logo search

§ 22.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования животного мира

Статья 5 Федерального закона «О животном мире» к ведению Российской Федерации относит:

определение государственной политики в области охраны и использования животного мира; единой инвестиционной политики в области охраны и использования животного мира;

разработку и совершенствование федерального законодательства в области охраны и использования животного мира, контроль за его соблюдением;

координацию деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в пределах территории Российской Федерации;

организацию и осуществление охраны, государственный контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности на территории Российской Федерации, объектов животного мира, постоянно или временно населяющих континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, и среды их обитания;

установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром, а также предоставление лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности; порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции, а также предоставление разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы таких животных, их частей и полученной из них продукции; единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования, единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира; федеральных стандартов, правил, лимитов и нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

осуществление мер по восстановлению объектов животного мира и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

ведение Красной книги Российской Федерации;

участие в создании особо охраняемых природных территорий и акваторий;

создание специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;

обеспечение проведения государственной экспертизы, включая государственную экологическую экспертизу, предпроектной и проектной документации при строительстве и реконструкции хозяйственных объектов и производств в части охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

защиту прав, охрану исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их проживания в части сохранения и устойчивого использования объектов животного мира;

разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира между субъектами Российской Федерации;

заключение и реализацию международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и ряд других вопросов.

Данные функции реализуются исходя из конституционных положений высшими органами государственной власти, а также специально уполномоченными органами в рассматриваемой сфере, к которым относятся:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ведение Красной книги РФ, выполнение международных обязательств России);

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (охотинспекция);

Федеральное агентство по рыболовству (управление в сфере охраны и использования водных биоресурсов);

Федеральное агентство по сельскому хозяйству (управление в сфере охраны и использования объектов животного мирра, отнесенных к объектам охоты);

пограничные органы ФСБ России (контроль за охраной и использованием водных биоресурсов в зоне исключительных экономических интересов Российской Федерации).

Вступившие в силу с 1 января 2005 г. изменения в Федеральный закон «О животном мире» предопределили подконтрольность со стороны государства осуществляемых субъектами Российской Федерации функций в рассматриваемой сфере. Это обусловлено тем, что Российская Федерация делегировала часть своих полномочий регионам с выделением на их реализацию субвенций из специального федерального фонда. Поэтому в случае ненадлежащего осуществления субъектом Российской Федерации тех или иных функций они могут быть изъяты из его ведения с прекращением финансирования. В настоящее время регионы управомочены осуществлять:

охрану объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов:

находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

подпадающих под действие международных договоров Рос­ сийской Федерации;

которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении и перечень которых определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в абзацах третьем — шестом названной статьи;

выдачу именных разовых и распорядительных лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в абзацах третьем — шестом настоящего перечня;

организацию и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

охрану водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О животном мире» муниципальным образованиям могут передаваться отдельные государственные полномочия в сфере охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.