§ 4. Конституционное право Израиля
Конституционные акты
Государство Израиль возникло после второй мировой войны в результате специального решения Генеральной Ассамблеи ООН, упразднившего мандат Великобритании на территорию Палестины, которым она владела с 1923 г. До этого периода Палестина входила в состав Османской империи. В годы первой мировой войны Ближний Восток стал ареной боевых действий между Турцией и державами Антанты, целью которых был раздел Османской империи. Великобритания заключила секретное соглашение с Францией о послевоенном разделе между ними азиатской части Османской империи, предусматривавшее режим международного управления для Палестины. На конференции в Сан-Ремо Верховный Совет Антанты предоставил Великобритании мандат на управление Палестиной, который был утвержден Лигой Наций и официально вступил в силу в 1923 г. Великобритания брала на себя обязательство поощрять еврейскую иммиграцию, прочное поселение евреев на земле Палестины, а также установить такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат создание еврейского национального очага.
В мае 1947 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН была создана Комиссия для изучения положения в Палестине и выработки рекомендаций по дальнейшему развитию этой территории. В итоге длительных дебатов Генеральная Ассамблея приняла 29 ноября 1947 г. Резолюцию № 181 о прекращении английского мандата и разделе Палестины на два самостоятельных демократических государства — арабское и еврейское. За это решение проголосовали 33 государства, 13 были против и 10 (включая Великобританию) воздержались. Резолюция предусматривала поддержание тесных отношений между двумя государствами (экономический и таможенный союз, общность валют, единство транспортной сети и коммуникаций, совместное пользование ирригационной системой). В Резолюции Генеральной Ассамблеи № 181 были изложены условия будущего конституционного развития еврейского и арабского государств. В частности, предусматривалось развитие двух государств на территории Палестины на демократической основе и создание юридических и политических предпосылок провозглашения независимости двух государств 1 октября 1948 г. (срок, установленный ООН),
Решением ООН была создана Палестинская комиссия, которая по мере вывода английских войск должна была получить полный контроль на территории Палестины. На эту комиссию возлагалась обязанность осуществить необходимые меры по формированию конституционных основ двух будущих независимых государств. В задачу Палестинской комиссии входила постепенная передача своих полномочий временным органам управления на территориях, отведенных ООН отдельно для еврейского и арабского государств. В свою очередь, эти временные органы должны были на демократической основе провести всеобщие выборы в учредительные собрания. Сформированные таким путем учредительные собрания должны были выработать постоянные конституции двух государств и сформировать временные переходные правительства. В Резолюции ООН № 181 главным условием получения будущими государствами независимости ставилось принятие постоянной конституции: "Независимость даруется каждому государству по его просьбе только после того, как оно примет конституцию... представит Объединенным Нациям декларацию, содержащую ряд определенных гарантий, и подпишет договор о создании Палестинского экономического союза и учреждении системы сотрудничества между обоими государствами и городом Иерусалимом". В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу.
14 мая 1948 г. за один день до истечения мандата Великобритании на территории Палестины так называемое Народное правительство (сформированное из представителей местных израильских кругов и представителей международных сионистских организаций) на заседании в Тель-Авивском музее приняло Декларацию независимости Израиля, провозгласив образование самостоятельного еврейского государства (Мединат Исраэль - Государство Израиль). Был создан Временный государственный совет — высший законодательный орган еврейского государства. Временный совет отменил британские законы, ограничивавшие иммиграцию евреев в Израиль и продажу арабских земель евреям. Были оставлены в силе британские законы, действовавшие в Палестине на 14 мая 1948 г., поскольку они не противоречили Декларации независимости, согласовывались с будущими законами и с изменениями, вытекающими из факта создания Государства Израиль и его государственных органов, и в условиях, когда еще не были приняты новые законы, отменявшие прежние.
Декларация независимости по аналогии с декларациями других демократических государств утверждала основные принципы, на которых должно базироваться само государство, права и свободы граждан. Декларация закрепляла положение о том, что Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками. Оно обеспечивает полное социальное и политическое равноправие всех граждан, независимо от религиозных, расовых и половых различий. Оно гарантирует свободу вероисповедания, свободу совести и выбора языка, право на образование. Государство принимает на себя обязанность охраны святых мест всех религий, а также соблюдения принципов Устава ООН. Декларация независимости официально провозгласила, что вновь созданное государство открыто для репатриации евреев всего мира.
Некоторые израильские юристы предлагали считать Декларацию независимости конституцией Израиля, однако такая точка зрения даже в официальных кругах Израиля вызывает сомнения. Принципы Декларации — это в основном идеалы, изложенные в виде политического кредо, которые не имеют силы конституционных норм и не оказывают прямого воздействия на другие законы. Израильские суды не считают Декларацию независимости юридическим основанием для предъявления гражданином иска в суд в отношении действий государственных органов, хотя все государственные органы при осуществлении своей деятельности должны руководствоваться принципами, изложенными в Декларации независимости Израиля.
Необходимо отметить уникальность конституционной системы Израиля, которая характеризуется отсутствием единой писаной конституции в качестве основного закона государства. Хотя термин "основной закон" используется в конституционном праве Израиля, он предполагает совокупность многих законодательных актов, принимаемых парламентом в порядке обычной законодательной процедуры. По мнению израильских юристов, в понятие. "основной закон" Израиля следует включать законы, касающиеся структуры государственных органов, а также некоторых других вопросов, которые в других демократических государствах подпадают под действие специальных конституционных законов: парламент, правительство, президентские полномочия, армия, месторасположение столицы, судопроизводство и финансовая система. В израильской конституционной системе используется терминология "основных законов" в отличие от законов дополнительных или вспомогательных.
Израильский метод разработки конституции уникален и отличается определенным отсутствием логики. Под действие основных законов подпадают вопросы, связанные с государственной собственностью, в то время как такие основополагающие законы, как Закон о возвращении (1950 г.) и Закон о равноправии женщин (1951 г.) вообще на входят в понятие основных законов. Права граждан признаются судебной практикой, хотя юридическая основа их расплывчата и в отличие от других демократических государств не закреплена в каком-либо едином акте. Различные законодательные акты так называемых "основных законов" предполагается в дальнейшем объединить в тексте единой конституции. Пока трудно сказать, каким образом в текст будущей писаной конституции могут быть инкорпорированы действующие законы еще периода Османской империи, законы, которые основываются на обычаях и нормах английского права, сохранившиеся еще с периода мандатного статуса Палестины, и законы, базирующиеся на догмах религиозного права при сохранении светского характера израильского государства.
Отсутствие в Израиле единой писаной конституции израильские юристы объясняют несколькими причинами. В первые годы становления нового государства принять надлежащим образом оформленную конституцию было невозможно в силу общего нечеткого характера политической системы и общих целей государства, находящегося в состоянии непрекращающейся войны с арабскими странами, являвшегося объектом массовой международной иммиграции еврейского населения, не имевшего четко установленной территории и границ, так как сам Израиль воздерживался от определения своих границ. Поскольку соседние арабские государства не признавали территорию Израиля, израильское законодательство определяло эту территорию как "районы действия" его законодательства. Границы Израиля стали результатом арабо-израильских войн. Граница с Египтом, например, была официально установлена после заключения египетско-израильского мирного договора. Кроме того, на отсутствие упоминания государственной территории в ряде официальных документов оказывают влияние и концепции некоторых израильских юристов, доказывающих, что территория не является необходимым элементом понятия государства.
Определенное воздействие на израильское законодательство оказала практика конституционного права Великобритании, в которой также отсутствует единая писаная конституция. И, наконец, особое значение в решении вопроса о постоянной конституции имело негативное мнение ортодоксальных религиозных кругов, опасавшихся снижения своего влияния на общественную и государственную жизнь страны.
К настоящему времени в качестве Основных законов, принятых израильским парламентом и составляющих основу конституции, действуют следующие акты: Закон о Кнессете (1958 г.), Закон о землях Израиля (1960 г.), Закон о президенте государства (1964 г.), Закон о правительстве (1968 г.), Закон о государственной экономике (1975 г.), Закон об армии (1976 г.), Закон об Иерусалиме, столице Израиля (1980 г.), Закон о гражданских судах (1984 г.) и ряд других.
Правовое положение граждан
В силу специфики образования Государства Израиль, а также таких факторов, как отсутствие единой писаной конституции, постоянный приток иммигрантов из различных регионов мира, влияние религиозных кругов, пестрый этнический состав населения страны, нестабильность общего законодательства и т.д., создается особый правовой статус граждан. Основополагающим фактором при этом является наличие израильского гражданства. Приобретение израильского гражданства регулируется Законом об израильском гражданстве от 14 июля 1952 г., согласно которому право на израильское гражданство признается в силу репатриации в Израиль либо проживания в Израиле, по рождению, натурализации или в результате дарования. На основании ст. 2 Закона о гражданстве любой иммигрант (оле) автоматически приобретает израильское гражданство, если только не является уже израильским гражданином по рождению. Следует отметить, что в соответствии с положениями Закона о возвращении иммиграция в Израиль открыта только для евреев. В соответствии с этим законом каждый еврей имеет право прибыть в Израиль в качестве иммигранта, и виза иммигранта должна быть предоставлена любому еврею, выразившему желание поселиться в Израиле, если только ходатайствующий не занимался в прошлом или не занимается в настоящее время деятельностью, направленной против еврейского народа, или если его приезд в Израиль не угрожает безопасности страны, общественному порядку или здоровью населения. Каждый еврей, прибывший в Израиль до 6 июля 1950 г., также рассматривается как прибывший в страну в качестве иммигранта. В соответствии с Законом о возвращении еврей определяется как лицо, рожденное от матери-еврейки и не перешедшее в другое вероисповедание, либо лицо, принявшее иудаизм. Права еврея по Закону о возвращении и права иммигранта по Закону об израильском гражданстве распространяются на нееврея супруга, детей и их супругов и внуков иммигрантов. Согласно поправке к Закону о возвращении 1971 г. любой еврей, находящийся вне пределов Израиля, может по своему желанию получить израильское гражданство, стать израильтянином. В данном случае понятие "израильтянин" в значении "гражданин" следует отличать от понятия "национальность" (еврей, араб, друз и т. д.). Следовательно, термин "национальность" не используется в значении "гражданин", как это обычно принято в англоговорящих странах.
