§ 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
Порядок принятия конституций
Как уже отмечалось, в силу важности регулируемых основными законами общественных отношений, верховенства их предписаний, а также в целях обеспечения их стабильности устанавливается особый порядок принятия конституций, внесения в них изменений и дополнений.
В период после проведения буржуазных преобразований в странах, где буржуазия одержала решительную победу над дворянством, проводившиеся конституционные преобразования были поддержаны различными слоями населения, выступающими против старого общественного строя. Первые конституции в этих странах принимались, таким образом, на основе народного волеизъявления, а потому их называют народными конституциями. К ним относятся, например, первые конституционные акты Франции.
В то же время в большинстве стран, где экономические преобразования начали осуществляться в результате компромисса между различными социально-экономическими силами, прежде всего буржуазией и дворянством, конституции были подготовлены и введены в действие по решению королевской власти. Они были как бы дарованы монархами. Поэтому их называют октроированными т.е. дарованными. К их числу относят прежние конституции Дании, Италии, Швеции, некоторых германских княжеств, а также ряд действующих конституций, например Бельгии, Монако.
Конституции более позднего времени, в том числе современные, можно разделить по порядку принятия на несколько групп. Наиболее типичным является принятие их тем же высшим органом представительной власти, который одобряет простые законы. Только для конституций устанавливается особая, более сложная процедура. Конституционный текст, как правило, должен быть одобрен квалифицированным большинством всех депутатов: 2/3, 3/4, 3/5, а также утвержден главой государства. Если при этом никаких иных дополнительных условий не устанавливается, то такие конституции относятся к числу гибких.
Если же необходимо соблюсти ряд дополнительных условий, то конституции считаются жесткими. В странах с двухпалатным парламентом для принятия конституции требуется ее одобрение квалифицированным большинством в обеих палатах в одинаковой редакции, что нередко приводит к многократным прохождениям законопроекта в каждой из палат. Причем в некоторых федерациях положительное решение парламента нуждается еще и в одобрении его определенным числом субъектов федерации. Так, в Индии текст новой конституции должен быть одобрен не менее чем половиной штатов, указанных в частях А и В Приложения № I к действующей Конституции. Основной закон ФРГ 1949 г. был принят на основе решения представительных органов 2/3 западногерманских земель. Ратификация 2/3 штатов требуется и для принятия новой Конституции США.
В некоторых странах новая конституция считается принятой, если ее текст одобряется в одинаковой редакции двумя последовательно избранными парламентами (Греция, Норвегия, Финляндия, Швеция). В Греции, например, в каждой легислатуре за текст новой конституции должны проголосовать не менее чем 3/5 всего состава парламента. В Норвегии рассмотрение текста новой конституции не допускается на последних сессиях соответствующих легислатур Стортинга. Следует отметить, что утверждение новой конституции главой государства в Швеции и Норвегии не требуется.
В ряде стран новые конституции после прохождения парламентской процедуры должны выноситься на общенародный референдум. Так, в Дании после принятия конституции одним Фолькетингом необходимо назначить выборы в новый Фолькетинг, и, если текст основного закона одобряется им без изменения, он в течение шести месяцев должен быть вынесен на референдум. За него должно проголосовать большинство участвующих в референдуме и не менее 40% всех избирателей, после чего текст передается на утверждение монарха. Сходная по характеру процедура установлена для принятия конституций Ирландии, Испании, Франции. Но во Франции проект новой конституции может не выноситься на референдум, "если Президент Республики решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет три пятых поданных голосов". Не допускается пересмотр при посягательстве на целостность территории. На референдуме утверждались конституции ряда африканских государств (например, Сенегала 1963 г., Гамбии 1970 г., Камеруна 1972 г.), а также Конституция Филиппин.
Принятие основного закона на референдуме может показаться наиболее демократичным, поскольку он одобряется большинством взрослого населения страны - членов избирательного корпуса. Однако при этом следует иметь в виду, что избирателям предоставляется лишь право проголосовать "за" или "против" проекта. Но повлиять на его содержание они никак не могут.
Некоторые основные законы принимались специально избранными для этой цели представительными органами. Они назывались по-разному: учредительными собраниями, конгрессами, конвентами, конституционными собраниями. Так принимались, например, действующие конституции Греции, Италии, Португалии, США, Индии, Пакистана, Таиланда, Бангладеш, Конституция Четвертой республики во Франции. Конституция США была принята Конституционным конвентом в мае 1787 г., а затем ратифицирована специально избранными для этой цели конвентами штатов. Она была одобрена конвентами 11 штатов при необходимых 9.
В практике можно отметить случаи, когда учредительное (конституционное) собрание, выполнив свою главную миссию, преобразовывалось затем в обычный парламент. Но чаще всего оно, будучи созданным для определенной цели и осуществив ее, распускалось, и обычный парламент избирался уже на основе принятого основного закона. Однако не всегда такой учредительный орган окончательно принимал конституционный текст. В некоторых странах он затем направлялся на референдум. Поэтому часть ученых делит указанные органы на суверенные и несуверенные.
Несмотря на общий процесс демократизации порядка принятия конституции после второй мировой войны, можно выделить еще две группы, отличающиеся недемократическими методами принятия основных законов. К первой из них следует отнести конституции, которые были разработаны и дарованы метрополиями своим бывшим колониям, получившим независимость. По существу, они заслуживают того, чтобы считать их октроированными, как и ряд конституций, дарованных монархами в XIX столетии.
В то же время в некоторых странах, освободившихся от колониальной зависимости, где был установлен авторитарный политический режим и существовала однопартийная система, конституции, как правило, получали предварительное одобрение на партийных съездах или специально созываемых партийных совещаниях, а их официальное утверждение носило чисто формальный характер.
Порядок внесения в конституции изменений и дополнений
В целом ряде государств внесение изменений и дополнений в конституцию осуществляется по тем же процедурным правилам, что и принятие новой конституции. Тем не менее даже в этих странах имеются определенные особенности в принятии конституционных поправок. Так, поправки, отменяющие те или иные статьи конституции, а также являющиеся дополнениями к основному тексту, не должны вести за собой изменения нумерации прежних статей, глав, разделов. Дополнительные разделы, главы, статьи подключаются к основным под значком "прим". Рядом с номерами отмененных разделов, глав, статей даются указания об их отмене.
В некоторых конституциях содержится запрещение вносить изменения, затрагивающие закрепленные в них конституционные принципы. Так, конституции Греции, Италии, Франции, Алжира включают в себя статьи, которые запрещают отмену республиканской формы правления. Помимо этого Конституция Алжира не допускает пересмотра статей, устанавливающих государственную религию, основные права и свободы, целостность национальной территории. Конституция Греции запрещает также пересмотр статьи, провозглашающей свободу совести. Основные законы некоторых федераций не допускают изменения федеративной формы государственного устройства.
Особый, более сложный по сравнению с другими разделами порядок внесения изменений установлен ст. 235 новой Конституции Польши в отношении разд. I, II и XII, которые закрепляют основные принципы общественного и государственного строя, основные права и свободы человека и гражданина и порядок внесения изменений в Конституцию. В случае одобрения в конституционном порядке Сеймом и Сенатом изменений, вносимых в указанные разделы, субъекты конституционной инициативы — 1/5 часть депутатов Сейма, Сенат или Президент — могут в течение 45 дней после этого потребовать от маршала (председателя) Сейма назначения референдума, который должен быть проведен в течение 60 дней.
Можно выделить также те конституции, в основной текст которых не вносятся никакие поправки. Принимаемые конституционные дополнения или изменения включаются отдельными поправками к тексту основного закона. Это относится, например, к Конституциям США и конституциям прежних социалистических республик Чехословакии и Югославии. Так, после преобразования Чехословакии в Федерацию Закон о федеративном государственном устройстве этой республики был включен в Конституцию отдельным текстом. Неизменным остается текст основного закона в США. Изменения и дополнения к Конституции включаются отдельно в качестве поправок к ней. В настоящее время принято 27 таких поправок.
Естественно, что в отношении тех конституций, которые принимались специальными учредительными собраниями (конгрессами, конвентами), установлена иная процедура внесения изменений и дополнений. Так, в Италии законы, изменяющие или дополняющие Конституцию, принимаются в каждой из палат после двух голосований, проведенных с промежутком не менее трех месяцев, и одобрения абсолютным большинством каждой из палат при втором голосовании. Они выносятся на референдум по требованию не менее 1/5 членов одной из палат или 500 тыс. избирателей или не менее чем пятью областными советами.
Довольно сложной является процедура внесения поправок в Конституцию США. Конституция допускает возможность применения четырех разных процедур. Но на практике используется только одна из них, Сначала Конгресс принимает поправку 2/3 голосов каждой из палат. Затем она должна быть ратифицирована не менее чем 3/4 законодательных собраний штатов. Конституция допускает, однако, принятие поправки специально созванным Конвентом США (по требованию 2/3 штатов) и 3/4 законодательных собраний штатов, либо Конгрессом США и конвентами штатов, либо конвентом США и конвентами штатов.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля