logo

§ 28.6. Требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности

Федеральным законодательством установлен достаточно большой объем требований, соблюдение которых призвано обеспечить ядерную и радиационную безопасность. Отдельные требования изложены в ст. 48 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой:

• юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующего излучения) и ядерных материалов, не допускать превышения установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения;

• ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядер­ ных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, кроме случаев, установленных Федеральным законом «Об охране окружающей среды»;

• ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств на основе международных договоров, ратифицированных Россий­ ской Федерацией, облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если про­ ведены государственная экологическая экспертиза и иные государ­ ственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные федеральным законодательством, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» устанавливаются специальные требования. Так, решение о размещении и сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения должно приниматься с учетом:

• потребностей в них для решения хозяйственных и оборонных задач Российской Федерации и отдельных ее регионов;

• наличия необходимых для размещения указанных объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии;

• отсутствия угрозы безопасности ядерной установке, радиационному источнику или пункту хранения со стороны расположенных вблизи гражданских или военных объектов;

• возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов использования атомной энергии для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно­бытового развития региона.

В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения должны устанавливаться санитарно­защитная зона и зона наблюдения, в которых осуществляется контроль за радиационной обстановкой.

В санитарно­защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно­оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно­защитной зоны. В зоне наблюдения органами государственного санитарно­эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 14 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» установлены требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, в том числе необходимость:

соблюдать требования законодательства, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно­защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

проводить:

контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;

подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;

выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Особые требования предъявляются к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, при радиационной аварии. Они, в частности, обязаны:

обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;

проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;

принять меры по:

оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии;

локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;

провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4