logo
KPZS_Baglay

§ 3. Правовой статус индийского гражданина

Правовой статус граждан в Конституции Индии характери­зуется усложненной структурой, которая отличается от аналогич­ных институтов в "классических" западных конституциях и в ос­новных законах ряда освободившихся стран. Положения, опреде­ляющие правовой статус индийских граждан, закреплены в совокупности норм части 3 Конституции "Основные права", час­ти" 4 "Руководящие принципы политики государства", части 15 "Выборы", а также преамбулы, приложений и некоторых других разделов Основного закона. При этом разные элементы, из кото­рых складывается институт прав и свобод граждан, обладают не­одинаковой юридической силой, что требует хотя бы краткого по­яснения.

В части 3 Конституция выделяет как наиболее значимые так называемые "основные права", в исчерпывающий перечень кото­рых помещены, прежде всего, политические (ст. 19) и личные права (ст. 20—22), а также отдельные положения о праве соб­ственности. Статья 13 запрещает издавать законы, ограничивающие основные права, а в соответствии со ст. 32 в случае наруше­ния этих прав граждане могут обращаться непосредственно в Вер­ховный суд для их восстановления в принудительном порядке. Это важная, хотя и ограниченная конституционная гарантия основных прав граждан.

Социально-экономические права отделены от "основных прав" и большинство из них помещено в части 4: "Руководящие прин­ципы политики государства". Статья 37 указывает, что руководя­щие принципы "имеют основополагающее значение для управле­ния страной, и государство обязано исходить из этих принципов при издании законов". Однако слабой стороной руководящих прин­ципов является то, что они не подлежат судебной защите и рас­сматриваются скорее как пожелания, лишенные реальной кон­ституционной силы. После 1967 г. имела место судебная практи­ка, согласно которой высший судебный орган страны должен был отдавать приоритет руководящим принципам в случаях, если они вступали в противоречие с основными правами. Эта практика была частично, а затем полностью поддержана и закреплена 25-й и 42-й поправками к Конституции. В 80-е годы, однако, в решении Верховного суда по делу Minerva Mills Ltd. v. Union of India был избран противоречивый, компромиссный вариант. Суть его состо­ит в том, что суды, рассматривая дела, в которых основные пра­ва граждан находятся в противоречии с руководящими принципа­ми, не должны отдавать предпочтения ни одной из этих групп. Им предписывается "гармонично" учитывать обе группы прав. Такая формулировка практически отдает решение этого важного вопро­са на усмотрение суда.

На формирование правового статуса, граждан в Конституции Индии наибольшее влияние оказал американский Билль о пра­вах, хотя американская идея конституционного закрепления прав и свобод реализовывалась посредством "применения английской системы права в Индии" и с учетом английских конвенционных норм. Концепция не обладающих обязательной силой и не защи­щаемых конституционными гарантиями демократических руково­дящих принципов была заимствована из Конституции Ирландс­кой Республики 1937 г.

Определенное влияние на Основной закон Индийской Рес­публики и его развитие оказала Конституция СССР 1936 г. Ее воздействие нашло отражение прежде всего в расширении спис­ка социально-экономических прав, внесении в Конституцию ос­новных обязанностей граждан3, провозглашении ряда прогрессивных положений руководящих принципов, попытке обеспечить права гарантиями, поднять уровень жизни отсталых групп населения, решить национальный вопрос с учетом этнолингвистических осо­бенностей населения страны. Конституция Индии 1950 г. осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране про­грессивных социальных преобразований, индустриализации, аг­рарных реформ, преодолению пережитков прошлого.

Для института гражданства в Индии характерно то, что всей полнотой прав и свобод пользуются граждане Индии, в то время как Конституция предусматривает некоторые ограничения дееспо­собности иностранцев. Последние не могут занимать определенные должности, такие, как должность президента, вице-президента, судьи Верховного или Высшего суда штата, генерального аттор­нея, губернатора либо генерального атторнея штата. Они не могут быть избраны членами парламента Союза или легислатур штатов.

Особые ограничения предусмотрены для так называемых "враждебных иностранцев", которые лишены предусмотренных в ч. 1—2 ст. 22 процессуальных гарантий, связанных с арестом и задержанием. К таковым относятся граждане государств, находя­щихся в состоянии войны с Индией, а также индийские гражда­не, добровольно проживающие в таких странах или поддержива­ющие с этими государствами коммерческие отношения.

Закон 1955 г. о гражданстве, имеющий, несомненно, консти­туционное значение, сочетает в себе как элементы признания принципа "права почвы", так и "права крови". В стране предус­мотрено единое индийское гражданство, призванное укрепить территориальную целостность страны.

Для лиц, постоянно проживающих в штате Джамму и Каш­мир, легислатура этого штата может предоставлять особые права и привилегии в отношении найма на работу в органы правитель­ства штата, приобретения в этом штате недвижимого имущества, поселения в этом штате и предоставления стипендий и иных форм помощи от правительства штата. Такое своеобразие объясняется сложным положением в этом пограничном с Пакистаном населен­ном мусульманами штате.

Особенно положительными национально-специфическими ка­чествами обладает в Конституции Индии принцип равенства, со­стоящий в запрещении "неприкасаемости" (ст. 17) и дискримина­ции по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежнос­ти, пола или места рождения (ст. 15), в одинаковых возможностях устройства в государственные учреждения на работу (ст. 16) и в равной защите со стороны закона (ст. 14). Прогрессивной чертой принципа равенства в индийской Конституции является попытка обеспечить некоторые гарантии и привилегии для признанных го­сударством отсталыми групп населения (ч. 3, 4 ст. 15, ч. 4 ст. 16). Этот принцип для Индийской Республики весьма важен, ибо пред­ставляет собой юридическую основу ликвидации кастовых пред­рассудков в отношении десятков миллионов людей.

Национально-культурные особенности Индии отразились в праве меньшинств на пользование собственным языком, письмен­ностью, культурой (ч. 1 ст. 29), на открытие национальных учеб­ных заведений и управление ими (ст. 30).

В Индии, где традиционно велико влияние религии на все стороны жизни, особое значение приобретает светский характер Конституции, усиленный изменением преамбулы 42-й поправкой 1976 г.

В то же время нельзя не признать, что социально-экономи­ческое, кастовое неравенство, а также конфронтации на религиоз­но-общинной почве имеют место в Индии. Вспышки последних не­редко приобретают угрожающие для единства страны масштабы.