В силу проживания в Израиле израильским гражданством обладают лица, бывшие гражданами подмандатной Палестины непосредственно перед образованием Государства Израиль и оставшиеся жителями Израиля на 14 июля 1952 г., но не обладавшие правом на гражданство по Закону о возвращении и согласно ст. 2 Закона об израильском гражданстве, По рождению израильским гражданством обладает лицо, если хотя бы один из родителей является израильским гражданином. Израильское гражданство по натурализации предоставляется, если ходатайствующий удовлетворяет следующим требованиям: находится в момент подачи прошения в Израиле; проживал в Израиле три из пяти лет, непосредственно предшествовавших подаче прошения; имеет разрешение на постоянное жительство в Израиле; поселился или намеревается поселиться в Израиле; обладает хотя бы элементарным знанием иврита; отказался от своего прежнего гражданства либо намерен отказаться от такового при получении израильского гражданства.
Получение израильского гражданства в силу натурализации должно быть подтверждено декларацией ходатайствующего о его намерении быть лояльным гражданином Израиля. Процесс натурализации облегчается для лиц, которые состояли на израильской военной службе после 29 ноября 1947 г. (дата Резолюции ООН № 181) или которые потеряли сына или дочь на израильской военной службе.
Совершеннолетний израильский гражданин, не проживающий в Израиле или официально заявивший о своем намерении покинуть Израиль, может подать письменное заявление об отказе от израильского гражданства в Министерство внутренних дел. Вопрос решает министр внутренних дел, и податель заявления перестает быть гражданином Израиля с даты, устанавливаемой министром. Министр внутренних дел правомочен также лишать гражданства лицо, совершившее акт нелояльности по отношению к Государству Израиль или получившее израильское гражданство незаконным способом.
Наличие израильского гражданства позволяет лицу получить право участвовать в выборах и быть избранным в Кнессет, состоять в политических партиях и общественных организациях, участвовать другими способами в политической жизни страны, получать защиту со стороны государства, находясь за границей. Только граждане Израиля могут получать посты на государственной службе. Наличие израильского гражданства влечет за собой более суровую уголовную ответственность за совершение государственных преступлений, поскольку неотъемлемой частью правового статуса израильского гражданина является выполнение его долга перед своим отечеством.
Иностранцы, как и граждане Израиля, пользуются равными правами, включая право на неприкосновенность личности, собственности, жилища и другие личные права, а также всеми конституционными свободами и их юридическими гарантиями. Иностранцам предоставлено право участвовать в выборах в органы местного самоуправления.
В силу отсутствия единой писаной конституции или свода законов о правах и свободах личности права человека и гражданина юридически закрепляются действием различных законодательных актов, решений правительства, постановлений Верховного суда страны, судебной практикой, способами разрешения вопросов, связанных со статусом личности в различных этническо-религиозных общинах. В последнем случае способы разрешения споров могут разительно отличаться друг от друга и от действующих законодательных норм.
В соответствии с постановлением Верховного суда Израиля любая дискриминация на почве расовых, половых, религиозных, политических и идеологических различий запрещена законом, и это правило лежит в основе конституционной системы Израиля, поскольку суды, в случае сомнения, должны отдавать предпочтение такому решению вопроса, которое учитывает принцип всеобщего равенства перед законом. Различными законами декларировано равенство мужчин и женщин, принцип равной оплаты за равный труд, отменены привилегии мужа в вопросах собственности. Работодатели не имеют права отказывать в найме на работу на основании половой принадлежности, семейного статуса и наличия детей.
В законодательстве Израиля с учетом действия международно-правовых актов по правам человека закреплены такие основополагающие права, как неприкосновенность личности, свобода вероисповедания, неприкосновенность брака, частной жизни, жилища, имущества и т. д. Это относится и к праву на справедливый суд, к свободе выбора местожительства, включая право на эмиграцию, к свободе слова и к свободе создания профессиональных, культурных и политических ассоциаций, право на подачу жалоб, петиций и т. д. Верховный суд Израиля так определяет свою задачу по защите прав и свобод граждан: "В нашем государстве, где основные права граждан не защищены конституцией, наш суд, как Высокий суд, призван защищать эти права и оказывать гражданам требуемую помощь, когда эти права и свободы нарушаются действиями властей".
