§ 24.4. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации
Континентальный шельф, равно как и исключительная экономическая зона, в настоящее время является востребованной сферой реализации интересов природопользователей. Согласно ст. 4 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» под природными ресурсами континентального шельфа понимаются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации, а деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 закона участки континентального шельфа могут предоставляться физическим и юридическим лицам Российской Федерации и физическим и юридическим лицам иностранных государств, а также создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юридического лица объединениям указанных юридических лиц (товариществам), являющимся стороной соглашения о разделе продукции, при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения о разделе продукции для:
• регионального геологического изучения континентального шельфа в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности крупных регионов континентального шельфа (региональные геологогеофизические работы, геологическая съемка, инженерногеологические изыскания, ресурсные исследования);
• поиска минеральных ресурсов;
• разведки и разработки минеральных ресурсов;
• одновременных поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;
• строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов;
• сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Применительно к живым ресурсам закон устанавливает такие виды пользования, как:
• вылов:
в научноисследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и определения общего допустимого улова;
для их воспроизводства и акклиматизации;
в учебных и культурнопросветительских целях;
• разведка и промысел живых ресурсов;
• товарное выращивание живых ресурсов;
• искусственное воспроизводство живых ресурсов;
• любительский и спортивный вылов живых ресурсов.
При этом право пользования живыми ресурсами предоста вляется физическим и юридическим лицам Российской Феде рации и иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям. Вместе с тем преимущественное право на использование живых ресурсов имеют:
представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов;
население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации;
российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов.
Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях только на основе международных договоров Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением требований наз ванного федерального закона и международных договоров Рос сийской Федерации.
Промысел живых ресурсов осуществляется на основании лицензий, которые выдаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа исполнительной власти в области безопасности, федерального органа исполнительной власти в области таможенного дела и федерального органа исполнительной власти в области обороны.
К кругу обязанностей пользователей живыми ресурсами относятся:
соблюдение установленных правил и лимитов вылова живых ресурсов и выполнение условий лицензии на промысел;
своевременное внесение установленных платежей;
недопущение ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;
недопущение неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдение требований карантинного режима.
Несоблюдение перечисленных и ряда других требований может послужить основанием для прекращения права пользования живыми ресурсами.
В качестве мер по защите и сохранению минеральных и живых ресурсов континентального шельфа законодательством предусмотрены:
проведение государственной экологической экспертизы, которая является обязательной мерой по защите минеральных и живых ресурсов, предшествует выполнению федеральных стратегии, программ и планов и реализуется в отношении всех видов хозяйственной деятельности на континентальном шельфе независимо от их сметной стоимости. Ее проведение отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;
установление перечня отходов и других материалов, запрещенных к захоронению;
разрешение захоронения отходов и других материалов только при условии проведения государственной экологической экспертизы, подтверждающей обеспечение надежной локализации захороненных отходов и других материалов, после получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, федеральным органом управления государственным фондом недр, федеральными органами исполнительной власти в области технологического надзора с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области безопасности, федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение;
применение Правительством РФ необходимых мер, соразмерных фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения в случаях, если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или разработке минеральных или живых ресурсов либо транспортировании минеральных или живых ресурсов, добытых на континентальном шельфе, либо иная морская авария, произошедшие в водах, покрывающих континентальный шельф, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям.
Основными функциями государственного управления в сфере охраны и использования природных ресурсов континентального шельфа выступают:
государственный экологический контроль, представляющий собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов. Он осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
государственный мониторинг, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
- Московский гуманитарный университет
- Экологическое право
- Содержание
- Список используемых сокращений а) Официальные печатные издания
- Б) Федеральные органы исполнительной власти
- Предисловие
- Общая часть
- Глава 1 экологические проблемы и современное экологическое состояние российской федерации
- § 1.1. Экологические проблемы глобального масштаба
- § 1.2. Пути разрешения экологических проблем на международном уровне
- § 1.3. Современное экологическое состояние Российской Федерации
- § 1.4. Пути разрешения экологических проблем в Российской Федерации
- Глава 2 понятие, предмет, принципы и система экологического права
- § 2.1. Понятие экологического права
- § 2.2. Соотношение экологического права с другими отраслями права
- § 2.3. Предмет и методы экологического права
- § 2.4. Принципы экологического права
- § 2.5. Система экологического права
- Глава 3 понятие и содержание экологических правоотношений
- § 3.1. Понятие и виды экологических правоотношений
- § 3.2. Субъекты экологических правоотношений
- § 3.3. Объекты экологических правоотношений
- § 3.4. Экологоправовые нормы
- § 3.5. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
- Глава 4 источники экологического права и система экологического законодательства
- § 4.1. Понятие и виды источников экологического права
- § 4.2. Система экологического законодательства
- § 4.3. Конституция Российской Федерации как главный источник экологического права
- § 4.4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как основной источник экологического права
- § 4.5. Федеральное экологическое законодательство
- § 4.6. Региональное экологическое законодательство
- § 4.7. Правовые акты органов местного самоуправления
- § 4.8. Акты международного права
- § 4.9. Понятие экологизации законодательства
- § 4.10. Иные источники экологического права
- § 4.11. Роль судебных актов
- Глава 5 история правового регулирования экологических отношений
- § 5.1. Периодизация правового регулирования
- Экологических отношений
- § 5.2. Досоветский период (до 1917 г.)
- § 5.3. Советский период (1917–1991 гг.)
- § 5.4. Современный период (1992 г. — настоящее время)
- § 5.5. Перспективы развития экологического законодательства
- Глава 6 право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы
- § 6.1. Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы
- § 6.2. Право собственности на природные объекты и ресурсы
- § 6.3. Право постоянного (бессрочного) пользования
- § 6.4. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
- § 6.5. Аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами
- § 6.6. Право безвозмездного срочного пользования природными объектами
- § 6.7. Сервитут в отношении природных объектов
- Глава 7 понятие и содержание права природопользования
- § 7.1. Понятие права природопользования
- § 7.2. Содержание права природопользования
- § 7.3. Виды природопользования
- § 7.4. Основания возникновения права природопользования
- § 7.5. Основания ограничения или приостановления права природопользования
- § 7.6. Основания прекращения права природопользования
- Глава 8 экологические права и обязанности граждан и общественных экологических объединений
- § 8.1. Понятие правового экологического статуса
- И источники его формирования
- § 8.2. Экологические права граждан
- § 8.3. Способы защиты экологических прав граждан
- § 8.4. Экологические обязанности граждан
- § 8.5. Законодательные основы и историческая значимость участия общественности в решении экологических вопросов
- § 8.6. Права общественных экологических объединений
- § 8.7. Обязанности общественных экологических объединений
- Глава 9 компетенция российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды
- § 9.1. Понятие компетенции в сфере охраны окружающей среды и необходимость разграничения ее между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- § 9.2. Компетенция Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
- § 9.3. Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
- § 9.4. Компетенция муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды
- Глава 10 органы государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 10.1. Понятие и система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 10.2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и сфера его деятельности
- § 10.3. Федеральное агентство по недропользованию и сфера его деятельности
- § 10.4. Федеральное агентство водных ресурсов и сфера его деятельности
- § 10.5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и сфера ее деятельности
- § 10.6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и сфера ее деятельности
- § 10.7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и сфера ее деятельности
- § 10.8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и сфера его деятельности
- § 10.9. Федеральное агентство лесного хозяйства и сфера его деятельности
- § 10.10. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и сфера ее деятельности
- § 10.11. Федеральное агентство по рыболовству и сфера его деятельности
