logo

§ 6.7. Сервитут в отношении природных объектов

Под сервитутом понимается допускаемое законом право одного лица либо множества лиц использовать временно или постоянно в определенных целях объекты, находящиеся в собственности другого лица. В числе таких объектов могут выступать некоторые природные объекты.

Так, ст. 274 Гражданского кодекса РФ, регламентирующая вопросы установления частного сервитута на земельный участок, определяет, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления ограниченного права пользования соседним участком (сервитута). Кодекс допускает также установление сервитута в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления такого сервитута. Целями установления частного сервитута являются:

• обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок;

• прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопроводов;

• обеспечение водоснабжения и мелиорации, а также иные цели, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В свою очередь, ст. 23 Земельного кодекса РФ определяет, что публичный сервитут устанавливается на определенный срок или бессрочно законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения с учетом результатов общественных слушаний. При этом целями установления публичного сервитута являются:

• проход или проезд через земельный участок;

• использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

• размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

• проведение дренажных работ на земельном участке;

• забор воды и водопой;

• прогон скота через земельный участок; сенокос или пастьба скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких участков в пределах земель лесного фонда;

• использование земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбор дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

• временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

• свободный доступ к прибрежной полосе.

В ст. 9 Лесного кодекса РФ лишь упоминается о праве ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитуте), но при этом в отношении процедурных вопросов его реализации делает­ ся отсылка к земельному законодательству.

Вопросы для самоподготовки

1. Какие формы собственности на природные объекты и ресурсы допускает Конституция Российской Федерации?

2. Назовите основания возникновения и прекращения права частной собственности на природные объекты и ресурсы.

3. Перечислите иные виды вещных прав на природные объекты и ресурсы, которые Вам известны.

4. Каким целям служит установление сервитутов?