logo

§ 30.1. Основные понятия, используемые в настоящей главе

Согласно п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению России и ее субъектов относится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Статьей 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды» введены в оборот понятия зона экологического бедствия и зона чрезвычайной ситуации. При этом законодатель вопреки сложившейся традиции не дал определения названным понятиям. Более того, несмотря на ко многому обязывающее название этой статьи, закон делает отсылку к законодательству о зонах экологического бедствия, которым должен устанавливаться порядок объявления и установления таких зон. К слову, по прошествии достаточно большого временного отрезка, исчисляющегося с января 2002 г., то есть времени вступления в силу основного экологического закона, специальный законодательный акт, регламентирующий требования к зонам экологического бедствия, не принят.

Данное обстоятельство наводит на определенные выводы об от­ сутствии соответствующей заинтересованности при реализации федеральной экологической политики. Поскольку экологическая обстановка в стране далека от благополучной, объявлять зонами экологического бедствия пришлось бы многие территории, что должно влечь за собой колоссальные финансовые затраты на поддержание соответствующего режима на местах, выплату социальных пособий проживающему там населению, реабилитацию территорий, что предусматривает в том числе такие меры, как частичное переселение граждан, остановка основных производств или переориентирование их на более щадящие для природы режимы работы и ряд других. Очевидно, что подобные мероприятия в масштабах страны явно не под силу федеральному бюджету, что и отражается на фактическом отсутствии официально признанных зонами экологического бедствия территориях.

Вместе с тем Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» более предметно регламентировал названную сферу. Например, ст. 59 предусматривала, что зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Согласно ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды» защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [24], другими федеральными законами и подзаконными правовыми актами, законами и подзаконными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под чрезвычайной ситуацией в соответствии со ст. 1 названного закона понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. В свою очередь, зоной чрезвычайной ситуации является территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.