logo

§ 14.2. Экологическое воспитание

В ст. 1 проекта федерального закона «О государственном регулировании образования в области экологии»65 под экологической культурой понимается «наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально­экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека».

Таким образом, говоря об уровне экологической культуры того или иного субъекта либо каких­то групп людей или даже населения страны в целом, нужно связывать его со способностью в рамках прежде всего семьи как основной ячейки общества, а также в более многочисленных общностях людей осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, а также пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям, и передать его более молодому поколению, которое в свою очередь также продолжит позитивную традицию. Иными словами, речь идет о формировании экологического мировоззрения, которое у людей от поколения к поколению может передаваться только на примере должного поведения старших.

Несмотря на более чем пятнадцатилетний опыт закрепления положений о необходимости осуществления экологического воспитания, едва ли можно говорить о коренном улучшении ситуации в этом вопросе. Дело в том, что вхождение Российской Федерации в «цивилизованный» рынок скорее дало обратный импульс эколого­воспитательному процессу, когда у вновь встающего на ноги молодого поколения формируется несколько иной тип мировоззрения, отрицание авторитета старшего поколения, а значит, семья как первооснова нашего общества не выполняет в полной мере свою воспитательную миссию.

Кроме того, нет пока реального механизма ответственности родителей за качество экологического воспитания, а без этого вопреки афоризму классика не природа будет отдыхать на детях, а совсем наоборот, причем с тяжелыми последствиями для природы.

К сожалению, на сегодняшний день федеральное законодательство не содержит каких­либо четких установок по поводу того, а что же собственно такое экологическое воспитание, каким образом и кем оно должно осуществляться, какова роль государственных и иных органов в этом процессе. Недалеко ушли в этом вопросе и те субъекты Российской Федерации (республики Башкортостан и Дагестан, Волгоградская и Иркутская области, Ханты­Мансийский автономный округ), где приняты соответствующие законодательные акты, направленные на повышение экологической культуры. Речь в них идет в основном об экологическом образовании и просвещении, хотя, безусловно, просвещение, если оно грамотно осуществляется, должно оказывать воспитательное значение.

На этом фоне как позитивный факт следует отметить Закон Приморского края от 15.11.2001 № 164­КЗ «Об экологическом образовании в Приморском крае»66, который помимо регулирования вопросов непосредственно образования содержит нормы, посвященные экологическому воспитанию, под которым понимается процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально­нравственного отношения ребенка к окружающей природной среде. При этом ст. 11 названного законодательного акта устанавливает, что работники дошкольных учреждений призваны развивать у детей эмоционально­положительное отношение к природе посредством соответствующих программ экологического воспитания. Кроме того, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях должна осуществляться все­ сторонняя поддержка детских экологических организаций, внешкольных форм экологического воспитания, экологических лагерей, экспедиций, походов и экскурсий.

В Концепции непрерывного экологического образования в Вологодской области, утвержденной постановлением Прави­ тельства Вологодской области от 09.08.2002 № 50767, определе­ ны направления экологического образования (правильнее ска­ зать — воспитания) в семье, а именно:

обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;

обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;

осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;

организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.

А в качестве средств достижения поставленных целей выделяются:

организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;

создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;

создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;

разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;

разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.

Таким образом, воспитательный процесс, по мнению законодателя, строится только в отношении детей. Получается, что не получивших необходимое воспитание взрослых призваны воспитывать только Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, с чем конечно же согласиться нельзя.