§ 1. Особенности латиноамериканских конституций
Специфика латиноамериканского конституционного права определяется целым рядом факторов социально-экономического и политического характера, в основе которых лежат особенности становления и развития независимости этих государств, а следовательно, их основных законов — конституций.
Страны Латинской Америки, долгое время находившиеся в прямой колониальной зависимости от Испании и Португалии, официально стали независимыми еще в начале XIX в., что отразилось на становлении и развитии их государственно-правовых институтов. Сам факт длительного исторического развития как юридически независимых государств отличает страны Латинской Америки от афро-азиатских стран, получивших независимость только после второй мировой войны и вынужденных решать такие вопросы государственного строительства, которые в Латинской Америке были решены уже достаточно давно (в частности, построение системы государственных органов, образование политических партий, принципы построения конституций и т. д.).
Значительным фактором, влияющим на конституционное право латиноамериканских стран, является неоднородность и неоформленность социальной структуры латиноамериканского общества. Континент представляет собой пеструю палитру социальных структур: от крупной буржуазии Бразилии, Аргентины, Чили, Колумбии, Венесуэлы до откровенно феодальных элементов Гаити, Парагвая, Гондураса, от высокого процента промышленных рабочих в общем составе населения Мексики, Бразилии, Чили до почти полного их отсутствия во многих слаборазвитых странах региона. Определенное воздействие на всю государственную и общественно-политическую жизнь латиноамериканских стран оказывает прямая зависимость латиноамериканской экономики от иностранного капитала, в первую очередь американского. Американские капиталовложения в экономику стран Латинской Америки составляют примерно 4/5 всех иностранных капиталовложений. Интересы американского капитала во многом диктовали и насаждение, особенно в исторической ретроспективе, полуфеодальных диктаторских режимов, что способствовало созданию особых политических систем с уклоном в авторитаризм.
Серьезным фактором, прямо влияющим на конституционное развитие "латиноамериканских стран, следует считать армию, которая имеет давние устойчивые традиции участия в политической жизни, активного и часто решающего воздействия на функционирование всего государственного механизма. Вмешательство армии в политическую жизнь латиноамериканских стран сотни раз ломало и деформировало конституционный строй этих государств на всем протяжении их формально независимого исторического развития.
В Латинской Америке традиционно существовала точка зрения, рассматривавшая армию в качестве единственного гаранта стабильности государственно-правовых институтов и эффективного средства разрешения социально-экономических конфликтов латиноамериканского общества, особенно в период острых политических кризисов, поскольку функционирующие демократические институты были якобы неспособны кардинально решить эти проблемы. Такая концепция основывается на том, что конституционные органы власти не в состоянии обеспечить порядок и стабильность, поскольку они являются производными от политических партий и партийных фракций и, следовательно, отражают групповые, а не общенациональные интересы. Отсюда делается вывод, что только армия, свободная от фракционности, являющаяся общенациональным институтом, связанным к тому же единой дисциплиной, имеет право и обязана в критические моменты выступать на политической арене под лозунгом защиты всей нации и конституционного строя. Концепция, рассматривающая армию как носителя национальных идеалов и выразителя общих интересов, связана непосредственно с латиноамериканской традицией милитаризма и каудилизма. И хотя система единоличных правителей — каудильо — отошла в прошлое вместе с откровенно милитаристскими режимами, она по-прежнему оказывает влияние на конституционный строй латиноамериканских стран. Формально армия не вмешивается в политическую жизнь, не участвует в политических процессах, а лишь способствует нормальному их течению и соблюдению политиками правил игры.
Конституционное право стран Латинской Америки традиционно испытывает на себе воздействие католической церкви. При этом немаловажное значение имеют конституционные принципы взаимоотношений церкви и государства. Церковь в Латинской Америке является одним из главных носителей общественной идеологии. Ее деятельность накладывает серьезный отпечаток на функционирование всего государственного механизма, конституционные системы и общественное сознание как правящих элит, так и широких слоев населения. Роль и позиция католической церкви в Латинской Америке определяются тем, что абсолютное большинство населения (свыше 90%) исповедует католицизм и с колониальных времен церковь традиционно занимала привилегированное положение среди других институтов, функционировавших на континенте. Она выступала в роли одного из наиболее эффективных инструментов колониальной администрации, всем своим авторитетом поддерживая колониальный режим, одновременно являясь важным каналом распространения испанского влияния на все сферы государственной и общественной жизни. Под контролем католической церкви традиционно находилось народное просвещение, здравоохранение, она осуществляла многие гражданские функции. В настоящее время большинство существовавших ранее прав и привилегий церкви перешло в ведение государства. Тем не менее католическая церковь продолжает оказывать существенное воздействие на всю общественно-политическую обстановку в латиноамериканских странах и развитие их конституционно-правовых институтов. Юридически отделение церкви от государства может быть представлено в различных вариантах и иметь свои специфические особенности. Ряд латиноамериканских стран подписали специальные соглашения с Ватиканом, предусматривающие регулирование отношений между церковью и государством. В соответствии с этими соглашениями церковь признается в качестве "неотъемлемого элемента социального правопорядка", подлежащего защите и уважению со стороны государства, обладающего своими особыми правами и функциями. Вмешательство гражданской администрации в дела богослужения объявляется недопустимым. Обычно государственным законодательством разрешена деятельность церковных ассоциаций и религиозных орденов. Официально католическим священникам запрещено в любой форме заниматься политической деятельностью, состоять в политических партиях, голосовать и баллотироваться на выборах. Единой системы взаимоотношений церкви и государства в странах Латинской Америки нет, но по этому признаку можно классифицировать государства следующим образом:
• государства, в которых существует официальный союз церкви с публичной властью;
• государства, ограничивающие церковную деятельность введением специальных законов, вплоть до постановки ее под контроль специального законодательства;
• государства, в которых церковь отделена от публичной власти по принципу "свободная церковь в свободном государстве". Вместе с тем динамика изменения политических режимов в латиноамериканских странах оказывает существенное воздействие на изменение правового и фактического статуса католической церкви, ее влияния на нормы конституционного права.
Латиноамериканские конституции обладают определенной спецификой и особенностями, вызванными неустойчивостью социально-экономических и политических систем этих стран. Одной из характерных черт их конституционного развития является частая смена конституций, перманентное обновление конституционного законодательства и как следствие этого нестабильность основного закона. За период юридически независимого государственного развития все страны Латинской Америки приняли и отменили по нескольку конституций, а отдельные страны (Венесуэла, Доминиканская Республика и др.) сменили более двух десятков конституций. Такая смена основных законов объясняется частыми государственными переворотами, резкими изменениями характера государственного режима, сменой правящих группировок. Однако вслед за очередным государственным переворотом далеко не всегда следовало принятие нового основного закона. Часто военная группировка, захватившая государственную власть в том или ином государстве, приспосабливала текст старой конституции к новым политическим условиям, внося туда соответствующие дополнения и изменения. Эта практика особенно характерна для таких стран, как Аргентина, Колумбия, Мексика, Гватемала и Уругвай, в которых было принято сравнительно небольшое количество конституций.
Первые латиноамериканские конституции, принятые сразу же вслед за получением юридической независимости, были построены на заимствованных принципах, чуждых латиноамериканскому политическому опыту, образу жизни и обычаям. Несколько опережая свое время, они содержали определенные программные установки на будущее и не отвечали действительному положению и расстановке политических сил.
На общий характер и содержание основных законов латиноамериканских стран прямое и непосредственное воздействие оказали принципы и положения Конституции США 1787 г., в частности принцип разделения властей, принцип образования правительства, не ответственного перед законодательным органом власти, и т. д. В латиноамериканских конституциях закрепляется сходный правовой статус президента, сходная компетенция верховного суда и т. п. Содержание этих конституций серьезно меняется в XX в. Прежде всего, произошло заметное ослабление тенденции к имитации и заимствованию иностранных государственных моделей и, наоборот, усилилась тенденция в пользу учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, национального происхождения. Тексты конституций стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще и в Латинской Америке в частности.
В новые латиноамериканские конституции были включены довольно радикальные социально-экономические программы, которые в свою очередь потребовали принятия и совершенствования нового национального законодательства. Получили свое закрепление такие основополагающие конституционные принципы, как принцип суверенитета народа, верховенство конституции, равенство граждан перед судом и законом, выборность, периодическая сменяемость и ответственность высших должностных лиц, включая президента как главу государства, а также принцип разделения властей в его классической форме. Эти конституционные принципы, включенные в тексты основных законов еще в начале века, по сей день составляют основу латиноамериканского конституционализма.
Один из основных конституционных принципов — принцип частной собственности тесно увязан с "социальной функцией собственности", в силу чего частная собственность в соответствии с конституционными нормами могла быть подвергнута ограничениям, включая экспроприацию ее в целях "социального благосостояния". Эту концепцию собственности содержат многие действующие латиноамериканские конституции. Впервые же она была закреплена в ст. 27 Конституции Мексики 1917 г., где, в частности, говорилось, что государство в любое время имеет право наложить на частную собственность ограничения, требуемые общественными интересами, а также регулировать использование природных богатств. В этой же статье закреплялась возможность экспроприации частной собственности, но лишь по соображениям общественной пользы и при условии уплаты возмещения. Характерно, что Конституция Мексики закрепила право государства создавать частную собственность, передавая государственные земли в руки частных лиц. Латиноамериканские конституции обычно запрещают конфискацию имущества в качестве меры наказания. Экспроприацию собственности можно осуществлять только по соображениям государственной пользы или общественного интереса на основании судебного решения и с предварительной выплатой компенсации. Конституции накладывают на владельца собственности и определенные обязательства. Так, владелец земли, например, должен культивировать, обрабатывать почву и защищать ее от эрозии. Наказание за нарушение этой обязанности предусматривается в соответствии с законом.
Конституции многих латиноамериканских стран, особенно последнего периода, довольно значительны по объему, они относятся к разряду развернутых конституций, включая в свои тексты многие детали юридической техники, процессуальные нормы и т.д. Такая практика вызвана стремлением закрепить в основном законе и застраховать от нарушений целый ряд норм, которые выходят за рамки конституционных. В результате отдельные вопросы трактуются в конституциях довольно абстрактно и противоречиво. Латиноамериканские исследователи объясняют это тем, что некоторые конституции не являются основными законами в подлинном смысле слова, а представляют собой совокупность разрозненных законодательных актов, объединенных общей рамкой по воле конституционных ассамблей, которые их принимали. Начало этому было положено основным законом - "Политической конституцией Мексиканских Соединенных Штатов" 1917 г., которая оказала прямое и непосредственное воздействие на латиноамериканский конституционализм и явилась своеобразной моделью для других латиноамериканских стран, включивших в той или иной степени в свои тексты такие принципиальные положения мексиканской конституции, как программа земельной реформы, рабочее законодательство, семейное законодательство и т. п.
Все латиноамериканские конституции закрепляют специальный порядок внесения поправок и изменений в текст основного закона. По характеру изменений латиноамериканские конституции относятся к законодательным актам "жесткого типа", предусматривающим, что для их изменения необходимо решение специального большинства законодательного органа или созыв специального конституционного собрания. Законом определяется период времени, который должен пройти после принятия конституции, прежде чем станет возможным внесение поправок. Обычно устанавливается, что органы исполнительной власти не вправе принимать решающего участия в процессе внесения поправок в конституцию, а президент — накладывать вето на законопроект, реформирующий конституцию. На практике, однако, исполнительная власть активно участвует в процессе изменения конституции через послушных им депутатов национальных конгрессов. В практике стран Латинской Америки можно отметить немало примеров, когда президент страны незадолго до окончания срока своих полномочий делал попытки внести поправки в действующую конституцию с целью продления срока своего президентского правления.
Конституции латиноамериканских стран в различном объеме закрепляют конституционные права и свободы граждан, причем этот объем не гарантирует степень демократичности государственного режима. Уже в начале века латиноамериканские конституции содержали определенный перечень социально-экономических прав и свобод при соблюдении принципа свободы предпринимательства. В большинство конституций включены положения, декларирующие право на труд, минимальную заработную плату, максимальную продолжительность рабочего дня, страхование от несчастных случаев, предоставление пенсий по старости, пособий по безработице, запрещение детского труда, признание профсоюзов, право рабочих на забастовку, а предпринимателей — на локауты рабочих. Некоторые конституции (Перу, Бразилии и других стран) запрещают эксплуатацию человека человеком и человека государством. Как правило, положения конституций по трудовым вопросам содержат ограничения прав иностранных граждан. Конституционные положения, касающиеся трудовых отношений, часто носят декларативный характер, изобилуя массой детализированных статей, которые больше подходят для закрепления в трудовых кодексах. Это же касается и разделов конституций, озаглавленных "Семья". Декларируется, что брак, семья и материнство находятся под охраной закона, устанавливается юридическое равенство супругов. В соответствии с конституционными положениями не признаются различия в правовом положении детей: все они имеют равные права и несут одинаковые обязанности. В соответствии с законом разрешается отыскание и установление отцовства. Дети, родившиеся в браке или вне брака, а также приемные дети имеют равные права, в том числе на воспитание, помощь, покровительство со стороны обоих родителей. Конституции закрепляют обязанность родителей обеспечивать своих детей, воспитывать их, давать им образование и предоставлять любую защиту и помощь, а также обязанность детей оказывать помощь и заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Некоторые конституции определяют семью как главную основу общества, которая должна пользоваться особым покровительством государства.
Для определения правового положения граждан принципиальное значение имеет введение рядом латиноамериканских конституций понятий "национальность" и "гражданство", которые не совпадают (чилийцы и граждане Чили, мексиканцы и граждане Мексики и т. д.). Наименованию по национальному признаку подлежат лица, родившиеся на территории страны, за исключением детей иностранцев, находящихся в стране с официальными миссиями, а также некоторые другие устанавливаемые законом категории лиц. Гражданство страны приобретается с 18 лет при условии, что этому не препятствует наложение определенных наказаний. Состояние гражданства подразумевает наличие избирательных прав, право быть избранным и занимать любые публичные должности, а также пользоваться другими правами и нести обязанности, установленные законом.
Голосование является личным, равным и тайным. Иностранцы получают право участвовать в местных выборах после установленного конституцией срока проживания в стране (в Чили, например, 5 лет). Новейшие латиноамериканские конституции гарантируют каждому довольно обширный и подробный перечень личных прав и свобод. В первую очередь это касается права на жизнь, физическую и психическую целостность личности. Одни латиноамериканские страны запрещают смертную казнь в виде меры наказания, другие — допускают в исключительных случаях на основании специального закона.
Всем гарантируется равенство перед законом. Не должно быть персон или групп лиц, имеющих привилегии. На территории государства не должно быть рабов, а покидающий территорию государства остается свободным. При осуществлении своих прав закон гарантирует каждому равную защиту. При этом особое внимание конституции уделяют судебным гарантиям защиты прав и свобод каждого человека. Обычно провозглашается право на личную свободу и личную безопасность, что включает в себя право постоянно или временно проживать в любом месте государственной территории, свободно перемещаться по этой территории, покидать ее и свободно возвращаться в страну, при соблюдении правил, установленных законом. Право на личную безопасность предусматривает свободу от произвольного ареста. Задержание возможно на сроки, прямо установленные текстами конституций, обычно не более 48 часов, после чего задержанный должен быть доставлен к судье с целью конкретного решения вопроса. Многие конституции новейшего периода закрепляют подробные нормы, гарантирующие процессуальные права задержанного, подсудимого и даже осужденного.
Из других личных прав следует отметить право каждого проживать в здоровой окружающей среде; при этом на государство возлагается обязанность обеспечить для этого условия и осуществлять меры по защите природы. Специальными законами могут быть наложены ограничения при осуществлении прав и свобод, если это необходимо для сохранения здоровой окружающей среды. Конституции провозглашают также право каждого на защиту его здоровья. Государство защищает свободный и равный доступ каждого к средствам защиты здоровья и способам лечения. Соответственно, государство должно координировать и контролировать мероприятия, связанные с охраной здоровья населения.
Конституции декларируют право каждого на получение образования, причем начальное базисное образование является обязательным, а государство, в свою очередь, обязано развивать образовательную систему на всех уровнях, способствовать развитию и подъему культурного уровня всей нации. Свобода образования включает в себя право на выбор, организацию и содержание образовательных учреждений различного характера. Она не может быть ограничена никакими мотивами, кроме соображений морали, добрых нравов, общественного порядка и национальной безопасности. Официально признаваемое государством обучение не должно базироваться или ориентироваться на пропаганду каких-либо политических взглядов, представленных любой политической партией. Родители имеют право самостоятельно определять форму обучения для своих детей.
Важной конституционной свободой является свобода выражения мнений и получения информации без предварительной цензуры, в любой форме и любым не запрещенным законом способом. Конституции запрещают принимать законы, вводящие государственную монополию на средства массовой информации. В соответствии с законом каждое физическое или юридическое лицо имеет право образовать, издавать и содержать газеты, журналы и другие периодические издания на условиях, устанавливаемых специальным законом. Государство, учебные университеты, а также лица и организации, устанавливаемые законом, могут образовывать, содержать и осуществлять телевизионное вещание. Кроме того, законом может быть установлена система цензуры на основании судебного решения для продукции кинематографии. Решение суда в данном случае может быть обжаловано вышестоящей судебной инстанцией.
Из политических прав помимо избирательного следует отметить право собираться мирно без предварительного разрешения и без оружия. Собрания на площадях, в парках и других местах массового скопления населения регулируются в соответствии с общими распоряжениями полиции. Конституции закрепляют право на подачу петиций властям по любому вопросу, имеющем;, общественный или индивидуальный характер, без каких-либо ограничений. Обычно конституциями латиноамериканских стран гарантируется право на объединение без предварительного разрешения. Для того чтобы получить статус юридического лица, объединение должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. При этом, как правило, запрещаются объединения, противоречащие общественной морали, общественному порядку и безопасности государства. Конституции демократических латиноамериканских стран гарантируют политический плюрализм. В то же время неконституционными могут быть признаны партии, движения или другие формы организации, цели, действия или поведение которых противоречат основным принципам демократического и конституционного режима, которые выступают за установление тоталитарной системы, призывают использовать насилие как метод политических действий. Объявление неконституционным того или иного объединения входит в компетенцию конституционного или верховного суда.
Конституционные обязанности граждан обычно сводятся к обязанностям уплачивать установленные налоги и сборы, выполнять законы и конституционные нормы, защищать суверенитет государства и вносить свой вклад в защиту национальной безопасности. В связи с этим военная служба объявляется долгом для граждан страны в соответствии с установлениями закона.
- Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- § 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
- § 2. Источники конституционного права зарубежных стран
- § 3. Система конституционного права зарубежных стран
- Глава 2. Наука конституционного права
- § 1. Формирование конституционного права как самостоятельной отрасли юридической науки
- § 2. "Классическая школа"
- § 3. Развитие идей "классической" и иных школ в российской дореволюционной науке
- § 4. Наука конституционного права в XX веке
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 1. Понятие и сущность конституции
- § 2. Основные тенденции конституционного развития
- Глава 3. Конституции зарубежных стран
- § 3. Порядок принятия конституций зарубежных стран, внесения в них изменений и дополнений
- § 4. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
- Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан
- § 1. Гражданство в развитых освободившихся странах. Понятие гражданства
- § 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- § 3. Основные виды прав и свобод граждан
- Глава 5. Формы государства в зарубежных странах
- § 1. Форма правления в зарубежных государствах
- § 2. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- § 3. Государственный режим
- Глава 6. Политические партии и партийные системы
- § 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- § 2. Классификация политических партий
- § 3. Партийные системы
- § 4. Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
- § 5. Партии и внешнеполитический механизм
- Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
- § 1. Понятие и сущность избирательного права
- § 2. Основные принципы
- § 3. Организация и порядок проведения выборов
- § 4. Определение результатов голосования и избирательные системы
- Глава 8. Глава государства в зарубежных странах
- § 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
- § 2. Полномочия главы государства
- Глава 9. Парламенты зарубежных государств
- § 1. Место парламентов в системе высших органов государственной власти
- § 2. Структура парламентов
- § 3. Компетенция парламентов. Парламентский контроль
- § 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура
- § 5. Правовое положение депутата
- Глава 10. Правительство в зарубежных странах
- § 1. Место правительства в системе высших органов государства
- § 2. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- § 3. Полномочия правительства в зарубежных странах
- § 4. Институт парламентской ответственности правительства
- Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах
- § 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
- § 2. Системы местного самоуправления
- § 3. Порядок формирования органов местного самоуправления
- § 4. Компетенция органов местного самоуправления
- Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики зарубежных государств
- § 1. Конституционные принципы внешней политики зарубежных государств
- § 2. Конституционное разграничение внешнеполитических полномочий между Федерацией и ее субъектами
- § 3. Распределение внешнеполитических полномочий между высшими органами государственной власти и управления
- Глава 13. Конституционные основы судебной власти
- § 1. Судебная власть в системе разделения властей
- § 2. Конституционные основы судебной организации
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 4. Конституционный статус судей
- § 5. Конституционное правосудие
- Глава 14. Основы конституционного права сша
- § 1. Конституция
- § 2. Избирательная система
- § 3. Конгресс
- § 4. Президентская власть
- § 5. Судебная власть
- § 6. Государственное устройство
- § 7. Местное самоуправление
- Глава 15. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии
- § 1. Общая характеристика конституции Великобритании
- § 2. Конституционно-правовое положение личности
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Система государственных органов Великобритании
- § 5. Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах
- Глава 16. Основы конституционного права Французской Республики
- § 1. Конституция и конституционное развитие
- § 2. Конституционные права и свободы
- § 3. Политические партии и партийная система
- § 4. Избирательное право и избирательная система
- § 5. Система государственных органов Франции
- § 6. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- Глава 17. Основы конституционного права фрг
- § 1. Конституция и конституционное развитие. Охрана конституции
- § 2. Основные права
- § 3. Политические партии
- § 4. Германская Федерация
- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление
- Глава 18. Основы конституционного права Италии
- § 1. Конституция Италии
- § 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- § 4. Выборы и референдум
- § 5. Государственные органы
- § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление
- Глава 19. Основы конституционного права Японии
- § 1. Конституция Японии
- § 2. Права, свободы и обязанности граждан
- § 3. Партийная система
- § 4. Система государственных органов
- § 5. Административно-территориальное деление
- Глава 20. Основы конституционного права Испании
- § 1. Конституционное развитие
- § 2. Конституция
- § 3. Основные права и обязанности
- § 4. Народный защитник
- § 5. Высшие органы государственной власти и управления
- § 6. Региональная автономия
- Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
- § 1. Конституция кнр
- § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
- § 3. Основы конституционного статуса граждан
- § 4. Система высших органов государственной власти и управления
- § 5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.
- Глава 22. Основы конституционного права Индии
- § 1. Политические партии
- § 2. Конституция
- § 3. Правовой статус индийского гражданина
- § 4. Основы избирательного права
- § 5. Государственные органы Федерации
- § 6. Основы политико-территориального устройства
- § 7. Публичная власть в штатах и союзных территориях
- § 8. Местное самоуправление и управление
- Глава 23. Основы конституционного права стран снг
- § 1. Общие положения конституций стран снг
- § 2. Система государственных органов стран снг
- Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки
- § 1. Особенности латиноамериканских конституций
- § 2. Партийные системы
- § 3. Президент и правительство. Форма правления
- § 4. Законодательные органы
- § 5. Местное самоуправление
- Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля
- § 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
- § 3. Республиканская форма правления
- § 4. Конституционное право Израиля