- § 10.12. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и сфера ее деятельности
- § 10.13. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и сфера ее деятельности
- § 10.14. Органы государственного управления субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- Глава 11 функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.1. Понятие функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования и основные виды таких функций
- § 11.2. Нормирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.3. Лицензирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.4. Стандартизация в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.5. Сертификация в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.6. Государственный учет в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.7. Отчетность в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.8. Мониторинг окружающей среды и природных объектов
- § 11.9. Обеспечение права граждан на экологическую информацию
- § 11.10. Оценка воздействия на окружающую среду
- § 11.11. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 12 организационноправовые формы экологического контроля
- § 12.1. Понятие, виды, цели и задачи экологического контроля
- § 12.2. Государственный экологический контроль
- § 12.3. Ведомственный экологический контроль
- § 12.4. Общественный экологический контроль
- § 12.5. Производственный экологический контроль
- Глава 13 экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования
- § 13.1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
- § 13.2. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов
- § 13.3. Финансирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
- § 13.4. Лимиты в сфере природопользования и охраны окружающей среды
- § 13.5. Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду
- § 13.6. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
- § 13.7. Предпринимательская деятельность в сфере охраны окружающей среды
- § 13.8. Возмещение вреда в экологической сфере
- Глава 14 идеологический механизм охраны окружающей среды и природопользования
- § 14.1. Понятие, содержание, принципы и задачи идеологического механизма охраны окружающей среды и природопользования
- § 14.2. Экологическое воспитание
- § 14.3. Экологическое образование
- § 14.4. Экологическое просвещение
- § 14.5. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов
- Глава 15 ответственность за совершение экологических правонарушений
- § 15.1. Понятие и виды экологических правонарушений
- § 15.2. Дисциплинарная ответственность
- § 15.3. Материальная ответственность
- § 15.4. Административная ответственность
- § 15.5. Уголовная ответственность
- § 15.6. Специальная ответственность
- Глава 16 природоохранная деятельность правоохранительных органов
- § 16.1. Природоохранная деятельность органов прокуратуры
- § 16.2. Природоохранная деятельность органов внутренних дел
- § 16.3. Природоохранная деятельность федеральных органов безопасности
- § 16.4. Природоохранная деятельность таможенных органов
- § 16.5. Природоохранная деятельность органов мчс России
- Глава 17 причины и условия совершения экологических правонарушений. Основные пути их предупреждения
- § 17.1. Причины, способствующие совершению экологических правонарушений
- § 17.2. Условия, способствующие совершению экологических правонарушений
- § 17.3. Меры, направленные на предупреждение экологических правонарушений
- Особенная часть
- Глава 18 правовой режим охраны и использования земель
- § 18.1. Основные понятия и принципы охраны и использования земель
- § 18.2. Правовое регулирование охраны и использования земель
- § 18.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования земель
- § 18.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования земель
- § 18.5. Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
- § 18.6. Понятие и содержание охраны земель
- § 18.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании земель
- Глава 19 правовой режим охраны и использования недр
- § 19.1. Основные понятия
- § 19.2. Правовое регулирование охраны и использования недр
- § 19.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования недр
- § 19.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования недр
- § 19.5. Виды и сроки пользования недрами, основания получения права пользования недрами
- § 19.6. Права и обязанности недропользователей
- § 19.7. Требования к рациональному использованию и охране недр
- § 19.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании недр
- Глава 20 правовой режим охраны и использования водных объектов
- § 20.1. Основные понятия
- § 20.2. Правовое регулирование охраны и использования водных объектов
- § 20.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования водных объектов
- § 20.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования водных объектов
- § 20.5. Цели, способы и виды использования водных объектов
- § 20.6. Права и обязанности водопользователей
- § 20.7. Требования к охране водных объектов
- § 20.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов
- Глава 21 правовой режим охраны и использования лесов
- § 21.1. Основные понятия
- § 21.2. Правовое регулирование охраны и использования лесов
- § 21.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования лесов
- § 21.5. Виды лесопользования. Основания возникновения и прекращения права лесопользования
- § 21.6. Требования к охране и защите лесов
- Глава 3 Лесного кодекса рф определяет требования к охране и защите лесов.
- § 21.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании лесов
- Глава 22 правовой режим охраны и использования животного мира
- § 22.1. Основные понятия
- § 22.2. Правовое регулирование охраны и использования животного мира
- § 22.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования животного мира
- § 22.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования животного мира
- § 22.5. Виды пользования животным миром
- § 22.6. Права и обязанности пользователей объектами животного мира
- § 22.7. Требования к охране объектов животного мира и среды их обитания
- Глава III Федерального закона «о животном мире» раскрывает содержание требований к охране объектов животного мира и среды их обитания, среди которых необходимо назвать:
- § 22.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании объектов животного мира
- Глава 23 правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- § 23.1. Основные понятия
- § 23.2. Правовое регулирование режима особо охраняемых природных территорий
- § 23.3. Содержание государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий
- 23.4. Требования к режиму некоторых особо охраняемых природных территорий
- § 23.5. Ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях
- Глава 24 правовой режим охраны и использования природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
- § 24.1. Основные понятия, применяемые в настоящей главе
- § 24.2. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов территориального моря Российской Федерации
- § 24.3. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации
- § 24.4. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации
- § 24.5. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
- Глава 25 правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы
- § 25.1. Основные положения
- § 25.2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха
- § 25.3. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха
- § 25.4. Содержание государственного управления в сфере охраны атмосферного воздуха
- § 25.5. Требования к охране атмосферного воздуха
- Глава III Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает требования к охране атмосферного воздуха, среди которых следует выделить:
- § 25.6. Требования по охране озонового слоя атмосферы
- § 25.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха
- Глава 26 правовые меры охраны окружающей среды городов и других населенных пунктов
- § 26.1. Вводные положения
- § 26.2. Требования по учету экологических факторов при осуществлении градостроительной деятельности
- § 26.3. Требования к охране атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах
- § 26.4. Требования к охране водных объектов в городах и других населенных пунктах
- § 26.5. Требования к охране зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах
- § 26.6. Требования к обращению с отходами в городах и других населенных пунктах
- Глава 27 правовые меры охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- § 27.1. Общие требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- § 27.3. Требования по охране окружающей среды в энергетике
- § 27.4. Требования по охране окружающей среды на транспорте
- § 27.5. Требования по охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 27.6. Требования по охране окружающей среды в оборонной сфере
- § 27.7. Ответственность за нарушения требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- Глава 28 правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- § 28.1. Основные понятия
- § 28.2. Правовое регулирование ядерной и радиационной безопасности
- § 28.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере использования атомной энергии
- § 28.4. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения радиационной безопасности
- § 28.5. Государственное управление в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- § 28.6. Требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности
- § 28.7. Ответственность за нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности
- Глава 29 правовой режим обращения с отходами производства и потребления
- § 29.1. Основные понятия и принципы
- § 29.2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
- § 29.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере обращения с отходами
- § 29.4. Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления
- § 29.5. Требования к обращению с отходами производства и потребления
- § 29.6. Ответственность за нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления
- Глава 30 правовой режим зон чрезвычайной ситуации и экологического бедствия
- § 30.1. Основные понятия, используемые в настоящей главе
- § 30.2. Правовой режим зон экологического бедствия
- § 30.3. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации
- § 30.4. Ответственность за нарушения экологического законодательства, допущенные в зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайной ситуации
- Глава 31
- § 31.1. Понятие и принципы международноправовой
- § 31.2. Направления международноправового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды
- § 31.3. Международные организации в сфере охраны окружающей среды
- Глава 32 правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах
- § 32.1. Правовая охрана окружающей среды в странах снг
- § 32.2. Правовая охрана окружающей среды в странах Восточной и Центральной Европы
- § 32.3. Правовая охрана окружающей среды в экономически развитых странах
- Кодексы
- Законодательные акты
- Акты Президента Российской Федерации
- Акты Правительства Российской Федерации
- Акты федеральных органов исполнительной власти
- Судебная практика
- II. Литературные источники
- Приложение II список наиболее значимых международноправовых актов в сфере экологии По вопросам общего характера
- По вопросам охраны морской среды и водных объектов
- По вопросам охраны животного мира
- По вопросам охраны и использования водных биоресурсов
- По вопросам охраны атмосферного воздуха и озонового слоя
- По вопросам экологической безопасности
- По вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- Приложение III система федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- Приложение IV
- Всемирная хартия природы Принята 28.10.1982 Резолюцией 37/7 на 48м пленарном заседании 37й сессии Генеральной Ассамблеи оон 121
- I. Общие принципы
- II. Функции
- III. Осуществление
- 111395, Москва, ул. Юности, 5/1