§ 3. Система конституционного права зарубежных стран
Внутренняя структура конституционного права зарубежных стран
Национальное конституционное право каждой страны обладает некоторыми общими характеристиками, свойственными ему как определенной отрасли права. Образующие эту отрасль правовые нормы имеют единый объект и предмет, т. е. определенную сферу приложения, и регулируют строго определенную область общественных отношений. Конечно, общие правила и требования, предъявляемые к нормам права вообще, приложимы и к конституционному праву. К ним относятся, например, требования обеспечить их юрисдикционную применимость, коими являются ясность, четкость, недвусмысленность и непротиворечивость.
Однако конституционно-правовые нормы и в этом отношении обладают некоторой спецификой. Прежде всего это находит свое выражение в том, что в конституционном праве важное место занимают нормы-принципы, конкретное содержание которых необязательно и не всегда детально раскрывается в нормативном акте.
Среди таких принципов фигурирует приверженность определенным ценностным ориентациям, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, призванной предопределить построение и функционирование государственного механизма. В основном законе провозглашаются принципы господства права, создания правового государства, светский и социальный характер государства, построение и функционирование механизма власти на основе принципа разделения властей. Нередко в новейших конституциях встречается также заявление о приверженности идеалам мира, а иногда и более конкретные постановления антимилитаристского характера.
В большинстве случаев речь идет о правовой формулировке тех ценностей, которым привержены соответствующие государства и которые они стремятся реализовать в своей практической деятельности. Вместе с тем понятно и очевидно, что такого рода нормы-принципы требуют своей последующей конкретизации либо в том же основном законе, что нередко имеет место, либо в последующем законодательстве, которое развивает и дополняет конституционные нормы. Вполне естественно, что все акты государственных органов, а тем более судебные решения, даже если они прямо не основаны на конституционной норме, не должны противоречить конституционному положению. Иное делает эти акты нелегитимными.
Одна из особенностей, скорее, правда, технического порядка норм конституционного права, состоит в том, что они не обязательно содержат все три составные части правовой нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Подавляющее большинство конституционно-правовых норм не содержит указание на санкцию. В крайнем случае в них устанавливается правило, в соответствии с которым то или иное нарушение может преследоваться по закону. Санкции за нарушение конституционно-правовых норм обычно содержатся в нормах иных отраслей права, таких, как административное право, уголовное право и др. Нередки случаи, когда конституционно-правовая норма состоит только из диспозиции. Например: "Парламент состоит из двух палат"; "Правительство несет ответственность перед парламентом". Нередко, однако, гипотеза может составлять весьма существенную часть конституционно-правовой нормы. Например: "Законопроект считается одобренным, если он принят в идентичной редакции каждой из палат парламента".
Как и любая другая отрасль права, конституционное право представляет, собой строго урегулированную систему, строение которой отражает основное предназначение конституционного права, сферу его приложения, принципы, лежащие в основе конституционно-правового регулирования, внутреннюю взаимосвязь и иерархию норм, образующих данную систему права. Внутренне построение конституционного права в зарубежных странах отличается спецификой и своеобразием, которые предопределены особенностями и уровнем развития данной страны, характером ее правовой системы в целом. Вместе с тем эта структура не может не отражать те тенденции правового развития, которые свойственны демократическим обществам и государствам.
Нормы конституционного права группируются обычно в правовые институты в зависимости от того, к какой именно сфере конституционно-правовых отношений они относятся, т. е. в зависимости от того, какие именно конкретные конституционно-правовые отношения эти нормы регулируют. Основными элементами конституционного права выступают закрепляемые в нем принципы конституционного строя, правовой статус личности, принципы и нормы, регулирующие основные параметры государственного устройства, а равно нормы, регламентирующие порядок формирования, структуру и функционирование механизма государственной власти. Нередко сами эти институты отличаются сложной внутренней структурой. Соответственно они включают более дробные подразделения, которые также обычно именуются институтами. Например, институт личных прав и свобод, институт гражданства и другие, которые охватываются более общим понятием — правовой статус личности. Механизм государственной власти включает такие институты, как глава государства, правительство, парламент, судебная система. Иногда отдельные институты объединяют столь значительное число правовых норм и настолько сложны, что к ним самим применяется термин "право". Например, избирательное право, парламентское право.
Перечень и характер этих институтов, их внутренняя взаимосвязь и даже иерархия во многом зависят от особенностей политического режима и от принятой в стране формы правления. Так, во французской Конституции 1946 года, оформившей создание парламентской республики, на первом месте фигурировали применительно к механизму власти постановления, относящиеся к парламенту. В Конституции 1958 года, оформившей переход к смешанной республиканской форме правления, на первом месте среди институтов власти фигурирует институт Президента Республики.
Изменения, происходящие в общественной жизни и находящие свое отражение в конституционном праве, могут приводить к появлению и утверждению новых институтов конституционного права. Так, в послевоенный период весьма широкое распространение получает институт конституционного контроля. В последние годы все шире распространяется институт омбудсмана — уполномоченного по правам человека.
Строго научная систематизация конституционного права позволяет более точно разобраться в иерархии и соподчиненности отдельных элементов этой отрасли права, следовательно, может способствовать более правильному и эффективному применению норм конституционного права.
Построение учебного курса конституционного права зарубежных стран
С вопросом о предмете конституционного права зарубежных стран как отрасли права неразрывно связан и вопрос о предмете науки и учебного курса конституционного права зарубежных стран.
Наука конституционного права зарубежных стран имеет своим предметом изучение процесса формирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права. Наука при этом не может ограничиваться только интерпретацией и толкованием существующих и действующих норм конституционного права. В рамках науки происходит обобщение практики, прогнозируется развитие конституционно-правовых институтов, формулируются основные концепции, которые кладутся затем в основу практики реализации прав и свобод человека, построения и функционирования государственных органов и, что особенно важно, функционирования механизма конституционного судопроизводства.
Сравнительный анализ ценностных установок и ориентиров, проводимый наукой конституционного права зарубежных стран, позволяет сопоставить практику формирования конституционно-правовых институтов, их эффективность в условиях различных общественных систем и государственных форм. Такой анализ позволяет выявить те основополагающие ценности, которые присущи развитому демократическому государству и его конституционному праву независимо от исторических, национальных, демографических, социально-экономических и иных конкретных условий, в которых развиваются данные общества и государства.
Построение учебного курса, его внутренняя структура прежде всего отражают структуру самого конституционного права как отрасли права. Такой функциональный подход необходим, ибо главной задачей учебного курса является изучение в процессе сравнения или на национальном уровне эмпирического материала, образующего главную субстанцию самой отрасли национального конституционного права. Соответственно, подавляющее большинство тем курса совпадают с теми институтами, которые характерны для конституционного права и образуют его внутреннюю основу.
Вместе с тем задачи освоения учебного материала требуют введения ряда тем, которые позволяют судить о самом изучаемом предмете, проследить основные вехи становления и эволюции конституционного права, выявить те тенденции, которые доминируют в развитии конституционного права на современном этапе. Главное назначение учебного курса — дать последовательное, логичное и систематизированное знание теоретических положений и эмпирического материала, раскрывающее общее и особенное в конституционно-правовом развитии зарубежных государств.
Изучение учебной дисциплины должно способствовать правоведческой подготовке и получению необходимых профессиональных знаний и навыков, позволяющих правильно судить о социальном предназначении и сути конституционного механизма, выявить главные тенденции развития конституционного права в современных государствах, а также главное определяющее, которое составляет суть прогрессивного развития конституционного права. В этой связи еще раз необходимо подчеркнуть, что современное демократическое конституционное право делает все больший и больший упор на правовое обеспечение демократических начал и принципов функционирования современного общества и государства, с тем чтобы гарантировать осуществление прав и свобод человека и гражданина.
Это конечно не означает, что должно быть ослаблено внимание к изучению механизма и институтов власти. Речь идет о другом. О том, что при изучении этих институтов важно выявить их взаимодействие, их корреляцию с принципами демократического развития с интересами обеспечения прав и свобод человека. Именно под этим углом зрения и должно строиться изучение современного конституционного права.
Многообразие современных государств, принадлежность их к различным правовым системам, различие в уровнях общественного и государственного развития, исторические, национальные, культурные и другие особенности отдельных государств, делают каждую национальную конституционно-правовую систему во многом уникальной и неповторимой. В то же время существование большого числа суверенных государств делает практически невозможным изучение каждой национальной конституционно-правовой системы в отдельности.
Все это не может не учитываться в учебном курсе. Его построение отвечает задаче выявления прежде всего того общего, что характеризует конституционное право в целом. На этой основе строится первая часть курса, в рамках которой проводится сравнительно-правовое изучение институтов конституционного права зарубежных стран в целом.
Вторая часть курса включает в себя изучение конституционного права отдельных государств. Отбор такого рода национальных конституционных систем для изучения может основываться на различных критериях. Однако в первую очередь изучаются национальные системы передовых развитых государств, в чьей практике прослеживаются новые тенденции и явления конституционно-правового развития. В то же время во вторую часть включается обычно изучение конституционного права государств — наиболее типичных представителей региона или конституционно-правовой системы. Настоящий учебник, состоящий из двух главных частей, построен на этой основе. На неправовых факультетах изучение курса может быть ограничено только первой его частью, на юридических факультетах целесообразным и желательным является изучение как первой, так и второй части курса. Наконец, там, где существуют международно-правовые факультеты (отделения), где особое внимание уделяется изучению иностранного права, общий курс конституционного права целесообразно дополнить введением специальных курсов конституционного права по отдельным странам или регионам.
По общему правилу учебный курс конституционного права зарубежных стран, читаемый на юридических факультетах, принято относить к числу скорее общеобразовательных дисциплин. Нередко считается, что для будущего специалиста, работника национальных судебных органов, прокуратуры, а также адвокатов знание конституционного права зарубежных стран не имеет большого значения, что подобное значение этот курс имеет только в условиях специализированных учебных заведений и факультетов, таких, например, как международно-правовой факультет Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ. Подобные мнения верны только отчасти. Действительно, в условиях международно-правового факультета изучение конституционно-правовых систем зарубежных стран чрезвычайно важно для профессиональной подготовки выпускников. Тем не менее нельзя не отметить, что и при подготовке специалистов, ориентированных на работу в национальном государственном аппарате, в судебных учреждениях, в адвокатуре, да практически для всех юристов высшей квалификации, знание основ конституционно-правового развития зарубежных стран — это не только элемент правовой эрудированности, но и важнейшее слагаемое высокого правового профессионализма. Без таких знаний невозможны ни выработка четкой гражданской позиции, ни достижения и успехи на поприще профессионального занятия юриспруденцией.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля