logo

§ 24.4. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации

Континентальный шельф, равно как и исключительная экономическая зона, в настоящее время является востребованной сферой реализации интересов природопользователей. Согласно ст. 4 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» под природными ресурсами континентального шельфа понимаются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации, а деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 закона участки континентального шельфа могут предоставляться физическим и юридическим лицам Российской Федерации и физическим и юридическим лицам иностранных государств, а также создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юридического лица объединениям указанных юридических лиц (товариществам), являющимся стороной соглашения о разделе продукции, при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения о разделе продукции для:

• регионального геологического изучения континентального шельфа в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности крупных регионов континентального шельфа (региональные геолого­геофизические работы, геологическая съемка, инженерно­геологические изыскания, ресурсные исследования);

• поиска минеральных ресурсов;

• разведки и разработки минеральных ресурсов;

• одновременных поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;

• строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов;

• сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Применительно к живым ресурсам закон устанавливает такие виды пользования, как:

• вылов:

в научно­исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и определения общего допустимого улова;

для их воспроизводства и акклиматизации;

в учебных и культурно­просветительских целях;

• разведка и промысел живых ресурсов;

• товарное выращивание живых ресурсов;

• искусственное воспроизводство живых ресурсов;

• любительский и спортивный вылов живых ресурсов.

При этом право пользования живыми ресурсами предоста­ вляется физическим и юридическим лицам Российской Феде­ рации и иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям. Вместе с тем преимущественное право на использование живых ресурсов имеют:

представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов;

население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации;

российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов.

Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях только на основе международных договоров Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением требований наз­ ванного федерального закона и международных договоров Рос­ сийской Федерации.

Промысел живых ресурсов осуществляется на основании лицензий, которые выдаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа исполнительной власти в области безопасности, федерального органа исполнительной власти в области таможенного дела и федерального органа исполнительной власти в области обороны.

К кругу обязанностей пользователей живыми ресурсами относятся:

соблюдение установленных правил и лимитов вылова живых ресурсов и выполнение условий лицензии на промысел;

своевременное внесение установленных платежей;

недопущение ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;

недопущение неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдение требований карантинного режима.

Несоблюдение перечисленных и ряда других требований может послужить основанием для прекращения права пользования живыми ресурсами.

В качестве мер по защите и сохранению минеральных и живых ресурсов континентального шельфа законодательством предусмотрены:

проведение государственной экологической экспертизы, которая является обязательной мерой по защите минеральных и живых ресурсов, предшествует выполнению федеральных стратегии, программ и планов и реализуется в отношении всех видов хозяйственной деятельности на континентальном шельфе независимо от их сметной стоимости. Ее проведение отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

установление перечня отходов и других материалов, запрещенных к захоронению;

разрешение захоронения отходов и других материалов только при условии проведения государственной экологической экспертизы, подтверждающей обеспечение надежной локализации захороненных отходов и других материалов, после получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, федеральным органом управления государственным фондом недр, федеральными органами исполнительной власти в области технологического надзора с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области безопасности, федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение;

применение Правительством РФ необходимых мер, соразмерных фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения в случаях, если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или разработке минеральных или живых ресурсов либо транспортировании минеральных или живых ресурсов, добытых на континентальном шельфе, либо иная морская авария, произошедшие в водах, покрывающих континентальный шельф, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям.

Основными функциями государственного управления в сфере охраны и использования природных ресурсов континентального шельфа выступают:

государственный экологический контроль, представляющий собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов. Он осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

государственный мониторинг, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.