Особое место в перечне прав и свобод занимает свобода вероисповедания, причем в условиях Израиля эта свобода подразумевает два аспекта: с одной стороны — это свобода жить в соответствии с обычаями и заповедями своей веры, с другой — не исповедовать никакую религию. По закону свобода отправления культа не предусматривает каких-либо ограничений, за исключением случаев, когда это влечет за собой нарушение общественного порядка. Принцип свободы вероисповедания в ряде случаев нарушается наличием системы раввинатских судов, которые в противоречии с законом защищают иудаизм. Имеются положения, противоречащие свободе вероисповедания и в Уголовном кодексе Израиля. В частности, предусмотрена уголовная ответственность за переход из одной религии в другую. Если одно лицо искушает другое перейти в другую религию, предлагая какие-либо материальные блага, такое действие рассматривается как уголовное преступление, и оба лица несут уголовную ответственность. Принцип свободы вероисповедания запрещает человеку оскорблять религиозные чувства окружающих. Этот запрет является прямым следствием, вытекающим из обязанности относиться с терпимостью к гражданам, исповедующим другие религии. Считается даже, что принцип свободы слова также должен быть подчинен этому требованию.
Законодательство Израиля защищает свободу выражать и распространять свои мысли любым способом как в устной, так и в письменной форме. Особое значение придается свободе печати, свободному доступу ко всем средствам массовой информации. Причем свобода печати рассматривается как особая форма свободы слова, которая имеет непосредственную связь с процессом демократизации страны. Свобода получения информации означает право любого гражданина "знать, что происходит вокруг него, внутри и за пределами государства".
Израильские граждане обладают правом создания ассоциаций и политических партий, а также свободы собраний и демонстраций. В стране действует разрешительный режим проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Организаторы этих акций в общественных местах должны предварительно получить разрешение на их проведение в местном полицейском управлении. Основанием для отказа в проведении этих акции может быть только возможность возникновения угрозы общественному спокойствию и безопасности. При этом представление доказательств причин отказа лежит на полиции.
Партийная система
Израиль относится к странам с многопартийной системой без доминирующей партии. Одной из основных гражданских свобод в стране признается свобода создавать ассоциации и политические партии, что подтверждает демократическую основу израильского государства. В соответствии с действующим законодательством ни при каких условиях политическая партия не может быть признана незаконной по причине того, что ее цель состоит в изменении существующего режима, который "возможно нуждается в изменениях по той или иной причине". Партия может быть объявлена вне закона только Б том случае, если она ставит своей целью насильственное свержение существующего строя и отмену его конституционных основ, что влечет за собой применение судебных санкций.
Важной чертой партийной системы Израиля является государственное финансирование политических партий, представленных в Кнессете. Закон, принятый Кнессетом в 1973 г., предусматривает финансирование избирательной кампании и текущей деятельности партий из расчета 600 тысяч шекелей на каждого депутата Кнессета предыдущего состава. Сумма государственных ассигнований несколько раз увеличивалась в связи с инфляцией.
Политические партии играют решающую роль в формировании всех органов власти, от муниципальных советов до высших законодательного и исполнительного органа (Кнессета и Совета министров). Списки кандидатов на выборные должности обычно готовятся руководством политических партий. В результате, как правило, в выборные органы в подавляющем большинстве попадают представители верхушки партийного руководства, партийные бюрократы, представители крупнейших общественных и этнокультурных групп, в том числе высших слоев арабской общины, в поддержке которых заинтересована та или иная партия.
Множественность политических партий Израиля объясняется целым рядом факторов. В первую очередь, это своеобразная политическая традиция, в соответствии с которой многие политические партии возникли еще в подмандатной Палестине как политические организации различных еврейских общин, ставящих задачу образования самостоятельного еврейского государства. Причем еврейские общины значительно отличались политическими и религиозными установками, что и обусловило появление различных политических партий. На становление партийной системы оказывает большое воздействие интенсивность иммиграционных потоков в Израиль, разнообразие их социального состава, различная степень участия иммигрантов в политической жизни страны, политическая конъюнктура и т. д. Для партийной системы Израиля характерно и такое явление, как "партии-минутки", которые обычно возникают перед очередными парламентскими выборами и, проведя избирательную кампанию и не набрав достаточного количества голосов для получения депутатских мандатов, распадаются, прекращают свою политическую деятельность и навсегда исчезают с политической арены.
Наиболее стабильными являются два основных партийных блока: Рабочий (Левоцентристский) во главе со старейшей израильской Партией труда и Национал-либеральный, включающий в себя ряд центристских и националистических партий во главе с движением Ликуд. С этой точки зрения израильскую партийную систему можно охарактеризовать как двухблоковую. Когда один блок формирует правительство, другой находится в оппозиции этому правительству.
Партии, входящие в эти два блока, представляют различные идеологические и религиозные убеждения, отражающие интересы определенных групп населения. Внутри блоков частым явлением становятся расколы и создание новых коалиций, главным образом на политической и идеологической основе. Предвыборные программы партий часто носят конъюнктурный характер, определяются конкретной1 политической обстановкой и расстановкой различных политических сил. Многое зависит от международного положения. Израиля, внешнеполитического и внутриполитического курса конкретного израильского правительства, нестабильности самой партийной системы.
Система государственных органов
Глава Государства Израиль — президент. Способ избрания, срок полномочий, правовое положение и полномочия президента определяются Основным законом о Президенте государства 1964 г.
В соответствии с этим Законом президент избирается сроком на 5 лет (по еврейскому календарю) на специальном заседании Кнессета путем тайного голосования абсолютным большинством депутатов (по форме правления Израиль — парламентская республика). Президент может быть переизбран только на один срок. Кандидат на пост президента может быть выдвинут группой депутатов Кнессета в количестве не менее 10 человек. Выборы проводятся на альтернативной основе, но ни один член Кнессета не может голосовать более чем за одного кандидата. Поста вице-президента не существует. Кандидатом на пост главы государства может быть выдвинут любой гражданин Израиля, постоянно проживающий на территории страны. Президент наделен абсолютным судебным иммунитетом и освобожден от несения каких-либо повинностей. Функции президента во многом чисто представительские. По закону он обладает правом утверждения законопроектов, одобренных Кнессетом, однако их утверждение зависит от указаний правительства. Этим правом он обладает в отношении всех законопроектов, кроме тех, которые затрагивают полномочия самого президента. Кроме того, по Закону о Президенте глава государства должен способствовать формированию правительства. Это означает, что он поручает одному из членов Кнессета сформировать правительство, но по сложившейся традиции этим правом обладает лидер блока, получившего большинство мандатов на всеобщих парламентских выборах. В случае невозможности сформировать правительство большинства или коалиционное правительство президент может отказаться продлить срок формирования правительства, что приводит к роспуску Кнессета и досрочным парламентским выборам (здесь наблюдается определенная параллель с английской системой). В функции президента входит принятие отставки правительства в случае получения вотума недоверия со стороны парламента.
Президент назначает государственных и религиозных судей, государственного контролера после утверждения его парламентом, по представлению правительства ряд должностных лиц гражданской и военной администрации; он принимает верительные грамоты иностранных представителей в Израиле, назначает высших дипломатических представителей и представителей Израиля в международных организациях, подписывает международные договоры Израиля после ратификации их парламентом; присуждает от имени государства награды и почетные звания.
Президент обладает правом помилования, которым он пользуется по своему усмотрению. Это право подразумевает возможность отменить, смягчить или заменить наказание за уголовные преступления. Решения президента не подлежат обжалованию в судах. Право на помилование имеет широкое толкование. Оно включает не только помилование лиц, приговор в отношении которых уже вынесен, но и в отношении обвиняемых, что позволяет президенту приостановить рассмотрение уголовного дела на любом его этапе. Этим правом президент пользуется в исключительных случаях в интересах безопасности государства или общества.
Президент может подать в отставку, направив соответствующее заявление на имя председателя парламента. В случае, если президент государства по какой-либо иной причине (состояние здоровья, несоответствие занимаемой должности, порочащие действия и т. д.) не может далее исполнять свои обязанности, Кнессет •квалифицированным большинством в 2/3 депутатов принимает решение о досрочном освобождении президента от должности и назначении новых выборов. В этом случае, как и в случае освобождения должности президента в результате его смерти или временного прекращения президентом своих полномочий, эти полномочия временно возлагаются на председателя парламента.
В соответствии с Основным законом о Кнессете 1958 г. высшим законодательным органом государства является однопалатный Кнессет (по названию законодательного учреждения в древней Иудее "Кнессет хагдола" — Великий собор), состоящий из 120 депутатов, избираемых на четырехлетний срок путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Основной Закон о Кнессете, как и сам порядок голосования, может быть изменен лишь квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов самого Кнессета. Активным избирательным правом пользуются все израильские граждане, достигшие 18-летнего возраста, а пассивным — достигшие 21 года при условии, если и те и другие не лишены этого права по решению суда на основе соответствующего закона.
Выборы в Кнессет регулируются соответствующим Законом о выборах 1969 г. и Законом о финансировании политических партий 1973 г. При выборах в Кнессет используется пропорциональная избирательная система, когда количество мандатов определяется числом голосов избирателей, поданных за данную партию, причем вся страна представляет собой единый избирательный округ. Избиратель голосует за список, представленный политической партией. Список кандидатов обычно составляется руководством партии, и мандаты получают те, кто стоит в начале списка. Рядовые избиратели полностью отстранены от обсуждения конкретных кандидатур и голосуют обычно за программу партии и ее лидера. Избирательным законодательством введен 1-процентный барьер, в соответствии с которым партия, набравшая менее 1% голосов всех избирателей, не допускается к распределению парламентских мандатов. Пропорциональная избирательная система подвергается в Израиле серьезной критике, многие требуют замены ее мажоритарной избирательной системой. По действующей избирательной системе партия должна представить список своих кандидатов избирательной комиссии Кнессета, специально формируемой с этой целью. После своего избрания члены Кнессета получают фактически полную свободу в проведении той или иной политической линии.
В парламенте Израиля широко практикуется не только перегруппировка сил парламентских партий, но и переход парламентариев из одной фракции в другую. Но во фракциях обычно поддерживается строгая дисциплина при голосовании законопроектов. Депутаты должны голосовать, придерживаясь указаний руководства фракции.
Главной функцией Кнессета является законодательная функция, парламент не ограничен в своем праве принимать законы по любым вопросам. Законодательная инициатива в основном сосредоточена в руках правительства, которое является основным инициатором законопроектов. Большая часть законопроектов готовится Министерством юстиции и вносится от имени правительства. Правительственные законопроекты имеют приоритет перед законопроектами, вносимыми рядовыми депутатами. Законодательная деятельность Кнессета осуществляется в соответствии с установленной процедурой. Законопроект проходит три чтения. После первого чтения он передается на соответствующую доработку в постоянную комиссию, которая готовит его ко второму чтению. При третьем чтении окончательная редакция закона ставится на голосование. Основные законы должны приниматься и изменяться квалифицированным большинством голосов (80 депутатов), а обычные законы — абсолютным большинством (61 депутат) от общего количества (120 депутатов) списочного состава Кнессета.
Текущая работа Кнессета осуществляется на открытых пленарных заседаниях (если Кнессет не примет решение проводить закрытое заседание) и в 10 постоянных комиссиях: по парламентским вопросам; по иностранным делам и обороне; по финансам; по вопросам экономики; по внутренним делам и окружающей среде; по труду и социальному обеспечению; по вопросам конституции, права и судопроизводства; по государственному контролю; по вопросам просвещения и культуры; по репатриации и абсорбции.
Одной из важнейших функций Кнессета является контроль за деятельностью правительства. По закону правительство может существовать только с одобрения Кнессета. Парламент имеет право выразить правительству вотум недоверия, что автоматически ведет к отставке последнего. Кроме того, Кнессет обладает полномочиями принимать государственный бюджет, осуществлять контроль за его исполнением, а также рассматривать и утверждать любые государственные расходы и налоговые поступления.
Парламент Израиля обладает полномочиями, дающими ему право досрочно освобождать от должности президента, государственного контролера, а также лишать парламентария иммунитета. Если Кнессет абсолютным большинством голосов сочтет, что один из его членов совершил правонарушение, не связанное с выполнением обязанностей депутата, он может лишить его судебного иммунитета применительно только к данному правонарушению. Кнессет может также временно приостановить мандат депутата или окончательно лишить депутатского мандата гражданина, по тем или иным причинам неспособного выполнить депутатские обязанности или осужденного уголовным судом за совершение преступления. Место выбывшего по различным причинам (отставка, временное приостановление членства, продолжительная болезнь, смерть и т. д.) члена Кнессета занимает временно или постоянно кандидат, числившийся в списке соответствующей партии непосредственно за последним из кандидатов, уже избранных в Кнессет.
Все заседания израильского Кнессета ведутся на иврите, но депутаты-арабы могут выступать на родном языке, и в этом случае обязателен синхронный перевод их выступления на иврит. Официальный стенографический отчет о заседаниях Кнессета печатается правительственной типографией и немедленно издается в виде отдельной брошюры. Обнародование протокола закрытого заседания Кнессета по закону запрещено. Все принятые Кнессетом и подписанные президентом законы подлежат опубликованию в государственном вестнике "Решумот" ("Официальные ведомости").
Конституционная система Израиля предусматривает институт государственного контролера, он же уполномоченный по жалобам граждан. Закон о государственном контролере 1958 г. предусматривает назначение государственного контролера президентом по рекомендации Кнессета сроком на пять лет. При осуществлении своих функций государственный контролер независим от правительства и несет ответственность только перед Кнессетом. Согласно закону, проверке со стороны контролера подлежат правительственные учреждения, лица, ведающие государственной собственностью, органы местного самоуправления, а также любые учреждения, фонды или общества, подлежащие проверке на основании закона, решения Кнессета или соглашения с правительством. Результаты проверки публикуются в ежегодных отчетах. Если выявленные нарушения носят серьезный характер, парламентская комиссия Государственного контроля может принять решение о создании следственной комиссии, назначаемой председателем Верховного суда. Если в результате проверки возникло подозрение в совершении уголовного преступления, генеральный контролер обязан поставить в известность генерального прокурора страны.
В обязанности генерального контролера входит также выработка предложений по любому вопросу в рамках своей компетенции в ответ на запрос правительства или Кнессета. В соответствии с дополнением 1971 г. к Закону о государственном контролере в его компетенцию включено рассмотрение жалоб граждан, и с этого периода он выступает как уполномоченный по жалобам граждан. Любое лицо может подать уполномоченному жалобу на лица или общества, подлежащие проверке со стороны государственного контролера. Жалоба может быть подана на действия, прямо затрагивающие подателя жалобы или лишающие его каких-либо прав, если эти действия противоречат закону или совершены без законного основания, не соответствуют действующим административным нормам, чрезмерно строги или явно несправедливы. Уполномоченный может издать любое распоряжение, которое он сочтет правильным, включая распоряжение о защите подателя жалобы, восстановление его в должности и т. д. Нарушение такого распоряжения является дисциплинарным правонарушением. Если при расследовании жалобы возникает подозрение в совершении уголовного преступления, уполномоченный обязан довести это до сведения генерального прокурора. Уполномоченный по жалобам граждан должен ежегодно представлять отчет о своей деятельности Кнессету, который выносит на основании этого отчета свое заключение и предложения. Аналогичные жалобы военнослужащих подлежат рассмотрению уполномоченным по разбору жалоб военнослужащих, назначаемым министром обороны после консультации с министром юстиции и с одобрения комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне. Уполномоченный по разбору жалоб служащих полиции и уполномоченный по разбору жалоб служащих тюремной охраны назначаются министром полиции с одобрения комиссии Кнессета по внутренним делам и окружающей среде,
Согласно Основному закону о правительстве 1968 г. Совет министров является исполнительным органом власти. Мандат на формирование правительства президент страны предлагает члену Кнессета, пользующемуся поддержкой большинства депутатов. В соответствии с поправками, внесенными в Основной закон о правительстве, глава правительства — премьер-министр избирается на всеобщих выборах путем прямого и тайного голосования израильских граждан сроком на 4 года. В настоящее время Израиль — единственное в мире государство, где глава правительства занимает свой пост таким образом.
Правительство формируется премьер-министром и приступает к исполнению своих обязанностей после получения вотума доверия в Кнессете. По закону премьер-министр должен быть обязательно членом Кнессета. Это условие не распространяется на министров, но на практике члены кабинета министров, как правило, являются членами парламента.
Закон не регламентирует ни количество министерств, на количество членов правительства, хотя существование отдельных министерств и их полномочия обусловлены действующим законодательством. Глава правительства сам определяет структуру правительства и подбирает его состав. Министр обычно возглавляет министерство, но в составе кабинета могут быть и министры без портфеля. Вместе с тем премьер-министр может поручить отдельным министрам возглавлять сразу несколько министерств или самому возглавлять отдельные министерства. Один или два министра могут быть назначены премьер-министром его заместителями. Член кабинета, возглавляющий министерство, может по согласованию с премьер-министром назначить себе из членов Кнессета одного или двух заместителей. Заместитель министра действует в Кнессете и в министерстве от имени министра, назначившего его, и в рамках обязанностей, переданных в его ведение. Любой министр может быть отстранен от должности премьер-министром или сам уйти в отставку, оставаясь при этом членом Кнессета. Министры, являющиеся членами Кнессета, и их заместители выступают одновременно как представители законодательной и исполнительной власти. Они принимают участие в обсуждении и голосовании любого предложения, включая собственные, и даже в голосовании о вотуме доверия правительству. Круг обязанностей правительства законом не установлен, однако кабинет министров правомочен в рамках действующих законов предпринять любые действия, осуществление которых не возлагается на какой-либо другой орган власти, и поручить от имени правительства осуществление соответствующих полномочий любому члену кабинета. Как орган исполнительной власти правительство имеет эксклюзивное право подписывать международные договоры и соглашения от имени государства, ратификация которых Кнессетом не является необходимым условием, за исключением случаев, когда положение международного договора требует внесения изменений в действующее законодательство Израиля.
Все члены правительства несут коллективную ответственность перед Кнессетом за управление государственными делами. Вотум недоверия может быть вынесен всему правительству в целом, а не конкретному его члену. Если правительство решает подать в отставку, премьер-министр должен направить президенту письмо о собственной отставке, так как отставка премьер-министра автоматически влечет за собой отставку всего кабинета. В случае смерти премьер-министра правительство считается ушедшим в отставку со дня его смерти. Если Кнессет выражает правительству вотум недоверия, председатель Кнессета должен официально уведомить об этом президента, но отставка правительства не влечет за собой возможного досрочного роспуска парламента. В случае выхода в отставку одного или нескольких министров премьер-министр до назначения новых членов кабинета может осуществлять руководство этими министерствами. При осуществлении правительством Израиля своих полномочий ведущую роль играет премьер-министр, который является ключевой фигурой всего государственного механизма страны, принимает основные правительственные решения и определяет внешнюю и внутреннюю политику государства.
Местное самоуправление Израиля
Исторически в Израиле создание органов местного самоуправления преследовало чисто административные цели. Их полномочия всегда ограничивались рамками, установленными правительством. Автономия этих органов явилась следствием распределения власти между центральными и местными органами управления. Административное деление Израиля регулируется действующим законодательством. Органами самоуправления в Израиле являются 40 муниципалитетов (ириот) в городах, 54 районных совета (мо'ауот эзориот), объединяющие группы населенных пунктов, и 137 местных советов (мо'ауот мекомиот) в поселках городского типа и крупных деревнях- В основе существующей системы лежит принцип территориального деления, введенный еще британской администрацией подмандатного периода, который в свою очередь восходит к системе, существовавшей в эпоху Османской империи. Система местного самоуправления в Израиле предусматривает принцип государственного контроля за деятельностью муниципальных, региональных и местных советов. Правительство может вмешиваться в дела местных советов, если считает, что этого требует сложившаяся обстановка. Непосредственно местные органы подчинены министру внутренних дел, который имеет полномочия присваивать статус города населенному пункту или нескольким населенным пунктам, менять границы муниципальных образований и даже отменять полномочия отдельных местных советов. Министерство внутренних дел санкционирует размер и формы местных налогов и местного бюджета, определяет дотации на нужды местных советов. Ассигнования в местные бюджеты еще больше увеличивают зависимость органов местного самоуправления от центрального правительства. В случае если местный орган не может успешно функционировать (нарушение рамок существующего бюджета, конфликты в местном совете, препятствующие его нормальной деятельности, нарушение существующего законодательства и т. п.), министр внутренних дел имеет право распустить местный совет, назначить новые выборы и временно передать управление в данной территориальной единице специально уполномоченному им лицу.
Все органы местного самоуправления в Израиле выборные. Правом голоса обладает любое лицо, достигшее к дате выборов 18 лет, которое является постоянным жителем данной местности, в том числе и те, кто не имеет израильского гражданства. Кандидатом на местных выборах может быть любое лицо, достигшее 21 года, являющееся постоянным жителем данной местности и официально внесенное в список кандидатов к моменту подачи этих списков. Выборы в органы местного самоуправления проводятся в один день одновременно по всей стране, срок их полномочий 4 года. Выборы в местные советы, в которых во времена британского мандата участвовало только мужское население, сейчас осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В ходе этих выборов избираются депутаты местных советов и, начиная с 1975 г. (как показатель дальнейшей демократизации израильской политической системы) , мэры и председатели местных советов по непартийным спискам (как независимые кандидаты), что ставит их в независимое положение от партийных интересов членов местных советов. На выборах в орган местного самоуправления обычно имеют место те же списки, что и на выборах в Кнессет.
Полномочия органов местного самоуправления довольно обширны. В их обязанности входит обеспечение соблюдения законности и правопорядка, безопасности населения, повышение экономического, социального и культурного развития данной территориальной единицы. Кроме того, они занимаются обеспечением населения системой коммунальных услуг (водоснабжение, ремонт и благоустройство дорог, вывоз мусора и т. д.), благоустройством и развитием данного населенного пункта, контролем за использованием водных ресурсов, экологической безопасностью, охраной природы и т. д. В ведение местных органов самоуправления передано также выполнение ряда функций центральных государственных органов: в первую очередь, школьное образование, социальное обслуживание, принятие мер по развитию туризма и др. Органы местного самоуправления могут принимать любые решения по всем вопросам своей компетенции, если они не противоречат действующему законодательству и инструкциям министра внутренних дел. Органы местного самоуправления наделены правом принимать на своей территории так называемые "вспомогательные законы", действующие на территории данной территориальной единицы, которые вступают в силу после утверждения их министром внутренних дел и публикации в официальном государственном вестнике "Решумот". Со своей стороны министр внутренних дел уполномочен рекомендовать органам местного самоуправления принятие вспомогательных (местных) законов посредством публикации в "Решумот" типовой модели закона, которая с изменениями или без таковых может быть принята соответствующим постановлением органа местного самоуправления.
Главный источник доходов органов местного самоуправления — поступления от налогов на недвижимость, доходов от муниципальной собственности и т. д. По этим вопросам органы местного самоуправления правомочны издавать собственные постановления, но в рамках действующего общегосударственного законодательства, в соответствии с которым все дела, находящиеся в ведении муниципалитетов, региональных и местных советов, подпадают под юрисдикцию муниципальных судов, решения которых обязательны для органов местного самоуправления.
Система местного самоуправления в Израиле находится в состоянии постоянного развития и изменения и, как система управления местными делами, наиболее приближенная к широким слоям населения страны, способствует дальнейшей демократизации израильского общества.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля