logo
KPZS_Baglay

§ 4. Народный защитник

Конституцией Испании и Органическим законом 1981 года учрежден специальный институт народного защитника, заимство­ванный испанским конституционным правом из скандинавских правовых систем. В соответствии с конституционными положения­ми народный защитник является парламентским уполномочен­ным, назначаемым Генеральными кортесами для охраны консти­туционных прав граждан, а также для надзора за деятельностью администрации. Народный защитник избирается сроком на пять лет Генеральными кортесами, которые руководят его деятельно­стью через председателя Конгресса депутатов и председателя Се­ната. Кандидатуру или кандидатуры народного защитника выдви­гают специально назначаемые комиссии палат. Комиссии прини­мают решения простым большинством голосов и заседают под руководством председателя Конгресса депутатов. После выдвиже­ния согласованных в комиссиях кандидатур в десятидневный срок созывается пленарное заседание Конгресса депутатов, на котором и происходит избрание народного защитника. Кандидатура народного защитника должна быть одобрена большинством в 3/5 общего состава Конгресса депутатов и утверждена таким же большинством в Сенате. Если в первом случае необходимое боль­шинство голосов не удалось получить, второе выдвижение кан­дидатур и голосование происходит через месяц после первого. В этом случае для назначения на должность народного защитника кандидат должен получить 3/5 в Конгрессе депутатов и абсолют­ное большинство голосов в Сенате. Народным защитником может быть избран любой совершеннолетний испанец, пользующийся в полном объеме гражданскими и политическими правами.

Народный защитник может быть досрочно отстранен от дол­жности в случае явно небрежного отношения к исполнению своих служебных обязанностей и служебного долга или в случае осуж­дения по окончательному приговору, вынесенному за совершение тяжкого преступления. Решение о досрочном освобождении от должности принимается большинством в три пятых голосов чле­нов каждой палаты с одновременным предоставлением новой кан­дидатуры.

Народный защитник не должен получать указаний от каких-либо органов власти, и при осуществлении своих функций он не­зависим и действует по своему усмотрению. При осуществлении своих функций народный защитник пользуется неприкосновенно­стью, за исключением случаев поимки на месте преступления. В последнем случае привлечение его к судебной ответственности осуществляется исключительно Палатой по уголовным делам Вер­ховного суда. Деятельность народного защитника несовместима с любым представительным мандатом, с любой политической дея­тельностью, с судебной и прокурорской работой, а также с любой профессиональной, коммерческой и трудовой деятельностью.

Народный защитник по долгу службы самостоятельно или по требованию стороны может начать и проводить любое рассле­дование с целью выяснения действий и решений публичной адми­нистрации и ее представителей по отношению к гражданам для обеспечения должного соблюдения прав, провозглашенных Кон­ституцией. Полномочия народного защитника распространяются на деятельность министров, административных властей, служа­щих и любого лица, которое состоит на службе в публичной ад­министрации, По закону правом обращения к народному защитни­ку обладает любое физическое или юридическое лицо без каких-либо ограничений, но административные власти не могут подавать жалобы народному защитнику по вопросам, отнесенным к их ком­петенции. Деятельность народного защитника не может быть пре­рвана на период роспуска Генеральных кортесов. В случае объяв­ления чрезвычайного или осадного положения деятельность на­родного защитника не прерывается, и сохраняется право граждан на обращение к нему без каких-либо ограничений, связанных с введением режима особого положения. В пределах своей компетенции народный защитник может осуществлять надзор за дея­тельностью региональных районных объединений, что подразу­мевает их взаимное сотрудничество. Народный защитник облада­ет полномочиями следить за соблюдением военной администраци­ей конституционных прав граждан, не вмешиваясь в руководство национальной обороной. Специальное законодательство регулиру­ет прохождение жалоб, направляемых народному защитнику. В частности, любая жалоба, написанная лицом с указанием его име­ни, фамилии и места жительства четким почерком на обычной бумаге, подается не позднее, чем через один год с того момента, когда стало известно о фактах, изложенных в ней. Получение каждой -жалобы оформляется уведомлением. Все служебные ус­луги народного защитника в отношении заинтересованного лица должны быть оказаны последнему бесплатно. В связи с жалобой не взимается также плата за помощь адвоката и прокурора. Кор­респонденция, получаемая народным защитником от лиц, находя­щихся под арестом, под стражей, а также в местах заключения, не может быть подвергнута никаким видам цензуры. Беседы, про­водимые народным защитником или его уполномоченными с эти­ми лицами, не могут прослушиваться или подвергаться каким-либо помехам.

Народный защитник регистрирует все поступающие к нему жалобы, уведомляя их отправителя, давая жалобам ход или от­клоняя их. В случае отклонения жалобы он делает это посред­ством письменного обоснования. Одновременно с этим народный защитник может указать заинтересованному лицу наиболее целе­сообразные в данном случае способы использования его права на иск. Он не может входить в индивидуальное рассмотрение тех жалоб, по которым ожидается вынесение судебного решения и приостанавливает уже начавшееся рассмотрение, если заинтере­сованное лицо представляет иск или приносит жалобу перед су­дами первой инстанции или перед Конституционным судом. Это не должно препятствовать расследованию общих вопросов, кото­рые указаны в поданных жалобах.

