logo

§ 4.10. Иные источники экологического права

К иным источникам экологического права относятся:

договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Их подписание основывается на ч. 3 ст. 11 Конституции РФ и допускается, в частности, ст. 8 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно­оздоровительных местностях и курортах» [25], ст. 4 Федерального закона «Об охране озера Байкал» [46] и нормами ряда других федеральных законов. Примером такого рода договоров может служить Соглашение между Правительством РФ и Администрацией Нижегородской области от 08.06.1996 № 3 «О разграничении компетенции в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей среды»27. К этой же группе источников можно отнести допускаемые п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об охране окружающей среды» соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ ции о передаче осуществления части полномочий в сфере отноше­ ний, связанных с охраной окружающей среды;

принятые на референдуме решения, которые согласно п. 1 ст. 73 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются обязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. При этом референдум может проводиться на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и местном уровне. Статья 12 названного законодательного акта не запрещает проведение референдума, в том числе и по экологическим вопросам, за исключением вопросов о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

обычаи. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [48] правовое регулирование на таких территориях может осуществляться обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству Российской Федерации и ее субъектов. При этом ст. 1 названого закона под обычаем понимает традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни. Статья 23 Земельного кодекса РФ в качестве одного из оснований для установления публичного сервитута предусматривает необходимость осуществления сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям.