logo
KPZS_Baglay

§ 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы

Принятая в 1947 году новая Конституция с ее ярко выражен­ным демократическим и социальным характером знаменовала ре­шительный разрыв Италии с тоталитарным прошлым. Уже в ст. 1 Конституции содержалось важное новшество — Италия объяв­лялась демократической республикой, основывающейся на тру­де. Принципиальное значение имели положения ст. 3 Конститу­ции, требующие "устранить препятствия экономического и соци­ального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию личности и реаль­ному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны".

Эти конституционные положения при всей их декларативности послужили серьезной основой для дальнейшей конституционной работы по законодательному оформлению социально-экономичес­ких прав граждан. "Социальные" статьи итальянской Конститу­ции, во многом потеряв к настоящему времени их первоначаль­ную идеологическую окраску, воспринимаются в качестве ориен­тиров на пути строительства социального государства, и в этом смысле они все более перекликаются с постулатами современной социальной доктрины христианства.

В Конституции по-новому и со значительным опережением своего времени решается вопрос о социальной роли в современ­ном обществе частной собственности, частной хозяйственной ини­циативы, а также, собственно, государства. В Конституции содер­жится ряд принципов и правовых норм, создающих в совокупнос­ти конституционную основу для вмешательства государства в вопросы производства и распределения благ, а также в организа­цию национальной экономики.

Италия, хоть и остается по своим культурным традициям, истории, мировоззренческим стереотипам христианской страной, с конституционной точки зрения является светским государством. В отношении традиционной для Италии католической религии была найдена весьма удачная конституционная формула, согласно ко­торой "государство и католическая церковь в своих сферах неза­висимы и суверенны".

Конституция устанавливает в Италии парламентскую форму правления. Исполнительная власть несет ответственность за свои действия и проводимый политический курс прежде всего перед Парламентом, без доверия со стороны которого правительство уходит в отставку.

Итальянская Конституция закрепила разрыв с монархо-фашистским прошлым и в вопросах регионального устройства и ме­стного самоуправления. Италия, особенно в период фашизма, была унитарным государством. Современная Италия децентрализована и разделена на области, провинции и коммуны, которые облада­ют самоуправлением. Пять исторических областей — Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия и Балле д'Аоста — пользуются статусом расширенной автономии.

Важным элементом политической системы, а также с точки зрения определения места и роли Италии во взаимоотношениях с другими государствами в рамках политических и оборонных со­юзов, являются положения ст. 11 Конституции: "Италия отвергает войну как посягательство на свободу других народов и как способ разрешения международных споров; она соглашается на условиях взаимности с другими государствами на ограничения суверените­та, необходимые для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость; она содействует международным организациям, стремящимся к этой цели, и благоприятствует им".

Эту статью не следует понимать как декларацию о постоян­ном нейтралитете Италии. Во всяком случае, речь идет об одно­стороннем обязательстве итальянского Государства воздерживать­ся от участия в агрессивных войнах.

Положения ст. 10 Конституции о том, что правопорядок Ита­лии согласуется с общепризнанными нормами международного пра­ва, равно как и ст. 11, создают правовую основу для активного уча­стия Италии в европейской интеграции, включая создание Европей­ского Союза в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года.

На протяжении полувекового периода, прошедшего с момен­та вступления в силу нынешней Конституции, итальянское Госу­дарство в целом развивалось по демократическому пути. Это, в частности, нашло свое подтверждение и в эволюции лево- и пра­ворадикальных партий — коммунистов и неофашистов, в их ны­нешнем возвращении в конституционные рамки.

Вместе с тем кризис государственно-монополистической мо­дели развития общества сопровождался распадом партийно-поли­тических структур, во всяком случае в том виде, в котором они сложились в первые послевоенные годы. "Несовершенная двухпартийность" - преобладание двух партий — христианских де­мократов и коммунистов (вместе они пользовались поддержкой в среднем двух третей избирателей) к середине 90-х годов транс­формировалась в новую либеральную и социал-демократическую двухполюсную систему.

Либеральные и консервативные политические силы вошли в правоцентристский блок "Полюс свободы" (в него входят движе­ние С. Берлускони "Вперед, Италия", Национальный альянс во главе с Дж. Финн и Христианско-демократический центр П. Ф. Казини). Партии левоцентристской ориентации объединились в блок "Оливковое дерево" (возглавляет Р. Проди), состоящий из Италь­янской народной партии (левое крыло Христианско-демократической партии), "Левых демократов" (бывшие коммунисты) во главе с М. Д'Алема, партии Итальянское обновление (новое по­литическое образование центристского толка), а также движе­ния "зеленых". Вне блоков остается сепаратистская Северная Лига, возглавляемая У. Босси.

В соответствии с законом государство участвует в финанси­ровании политических партий через их партийные группы в Па­лате депутатов и в Сенате.