logo
KPZS_Baglay

§ 3. Система конституционного права зарубежных стран

Внутренняя структура конституционного права зарубежных стран

Национальное конституционное право каждой страны обла­дает некоторыми общими характеристиками, свойственными ему как определенной отрасли права. Образующие эту отрасль право­вые нормы имеют единый объект и предмет, т. е. определенную сферу приложения, и регулируют строго определенную область общественных отношений. Конечно, общие правила и требования, предъявляемые к нормам права вообще, приложимы и к консти­туционному праву. К ним относятся, например, требования обес­печить их юрисдикционную применимость, коими являются яс­ность, четкость, недвусмысленность и непротиворечивость.

Однако конституционно-правовые нормы и в этом отношении обладают некоторой спецификой. Прежде всего это находит свое выражение в том, что в конституционном праве важное место за­нимают нормы-принципы, конкретное содержание которых необя­зательно и не всегда детально раскрывается в нормативном акте.

Среди таких принципов фигурирует приверженность опреде­ленным ценностным ориентациям, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, призванной предопределить построе­ние и функционирование государственного механизма. В основ­ном законе провозглашаются принципы господства права, созда­ния правового государства, светский и социальный характер го­сударства, построение и функционирование механизма власти на основе принципа разделения властей. Нередко в новейших кон­ституциях встречается также заявление о приверженности идеа­лам мира, а иногда и более конкретные постановления антимили­таристского характера.

В большинстве случаев речь идет о правовой формулировке тех ценностей, которым привержены соответствующие государ­ства и которые они стремятся реализовать в своей практической деятельности. Вместе с тем понятно и очевидно, что такого рода нормы-принципы требуют своей последующей конкретизации либо в том же основном законе, что нередко имеет место, либо в пос­ледующем законодательстве, которое развивает и дополняет кон­ституционные нормы. Вполне естественно, что все акты государ­ственных органов, а тем более судебные решения, даже если они прямо не основаны на конституционной норме, не должны проти­воречить конституционному положению. Иное делает эти акты не­легитимными.

Одна из особенностей, скорее, правда, технического поряд­ка норм конституционного права, состоит в том, что они не обя­зательно содержат все три составные части правовой нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Подавляющее большинство конституционно-правовых норм не содержит указание на санкцию. В крайнем случае в них устанавливается правило, в соответ­ствии с которым то или иное нарушение может преследоваться по закону. Санкции за нарушение конституционно-правовых норм обычно содержатся в нормах иных отраслей права, таких, как административное право, уголовное право и др. Нередки слу­чаи, когда конституционно-правовая норма состоит только из диспозиции. Например: "Парламент состоит из двух палат"; "Пра­вительство несет ответственность перед парламентом". Нередко, однако, гипотеза может составлять весьма существенную часть конституционно-правовой нормы. Например: "Законопроект счи­тается одобренным, если он принят в идентичной редакции каж­дой из палат парламента".

Как и любая другая отрасль права, конституционное право представляет, собой строго урегулированную систему, строение которой отражает основное предназначение конституционного права, сферу его приложения, принципы, лежащие в основе кон­ституционно-правового регулирования, внутреннюю взаимосвязь и иерархию норм, образующих данную систему права. Внутренне построение конституционного права в зарубежных странах отли­чается спецификой и своеобразием, которые предопределены осо­бенностями и уровнем развития данной страны, характером ее правовой системы в целом. Вместе с тем эта структура не может не отражать те тенденции правового развития, которые свой­ственны демократическим обществам и государствам.

Нормы конституционного права группируются обычно в пра­вовые институты в зависимости от того, к какой именно сфере конституционно-правовых отношений они относятся, т. е. в зави­симости от того, какие именно конкретные конституционно-пра­вовые отношения эти нормы регулируют. Основными элементами конституционного права выступают закрепляемые в нем прин­ципы конституционного строя, правовой статус личности, прин­ципы и нормы, регулирующие основные параметры государствен­ного устройства, а равно нормы, регламентирующие порядок формирования, структуру и функционирование механизма госу­дарственной власти. Нередко сами эти институты отличаются сложной внутренней структурой. Соответственно они включают более дробные подразделения, которые также обычно именуют­ся институтами. Например, институт личных прав и свобод, ин­ститут гражданства и другие, которые охватываются более об­щим понятием — правовой статус личности. Механизм государ­ственной власти включает такие институты, как глава государства, правительство, парламент, судебная система. Иногда отдельные институты объединяют столь значительное число правовых норм и настолько сложны, что к ним самим применяется термин "пра­во". Например, избирательное право, парламентское право.

Перечень и характер этих институтов, их внутренняя взаи­мосвязь и даже иерархия во многом зависят от особенностей политического режима и от принятой в стране формы правления. Так, во французской Конституции 1946 года, оформившей созда­ние парламентской республики, на первом месте фигурировали применительно к механизму власти постановления, относящиеся к парламенту. В Конституции 1958 года, оформившей переход к сме­шанной республиканской форме правления, на первом месте среди институтов власти фигурирует институт Президента Республики.

Изменения, происходящие в общественной жизни и находя­щие свое отражение в конституционном праве, могут приводить к появлению и утверждению новых институтов конституционного права. Так, в послевоенный период весьма широкое распростра­нение получает институт конституционного контроля. В последние годы все шире распространяется институт омбудсмана — уполно­моченного по правам человека.

Строго научная систематизация конституционного права по­зволяет более точно разобраться в иерархии и соподчиненности отдельных элементов этой отрасли права, следовательно, может способствовать более правильному и эффективному применению норм конституционного права.

Построение учебного курса конституционного права зарубежных стран

С вопросом о предмете конституционного права зарубежных стран как отрасли права неразрывно связан и вопрос о предмете науки и учебного курса конституционного права зарубежных стран.

Наука конституционного права зарубежных стран имеет сво­им предметом изучение процесса формирования, эволюции и ре­ального функционирования институтов и норм конституционного права. Наука при этом не может ограничиваться только интерпре­тацией и толкованием существующих и действующих норм кон­ституционного права. В рамках науки происходит обобщение прак­тики, прогнозируется развитие конституционно-правовых инсти­тутов, формулируются основные концепции, которые кладутся затем в основу практики реализации прав и свобод человека, по­строения и функционирования государственных органов и, что особенно важно, функционирования механизма конституционно­го судопроизводства.

Сравнительный анализ ценностных установок и ориентиров, проводимый наукой конституционного права зарубежных стран, позволяет сопоставить практику формирования конституционно-правовых институтов, их эффективность в условиях различных общественных систем и государственных форм. Такой анализ по­зволяет выявить те основополагающие ценности, которые прису­щи развитому демократическому государству и его конституцион­ному праву независимо от исторических, национальных, демо­графических, социально-экономических и иных конкретных условий, в которых развиваются данные общества и государства.

Построение учебного курса, его внутренняя структура прежде всего отражают структуру самого конституционного права как отрасли права. Такой функциональный подход необходим, ибо глав­ной задачей учебного курса является изучение в процессе срав­нения или на национальном уровне эмпирического материала, образующего главную субстанцию самой отрасли национального конституционного права. Соответственно, подавляющее большин­ство тем курса совпадают с теми институтами, которые харак­терны для конституционного права и образуют его внутреннюю основу.

Вместе с тем задачи освоения учебного материала требуют введения ряда тем, которые позволяют судить о самом изучаемом предмете, проследить основные вехи становления и эволюции кон­ституционного права, выявить те тенденции, которые доминиру­ют в развитии конституционного права на современном этапе. Глав­ное назначение учебного курса — дать последовательное, логич­ное и систематизированное знание теоретических положений и эмпирического материала, раскрывающее общее и особенное в конституционно-правовом развитии зарубежных государств.

Изучение учебной дисциплины должно способствовать правоведческой подготовке и получению необходимых профессиональ­ных знаний и навыков, позволяющих правильно судить о соци­альном предназначении и сути конституционного механизма, вы­явить главные тенденции развития конституционного права в современных государствах, а также главное определяющее, ко­торое составляет суть прогрессивного развития конституционно­го права. В этой связи еще раз необходимо подчеркнуть, что со­временное демократическое конституционное право делает все больший и больший упор на правовое обеспечение демократичес­ких начал и принципов функционирования современного обще­ства и государства, с тем чтобы гарантировать осуществление прав и свобод человека и гражданина.

Это конечно не означает, что должно быть ослаблено вни­мание к изучению механизма и институтов власти. Речь идет о другом. О том, что при изучении этих институтов важно выявить их взаимодействие, их корреляцию с принципами демократичес­кого развития с интересами обеспечения прав и свобод человека. Именно под этим углом зрения и должно строиться изучение со­временного конституционного права.

Многообразие современных государств, принадлежность их к различным правовым системам, различие в уровнях обществен­ного и государственного развития, исторические, национальные, культурные и другие особенности отдельных государств, делают каждую национальную конституционно-правовую систему во мно­гом уникальной и неповторимой. В то же время существование большого числа суверенных государств делает практически не­возможным изучение каждой национальной конституционно-пра­вовой системы в отдельности.

Все это не может не учитываться в учебном курсе. Его пост­роение отвечает задаче выявления прежде всего того общего, что характеризует конституционное право в целом. На этой осно­ве строится первая часть курса, в рамках которой проводится сравнительно-правовое изучение институтов конституционного права зарубежных стран в целом.

Вторая часть курса включает в себя изучение конституцион­ного права отдельных государств. Отбор такого рода национальных конституционных систем для изучения может основываться на различных критериях. Однако в первую очередь изучаются наци­ональные системы передовых развитых государств, в чьей прак­тике прослеживаются новые тенденции и явления конституцион­но-правового развития. В то же время во вторую часть включает­ся обычно изучение конституционного права государств — наиболее типичных представителей региона или конституционно-правовой системы. Настоящий учебник, состоящий из двух глав­ных частей, построен на этой основе. На неправовых факультетах изучение курса может быть ограничено только первой его час­тью, на юридических факультетах целесообразным и желатель­ным является изучение как первой, так и второй части курса. Наконец, там, где существуют международно-правовые факуль­теты (отделения), где особое внимание уделяется изучению ино­странного права, общий курс конституционного права целесооб­разно дополнить введением специальных курсов конституционно­го права по отдельным странам или регионам.

По общему правилу учебный курс конституционного права за­рубежных стран, читаемый на юридических факультетах, принято относить к числу скорее общеобразовательных дисциплин. Нередко считается, что для будущего специалиста, работника национальных судебных органов, прокуратуры, а также адвокатов знание консти­туционного права зарубежных стран не имеет большого значения, что подобное значение этот курс имеет только в условиях специали­зированных учебных заведений и факультетов, таких, например, как международно-правовой факультет Московского государствен­ного института международных отношений (Университета) МИД РФ. Подобные мнения верны только отчасти. Действительно, в условиях международно-правового факультета изучение консти­туционно-правовых систем зарубежных стран чрезвычайно важ­но для профессиональной подготовки выпускников. Тем не менее нельзя не отметить, что и при подготовке специалистов, ориен­тированных на работу в национальном государственном аппарате, в судебных учреждениях, в адвокатуре, да практически для всех юристов высшей квалификации, знание основ конституционно-правового развития зарубежных стран — это не только элемент правовой эрудированности, но и важнейшее слагаемое высокого правового профессионализма. Без таких знаний невозможны ни выработка четкой гражданской позиции, ни достижения и успехи на поприще профессионального занятия юриспруденцией.