logo

§ 9.2. Компетенция Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды

Круг правомочий Российской Федерации в рассматриваемой сфере определяется прежде всего в ст. 71 Конституции РФ, п. «а» которой относит к исключительному ведению России принятие и изменение федеральных законов, в том числе экологического характера, контроль за их исполнением, а п. «е» — установление основ федеральной политики, разработку и реализацию федеральных программ экологического развития Российской Федерации.

Конкретизация компетенционных возможностей России находит свое закрепление в федеральных законах природоохранного блока, среди которых в первую очередь выделяется Федеральный закон «Об охране окружающей среды», ст. 5 которого оставляет за Российской Федерацией вопросы:

обеспечения:

проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

разработки и издания федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработки, утверждения и обеспечения реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявления и установления правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координации и реализации мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установления:

порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды, формирования государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечения функционирования такой системы;

порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);

федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроля за обеспечением радиационной безопасности;

требований в области охраны окружающей среды, разработки и утверждения нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов и других видов негативного воздействия на окружающую среду;

порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществления;

подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

организации и проведения государственной экологической экспертизы;

взаимодействия с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

предъявления исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

осуществления международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды и иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правомочий.

Безусловно, названной нормой компетенционные правомочия Российской Федерации не отнюдь исчерпываются. Они находят конкретизацию и дополнение в ряде других федеральных законодательных актов, среди которых следует выделить Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», ст. 5 которого налагает на Российскую Федерацию обязанности по:

формированию и проведению единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;

установлению порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

установлению порядка:

государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веще­ ств в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

разработки технических нормативов выбросов, утверждения технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются;

разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

использования сборов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

организации информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

осуществлению иных правомочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В свою очередь, ст. 5 Федерального закона «Об экологической экспертизе» относит к ведению Российской Федерации вопросы:

утверждения порядка проведения государственной экологической экспертизы;

контроля исполнения законодательства Российской Феде­ рации об экологической экспертизе федеральными органами государственной власти;

осуществления мер по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;

определения федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, его функций и полномочий.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (ст. 5) возлагает на Российскую Федерацию:

разработку и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

осуществление надзора за исполнением законодательства Рос­ сийской Федерации в области обращения с отходами; организацию и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

определение:

компетенции федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами.

порядка ведения государственного кадастра отходов и организации его ведения;

лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

организацию государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

обеспечение:

населения информацией в области обращения с отходами;

экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

осуществление:

мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами.

Такого же рода нормы содержатся также в ст. 4 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно­оздоровительных местностях и курортах», ст. 3 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и в ряде других законодательных актов федерального уровня.

К сказанному следует добавить, что отмеченные выше и иные компетенционные правомочия реализуются высшими государственными органами Российской Федерации, исходя из их роли, закрепленной в Конституции РФ и некоторых законодательных актах.

Так, Президент Российской Федерации, являясь главой государства, подписывает и обнародует законодательные акты в экологической сфере. Кроме того, он утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, в том числе и уполномоченных в сфере охраны окружающей среды. В свою очередь, Федеральное Собрание Российской Федерации как высший законодательный орган страны принимает непосредствен­ ное участие в законотворческом процессе. Наконец, Правительст­ во Российской Федерации в ранге высшего органа государст­ венного управления, отвечая за реализацию (исполнение) требований законов, утверждает функциональные положения о федеральных органах исполнительной власти, в том числе уполномоченных в рассматриваемой сфере, а также издает подзаконные правовые акты, принятие которых прямо возлагается федеральными законами на этот орган. В качестве примера можно привести требования законов о разработке Правительством РФ различных правил осуществления государственного контроля, порядка установления и утверждения нормативов и т. п.