень жизнедеятельности исполнительной власти). Конкретные же направления правительственного курса жестко предопределены предвыборной платформой победившей на выборах партии. Более того, сформированное правительство обычно производит перестановки на ведущих административных постах, так что и сам государственный аппарат также неизбежно приобретает партийную окраску.
4. Политические партии оказывают решающее воздействие на выборы главы государства. В президентских республиках имеет место прямая взаимозависимость; президент всегда представляет конкретную партию и именно из ее активистов (как, например, в США) после победы на выборах формирует свою администрацию. При парламентской форме правления к президенту порой предъявляется требование политической нейтральности. В таком случае он после выборов формально приостанавливает свое членство в партии. Но это никак не умаляет значение того факта, что к власти он пришел только благодаря партийной поддержке и вследствие этого неизбежно будет всегда симпатизировать конкретной партии.
5. Не менее важна деятельность политических партий для функционирования органов местного самоуправления. Именно партийные группы муниципальных советов фактически предопределяют выборы мэра, председателей комиссий, других должностных лиц муниципалитетов, распределяют места в комиссиях и т. д. Все вопросы, подлежащие рассмотрению муниципальными советами, предварительно обсуждаются в партийных группах, которые и решают судьбу этих вопросов. Наконец, партии предопределяют конкретное содержание и социальную направленность деятельности органов местного самоуправления.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля