logo
KPZS_Baglay

§ 4. Основы избирательного права

Основы избирательного права Индии закреплены в Консти­туции 1950 г., весьма подробно регламентирующей выборы прези­дента и вице-президента. Вопросы о выборах в обе палаты Парла­мента, а также в легислатуры штатов и местные органы власти в основном законе детально не рассмотрены. Они подлежат конкре­тизации в текущем законодательстве Союза (ст. 327) или штатов (ст. 328).

Избирательное законодательство независимой Индии отме­нило имущественный и образовательный цензы, предоставило женщинам равные избирательные права с мужчинами, частично упразднило унаследованную от англичан куриальную систему. Тем не менее в интересах правящих классов все еще сохраняются некоторые ограничения избирательных прав граждан.

Конституция страны определяет лишь основные принципы избирательного права. Статья 326 указывает, что выборы в На­родную палату Парламента и Законодательные собрания штатов производятся на основе всеобщего избирательного права совер­шеннолетними гражданами, которые отвечают соответствующим цензам, предусмотренным Конституцией и законодательством о выборах. Активным избирательным правом (после 61 поправки 1988 г.) пользуются индийские граждане, достигшие возраста 18 лет и проживающие в избирательном округе не менее 6 месяцев в течение года, предшествующего выборам.

Основной закон запрещает исключать из списков избирате­лей на основании религиозной, расовой, кастовой принадлежнос­ти, а также по признаку пола (ст. 325). Как и в других странах, не имеют права голоса душевнобольные, лица, совершившие уго­ловные преступления или незаконные деяния в период выборов, и некоторые другие категории лиц.

Для Индии характерно не только использование прямых и косвенных выборов, но и сочетание их с принципами назначения и резервирования мест в выборных органах для женщин и недостаточно развитых групп населения. Внимание к этому принципу уси­лилось в последние годы (например 72-я, 73-я, 76-я, 77-я поправ­ки к Конституции), в том числе и в деятельности пришедшего к власти в 1998 году коалиционного правительства Джаната парти.

Подготовку выборов в Парламент страны и легислатуры шта­тов, а также президента и вице-президента, руководство и конт­роль за проведением всех выборов осуществляет назначаемая пре­зидентом Избирательная комиссия (ст. 324).

В Индии применяется система обязательной регистрации из­бирателей, при которой регистратор в каждом избирательном ок­руге в соответствии с законом обязан сам внести в списки избира­телей всех граждан, удовлетворяющих избирательным цензам. Списки избирателей регулярно обновляются. Большинство изби­рательных округов в Индии одномандатные. В силу различий в численности населения штаты очень по-разному представлены в Народной палате.

Выборы в Индии осуществляются по мажоритарной системе относительного большинства.

Пассивным избирательным правом, т. е. правом быть избран­ным в депутаты Народной палаты, обладают граждане, достиг­шие 25 лет, за исключением: а) лиц, состоящих на платной госу­дарственной службе; б) осужденных на срок не менее 2 лет; в) объявленных судом умалишенными либо дисквалифицирован­ных в соответствии с каким-либо иным законом. Кандидат в депу­таты должен проживать в избирательном округе, по которому он баллотируется.

Для выдвижения кандидата в депутаты достаточно одному избирателю предложить его кандидатуру, а другому поддержать ее, что выглядит весьма демократично. Однако независимым кан­дидатам очень трудно добиться успеха на выборах без поддержки влиятельной политической партии. Кандидат в депутаты обязан внести избирательный залог в размере 500 рупий. Если же канди­дат наберет менее 1/8 голосов в своем округе, залог не возвраща­ется, что создает большие сложности для кандидатов от партий, финансовые ресурсы которых ограничены. По признанию А. С. Наранга, "ни одна политическая партия не может удержаться у власти в Индии без поддержки крупных монополий. Избирательные расхо­ды достигли в стране невероятных размеров". Например, на внеоче­редные парламентские выборы 1998 года государство израсходова­ло более 8 млрд. рупий. Кроме того, несмотря на принципы, декла­рированные Конституцией, в политике и выборах большое значение имеет кастовая принадлежность кандидата в депутаты.

Закон предусматривает тайное голосование, но, как и в Ве­ликобритании, производится нумерация бюллетеней, позволяю­щая установить, за кого голосовал избиратель.

Выборы в Совет штатов косвенные. Возрастной ценз для кан­дидатов в депутаты этой палаты — 30 лет. 238 из 250 членов Сове­та штатов избираются на 6 лет выборными членами законодатель­ных собраний штатов и союзных территорий. Остальные 12 депу­татов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги в области литературы, науки, искусства или обществен­ной деятельности (ст. 80).

Совет штатов обновляется на 1/3 каждые два года. Члены этой палаты избираются по так называемой системе "единствен­ного передаваемого голоса". Выборные места в Совете штатов распределяются не поровну, но и не строго пропорционально численности населения штатов. Некоторые преимущества предос­тавляются штатам с наиболее малочисленным населением, что весьма справедливо, поскольку при соблюдении строгой пропор­циональности они вообще не были бы представлены в верхней палате Парламента.

Избирательные цензы для активного и пассивного избира­тельного права по выборам в палаты легислатур штатов, соот­ветственно, такие же, как по выборам в нижнюю и верхнюю па­латы центрального Парламента.

Нижние палаты — законодательные собрания штатов -могут иметь численность от 60 до 500 депутатов (ст. 170). Они из­бираются прямым голосованием населением штата сроком на 5 лет. Определенное число мест резервируется в соответствии со ст. 332 Конституции за представителями отсталых в социально-экономи­ческом отношении каст и племен с тем, чтобы обеспечить их пред­ставительство в законодательных собраниях.

Верхние палаты — законодательные советы штатов — из­бираются сроком на 6 лет из граждан старше 30 лет по системе "единственного передаваемого голоса" в соответствии со следую­щим сложным принципом: 1/3 всех членов совета избирается за­конодательным собранием штата; 1/3 — муниципальными органа­ми; 1/12 — выпускниками университетов, более 3 лет назад за­вершившими обучение; 1/12 — преподавателями высшей и средней школы с не менее чем трехлетним стажем работы, а также 1/6 -назначается губернатором из числа лиц, имеющих особые заслуги в области науки, литературы, искусства, кооперативного движе­ния или общественной деятельности. Общее число членов законо­дательного совета штата, как правило, должно быть не менее 40 человек, но не более 1/4 числа членов законодательного со­брания этого штата. Каждые 2 года состав законодательного со­брания обновляется на 1/3, что обеспечивает определенную пре­емственность и постоянство работы этого менее демократическо­го по способу формирования, составу и характеру деятельности органа.

В настоящее время дискутируется вопрос о переходе в Ин­дии к пропорциональной избирательной системе.