Народный защитник отклоняет анонимные жалобы и может отклонить те жалобы, в которых он обнаруживает недостовер­ность, отсутствие оснований, несуществующие претензии, а так­же те жалобы, рассмотрение которых наносит ущерб законным правам третьих лиц. Решения народного защитника обжалованию не подлежат. Приняв жалобу к рассмотрению, народный защит­ник безотлагательно проводит расследование с целью выяснения ее оснований. В любом случае он сообщает об основном содержа­нии жалобы в надлежащие административные учреждения или службы с тем, чтобы через их руководителей в течение максимум 15 дней получить необходимую письменную информацию. В зави­симости от обстоятельств по требованию народного защитника этот срок может быть увеличен. Отказ любого должностного лица пред­ставить народному защитнику требуемую первичную информацию или допущенная при предоставлении информации небрежность расцениваются как действия, враждебные и затрудняющие осу­ществление его функций. Он немедленно делает это достоянием гласности, а также сообщает об этих случаях в ежегодном или специальном докладе Генеральным кортесам.

Законодательством предусмотрены обязанности различных государственных органов оказывать содействие народному за­щитнику, а также любую помощь в его расследованиях и инс­пектировании. Он имеет полномочия в процессе расследования лично посещать любые учреждения публичной администрации, встречаться с его служащими, проверять необходимые данные, изучать служебные дела и необходимую документацию. Он может запросить у публичных властей любые документы, которые он сочтет необходимыми для осуществления своих функций, вклю­чая и такие документы, которые в соответствии с законом клас­сифицируются как секретные. В последнем случае решение о не­выдаче упомянутых документов должно приниматься Правитель­ством и оформляться документально.

Само расследование, осуществляемое народным защитником, так же как и любые процессуальные действия, проводится в ус­ловиях абсолютной секретности, как по отношению к частным лицам, так и по отношению к учреждениям. Если народный за­щитник в связи с исполнением своих должностных функций полу­чает сведение о предполагаемом преступном поведении или пре­ступных действиях, он немедленно ставит в известность генераль­ного прокурора Испании. Генеральный прокурор в свою очередь периодически информирует народного защитника о состоянии дел, возбужденных по его ходатайству. Народный защитник по долгу своей службы может возбуждать дело об ответственности любых служащих правительственного или административного ранга, а также местного уровня без какой бы то ни было предварительной письменной жалобы.

Хотя народный защитник неправомочен самостоятельно из­менять или аннулировать акты и решения публичной администра­ции, он может предлагать соответствующим властям свое реше­ние вопроса вплоть до предложения об отмене соответствующей правовой нормы, если он убежден, что дальнейшее действие дан­ной нормы может способствовать возникновению несправедливых или опасных ситуаций для лиц, подлежащих ее воздействию. Если жалоба касалась действий частных лиц, народный защитник мо­жет настаивать на использовании компетентными административ­ными властями их права надзора и вынесения наказания. Народ­ный защитник обладает правом обращения в Конституционный суд относительно неконституционности акта и о защите прав и свобод граждан.

В связи с проведением своих расследований народный защит­ник вправе направлять соответствующим властям и служащим замечания, рекомендации, памятные записки по поводу должностных обязанностей данных лиц и о принятии мер по жалобе. Письменный ответ он должен получить не позднее, чем через ме­сяц. Если такой ответ не получен, народный защитник может об­ратиться к министру соответствующего департамента или к дру­гим представителям верховной власти с изложением существа воп­роса и отчетом о своих действиях. Если он не получает ответ и от этих высших должностных лиц, то он включает этот вопрос в свой годовой или специальный доклад Генеральным кортесам с указа­нием имен представителей верховной власти, занявших, по его мнению, столь негативную позицию.

Народный защитник информирует подателя жалобы и дру­гих заинтересованных лиц о результатах своих расследований и своей деятельности, а также об ответах, полученных от адми­нистративных властей или служащих, за исключением сведе­ний, являющихся секретными.

Народный защитник сообщает о положительном или отрица­тельном результате своих расследований государственным орга­нам или отдельным служащим, против которых имело место рас­следование. Ежегодно он отчитывается о проделанной работе перед Генеральными кортесами путем представления своего док­лада на очередной сессии парламента. Если необходимо, он может представить внеочередной доклад. В годовом докладе, который обязательно публикуется, он сообщает о количестве и видах по­ступивших на его имя жалоб, о жалобах, которые он отклонил и о причинах отклонения, а также о жалобах, по которым было проведено расследование и о его результатах с указанием при­нятых администрацией предложений и рекомендаций. Выводы док­лада излагаются народным защитником в устной форме на пле­нарном заседании обеих палат, где могут выступать члены испан­ского парламента и высказывать свое мнение и предложения по этому вопросу.