§ 3. Партийная система
В настоящее время в Японии зарегистрировано около 10 тысяч политических партий, большинство из которых действуют на уровне префектур. Как показали последние выборы, с точки зрения избирательских предпочтений можно выделить четыре центра политических сил: старых консерваторов (Либерально-демократическая партия (ЛДП), реформистских неоконсерваторов (Либеральная партия, Партия нового мира, Клуб реформ), либералов (Демократическая партия (ДП), партия Сакигаке, Федерация либеральных реформ) и левых (Коммунистическая партия Японии (КПЯ), Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ), Новая социалистическая партия, Федерация демократических реформ). Причем значимое представительство в нижней палате сейчас имеют только шесть партий и партийных фракций: ЛДП, Объединенная парламентская фракция Минъюрэн (обновленная ДП), объединенная парламентская фракция "Мир — Реформы", Либеральная партия, КПЯ и СДПЯ.
Последние пять лет характерны частыми и существенными переменами на японской политической арене. До 1993 г. (в течение 38 лет) в стране действовала так называемая "система 1955 года", которую часто называли "полуторапартийной". Суть ее была в том, что главными политическими соперниками были ЛДП и Социалистическая партия Японии, причем первая постоянно находилась у власти, а вторая оставалась в положении оппозиционной партии. Возрастание роли других политических сил сопровождалось ослаблением оппозиционных позиций социалистов, а также снижением уровня поддержки либерал-демократов на парламентских и местных выборах: Первый акт политической перестройки, приведший к разрушению "системы 1955 года" и к концу однопартийного правления ЛДП, начался летом 1993 года. ЛДП проиграла парламентские выборы, и расстановка политических сил в нижней палате Парламента изменилась. Помимо фракций прежних политических партий (ЛДП, СПЯ, Комейто, КПЯ и Партия демократических социалистов), в Палате представителей появились депутатские группы Японской новой партии (создана весной 1992 г.), Партии обновления (создана летом 1993 г.), Новой партии Сакигаке и более мелких политических организаций, созданных в основном бывшими либерал-демократами. Партии оппозиции смогли договориться об образовании восьмипартийной коалиции, что позволило летом 1993 г. сформировать первое с 1948 г. коалиционное правительство, которое возглавил лидер Японской новой партии М. Хосокава. В эту коалицию, противостоящую ЛДП, не вошли только коммунисты. При коалиционном правительстве во главе с М. Хосокавой Парламент принял ряд законопроектов, касающихся политической реформы. Особо следует отметить принятие 21 ноября 1994 г. трех законов: Закона о малых избирательных округах, Закона о поддержке политических партий (дополнения к Закону о политических пожертвованиях) и Закона о предотвращении коррупции. Закон о поддержке политических партий определяет политическую партию как группу, состоящую из 5 или более депутатов Парламента или набравшую на выборах в представительные органы власти не менее 2% голосов избирателей, получившую статус юридического лица.
После отставки кабинета М. Хосокавы весной 1994 г. формируется правительство во главе с Ц. Хата. К этому времени в результате политических разногласий социалисты вышли из восьмипартийной коалиции, и лишившийся поддержки СПЯ кабинет Ц. Хата проработал лишь два месяца.
Во второй половине 1994 г. власть перешла к новой, трехпартийной, коалиции в составе прежних непримиримых противников — ЛДП и СПЯ, а также новой партии Сакигаке. Первоначально трехпартийное правительство возглавлял Т. Мурояма. Оставшиеся в оппозиции партии за исключением КПЯ объединились в декабре 1994 г. в Партию новых рубежей (ПНР).
Став крупнейшей после ЛДП парламентской партией, ПНР уже самостоятельно претендовала на власть. Ведущие посты в ПНР занимали бывшие либерал-демократы, поэтому ее создание японские ученые рассматривали как сдвиг в сторону формирования политической системы двух крупных партий, стоящих на близких консервативных или неоконсервативных позициях и сменяющих друг друга у власти.
Опасаясь упрочения тенденции к формированию двухпартийной системы, другие политические партии берут курс на создание "третьей силы". Такая попытка была предпринята социалистами, но вместо образования более народной "демократическо-либеральной" партии дело ограничилось переименованием СПЯ в Социал-демократическую партию Японии в январе 1996 г. С подобной инициативой, значительно более успешной, выступили политики из Новой партии Сакигаке, и в сентябре 1996 г. была учреждена Демократическая партия (ДП).
В январе 1996 г. Кабинет министров возглавил либерал-демократ Р. Хасимото, который к осени 1996 года, убедившись в упрочении позиций собственной партии, объявил досрочные выборы Палаты представителей.
Выборы Палаты представителей 20 октября 1996 г. наглядно отразили перестановку сил на политической арене. ЛДП вплотную приблизилась к восстановлению прежнего большинства, получив 239 из 500 мест. ПНР подтвердила положение второй партии (156 мест). На третье место вышла Демократическая партия (52 места). Сокрушительное поражение потерпели СДП (15 мест) и Сакигаке (2 места).
Такая расстановка политических сил дала возможность либерал-демократам при минимальной поддержке СДП и Сакигаке сформировать правительство, но уже без партнеров по коалиции. Кабинет министров вновь возглавил Р. Хасимото.
Почти сразу после выборов выявилась непрочность ПНР как конгломерата группировок, разнородных по истории, традициям, взглядам и социальной опоре. В декабре 1996 г. часть депутатов Парламента покинули ПНР и образовали Партию солнца. В конце 1997 г. бывший премьер-министр М. Хосокава со своими сторонниками вышли из ПНР и провозгласили себя партией "From Five".
31 декабря 1997 г. Партия новых рубежей была распущена. На ее месте появились и зарегистрировались в Парламенте шесть партий (Либеральная партия, Партия нового мира, Клуб реформы, Партия братства, Партия зари и Партия "Голос народа") и прочих самостоятельных политических организаций.
Сложившаяся ситуация "один сильный — десять слабых" еще больше благоприятствовала единоличному правлению ЛДП, восстановившей большинство в Палате представителей (261 место).
К открытию новой парламентской сессии были созданы объединенные парламентские фракции. Самой крупной стала Минъюрэн (в нее вошли ДП, Партия солнца, Партия братства, Партия "Голос народа" и Лига демократических реформ — всего 96 мест в Палате представителей). В другой парламентской фракции "Мир — реформы" объединились 46 депутатов из Партии нового мира и Клуба реформ. Особняком стоит Либеральная партия, которую возглавляет бывший лидер ПНР И. Одзава.
Как показывают социальные исследования, наибольшей популярностью среди политиков пользуется Н. Кан, лидер Демократической партии, которому в последнее время удалось значительно укрепить позиции ДП. В январе 1998 г. в результате объединения Партии солнца, Партии "Голос народа" и Партии "From Five" была учреждена Партия демократической политики (осталась в составе фракции Минъюрэн), а в марте в рамках Минъюрэн во главе с ДП объединились четыре оппозиционные партии. Таким образом ДП получила 140 мест в нижней палате, став на данный момент самым серьезным противником ЛДП. Весной 1998 г. в стране опять произошла смена политического лидера. На выборах в Палату советников в апреле ЛДП потеряла 16 мест. Очевидно, что определенная потеря доверия избирателей связана с неблагоприятной финансовой ситуацией и непопулярной экономической политикой правительства Р. Хасимото. Взяв на себя ответственность за провал ЛДП на выборах, Р. Хасимото подал в отставку. Несмотря на поражение, позиции ЛДП достаточно сильны, чтобы формировать однопартийное правительство, поставив во главе Кейдзо Обути, входившего в состав правительства Р. Хасимото в должности министра иностранных дел.
Самой крупной консервативной политической партией Японии является Либерально-демократическая. Своими задачами ЛДП провозглашает следующее: создание в Японии демократического строя, обеспечение экономической и социальной стабильности, улучшение международных отношений, борьбу за самостоятельную и независимую Японию. Обладая большинством мест в Парламенте, ЛДП имеет возможность контролировать его работу. Членство в партии условно и имеет значительные ежегодные колебания. Устав партии определяет, что верховным органом партии является съезд, который созывается ежегодно. Делегатами съезда, кроме депутатов Парламента, являются также представители местных отделений партии (по четыре от каждого).
Демократическая партия Японии была основана в августе 1996 г. Одной из ее особенностей является то, что во главе ДП стоят пятидесятилетние лидеры, а это не характерно для политической элиты Японии, основу которой, как известно, составляют 70—80-летние политики. Костяк новой партии составили выходцы из партии Сакигаке и СДП. Возглавляют партию два сопредседателя. Главное в программе партии — административная реформа.
Коммунистическая партия - самая старая из ныне существующих политических партий Японии, она создана в 1922 г. КПЯ выступает за плановую социалистическую экономику, замену правящих реакционных сил, ликвидацию военных баз США на территории Японии и системы договора безопасности. Высший орган КПЯ — съезд, созываемый раз в два-три года. В результате последних выборов коммунистам удалось увеличить свою фракцию в нижней палате с 15 до 26 членов.
Почти сорок лет, с 1955 по 1993 г., Социалистическая партия Японии (сейчас СДПЯ) была крупнейшей оппозиционной партией в стране. Имея в лучшие годы в Палате представителей до 150 мест, она получила всего 15 в 1996 г., впервые уступив даже коммунистам. В последние годы японские социалисты предпринимали действия для обновления образа партии, стараясь придать ей характер выразителя интересов всего общества. Но коалиция с ЛДП в составе кабинета. Мураяма отразилась на имидже партии крайне невыгодно. Не имея возможности оказывать влияние на процесс и характер принимаемых решений, социалистам постоянно приходилось демонстрировать свою беспринципность, что в конце концов привело к потере доверия избирателей.
Партия Сакигаке (Провозвестник) — малочисленная консервативная партия, образовавшаяся из выходцев из ЛДП в 1993 г. Наиболее активные парламентарии приняли участие в создании Демократической партии, что фактически поставило под угрозу существование самой Сакигаке. На последних выборах ей удалось сохранить лишь два мандата. Сегодняшняя Сакигаке — клуб политиков, не принятых в ДП.
Активное участие в политической жизни страны принимают и профсоюзы. В ноябре 1989 г. была создана Новая федерация профсоюзов (Синрэнго). В нее вошли два крупных центра японского профсоюзного движения: Генеральный совет профсоюзов (Сохио) и Все-японская федерация профсоюзов частного сектора (Рэнго). Синрэнго объединяет в своих рядах 67% трудящихся — членов профсоюзов как в государственном, так и в частном секторе. Помимо Синрэнго следует отметить Всеяпонскую национальную федерацию профсоюзов и Всеяпонский совет связи рабочих профсоюзов.
Реорганизация партийной системы Японии еще не завершена. Ситуация продолжает оставаться мобильной, о чем говорит сохраняющаяся тенденция к созданию новых партий. До сих пор главными действующими лицами перестройки политических сил в Японии были депутаты Парламента. Роспуск старых, появление новых партий, разъединения и слияния проходят преимущественно в форме перетасовки парламентских фракций. В результате одним из последствий произошедших перемен стала значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. Ситуация на политической арене остается неопределенной и во многом зависит от развития внутрипартийной ситуации в ДП.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля