logo

§ 4.6. Региональное экологическое законодательство

Поскольку ст. 72 Конституции РФ относит вопросы правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности19 к совместному ведению России и ее субъектов, регионы также издают (принимают) законодательные и подзаконные правовые акты в рассматриваемой сфере.

В последние годы этот процесс заметно активизировался, что обусловлено как повышением правовой грамотности региональных органов власти, так и осознанием необходимости обеспечить право проживающих на соответствующей территории граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение природы.

Как правило, речь идет о нормотворчестве, имеющем целью:

• более предметное раскрытие правовых институтов, узко изложенных на федеральном уровне и не учитывающих специфику охраны окружающей среды и природопользования конкретного региона;

• дополнение содержания правового института в случае, прямо допускаемом федеральным законодательством. Например, ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», перечисляя виды особо охраняемых природных территорий, допускает, что субъекты Российской Федерации вправе создавать на своих территориях иные виды таких объектов охраны окружающей среды.

Часть 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения России и ее субъектов. В то же время необходимо учитывать, что отдельные группы общественных отношений не всегда своевременно находят правовую регламентацию на федеральном уровне либо же федеральные органы не считают необходимым принимать (издавать) правовые акты по вопросам, не имеющим актуальности в масштабах страны. В подобных случаях регионы ликвидируют правовой вакуум путем принятия собственных законов и подзаконных актов, которые имеют прямое действие до тех пор, пока на федеральном уровне не появится соответствующий правовой регулятор, по­иному излагающий содержание конкретного поведения участников экологических правоотношений.

В качестве примеров регионального нормотворчества в экологической сфере можно назвать Закон Забайкальского края от 29.12.2008 № 115­ЗЗК «О Красной книге Забайкальского края»20 и постановление Правительства Москвы от 10.02.2009 № 75­ПП «О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства»21.