logo

§ 27.6. Требования по охране окружающей среды в оборонной сфере

Согласно ст. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды» все экологические требования, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению таких требований.

Следует отметить, что специальное законодательство, и прежде всего Федеральный закон «Об обороне» [35], практически не содержит каких­либо экологических требований применительно к оборонной деятельности. Можно лишь отметить приведенные в ст. 1 названного законодательного акта положения о том, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. При этом названные природные ресурсы, находящиеся в региональной, муниципальной или частной собственнос­ ти, могут быть изъяты для оборонных нужд в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Леса, расположенные на землях обороны, используются исключительно для обеспечения нужд обороны и передаются в ведение Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» [91].

Оборонная сфера, по мнению специалистов, представляет собой серьезную угрозу окружающей среде. Принимая во внимание данное обстоятельство, Минобороны России как, наверное, ни одно другое специальное ведомство, достаточно много внимания уделяет закреплению на ведомственном уровне обязанностей личного состава Вооруженных сил Российской Федерации по выполнению экологических требований. Среди многочисленных документов оборонного ведомства в первую очередь можно выделить приказ от 11.03.2004 № 70, утвердивший Концепцию воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, в которой отдельное место уделено экологическому воспитанию военнослужащих, то есть воздействию на них в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды. Основными направлениями экологического воспитания являются:

разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;

вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы;

осуществление экологического обучения военнослужащих.

Важное место в системе обеспечения экологических требований занимают созданные на основании приказа Министра обороны РФ от 20.08.2007 № 340 органы экологической безопасности Вооружен­ ных сил Российской Федерации, система которых состоит из:

Управления начальника экологической службы;

Экологического центра Минобороны России;

экологических служб военных округов (флотов) и объединений;

экологических служб (должностных лиц) соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

К кругу основных задач названных органов отнесены:

• разработка мероприятий по снижению (предотвращению) негативного воздействия деятельности воинских формирований на окружающую среду и ликвидации ее последствий;

• организация контроля за выполнением в воинских формированиях требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров и соглашений Российской Федерации, правовых актов Минобороны России по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

• организация экологического обучения, воспитания и формирования экологической культуры личного состава воинских формирований;

• планирование и организация в пределах своей компетенции обеспечения воинских формирований техническими средствами экологической безопасности.

Вместе с тем наличие специализированных экологических подразделений не снимает ответственность за соблюдение требований экологической безопасности с командования воинских частей и подразделений. Например, в соответствии с Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных силах Российс­ кой Федерации, утвержденным приказом Минобороны России от 23.07.2004 № 222112, в воинских частях и соединениях ежегодно должны разрабатываться планы обеспечения экологической безопасности деятельности, соблюдение которых проверяется в обязательном порядке начальником экологической службы соединения.

Наряду с ведомственным контролем соблюдение экологических требований в оборонной сфере проверяется силами и средствами государственного экологического контроля.