logo

§ 24.5. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа

Согласно ст. 40 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» ответственность могут нести:

должностные лица федеральных органов исполнительной власти, виновные в:

выдаче лицензий (разрешений) на разведку и промысел живых ресурсов, разведку и разработку неживых ресурсов, на проведение ресурсных или морских научных исследований, на сброс вредных веществ или захоронение отходов и других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне вне пределов своей компетенции;

несоблюдении условий и порядка выдачи лицензий (разрешений) в пределах своей компетенции, произвольном изменении условий выданных лицензий (разрешений), — привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

граждане и юридические лица за:

незаконные разведку и промысел живых ресурсов, поиск, разведку или разработку неживых ресурсов или нарушение правил, связанных с указанной деятельностью, установленных названным федеральным законом или международными договорами Российской Федерации;

передачу живых или неживых ресурсов иностранным государствам, иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам, если это не отражено в лицензии (разрешении);

нарушение предусмотренных лицензией (разрешением) и (или) международными договорами Российской Федерации условий промысла живых ресурсов или нарушение действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, а также требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов;

нарушения, повлекшие ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов;

проведение без разрешения либо с нарушением условий и установленных правил ресурсных или морских научных исследований;

загрязнение морской среды с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений;

нарушения, сопровождающиеся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны;

создание помех законным видам деятельности в исключительной экономической зоне, а также за нарушение данного федерального закона или международных договоров Российской Федерации.

В свою очередь, ст. 46 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» устанавливает, что должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в:

выдаче лицензий (разрешений) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов, на создание искусственных островов, установок и сооружений, на проведение ресурсных и морских научных исследований и на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе вне пределов своей компетенции;

произвольном изменении условий выданных лицензий (разрешений), –

привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба;

физические и юридические лица, виновные в:

проведении без разрешения или с нарушением установленных правил геологического изучения континентального шельфа, ресурсных или морских научных исследований;

незаконных региональном геологическом изучении континентального шельфа, поиске, разведке или разработке минеральных ресурсов или промысле живых ресурсов или нарушении правил, связанных с указанной деятельностью, установленных указанным федеральным законом или международными договорами Российской Федерации;

передаче минеральных или живых ресурсов иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам, если это не отражено в соответствующей лицензии (разрешении);

нарушении действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов, а также требований защиты минеральных и живых ресурсов;

нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов континентального шельфа;

нарушениях, сопровождающихся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны;

незаконном захоронении отходов и других материалов;

загрязнении в результате буровых работ;

незаконном создании искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе;

незаконной прокладке подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов, а также в нарушении правил и условий вывода подводных кабелей и трубопроводов на территорию Российской Федерации;

необеспечении искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе средствами, постоянно предупреждающими об их наличии, а также в нарушении правил по поддержанию указанных средств в исправном состоянии и правил по удалению установок и сооружений, эксплуатация которых прекращена, нарушении других положений данного федерального закона или международных договоров Российской Федерации;

создании помех законным видам деятельности на континентальном шельфе, –

привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.

Названные нормы нашли свою конкретизацию в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предусмотрена административная ответственность за:

нарушение регламентирующих деятельность во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17);

нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18);

нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.19);

незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.20).

В соответствии со ст. 11 Уголовного кодекса РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В настоящее время ст. 253 Уголовного кодекса РФ устанавливается ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Названной статьей преступными признаются:

незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства;

исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения.

Кроме того, следует отметить ч. 2 ст. 256 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

Привлечение виновных к административной или уголовной ответственности не исключает возможности возложения на виновных обязанности по возмещению материального вреда, причиненного природным ресурсам территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Вопросы для самоподготовки

1. Охарактеризуйте правовой режим охраны и использования природных ресурсов:

территориального моря Российской Федерации;

исключительной экономической зоны Российской Феде­ рации;

континентального шельфа Российской Федерации.

2. Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства об охране и использовании природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации?