logo

§ 20.2. Правовое регулирование охраны и использования водных объектов

Базовым законодательным актом, регулирующим общественные отношения в рассматриваемой сфере, является Водный кодекс Российской Федерации [17], который определяет требования к охране и использованию водных объектов, устанавливает компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, называет функции государственного управления.

Самостоятельную группу общественных отношений регламентирует специальный законодательный акт — Федеральный закон «Об охране озера Байкал» [46], необходимость принятия которого была вызвана неблагополучной экологической обстановкой, сложившейся в этой уникальной экологической системе, включающей в себя единый комплекс водного объекта и прилегающей к нему территории.

Свою реализацию названные законодательные акты нашли в решениях Правительства РФ, среди которых необходимо назвать постановления от 26.03.2001 № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности»91 и от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»92.

Определенную роль играют ведомственные нормативные правовые акты, в том числе приказ МПР России от 23.04.2008 № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование93.

Субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции принимают собственные законы и подзаконные правовые акты, регламентирующие вопросы охраны и использования водных объектов с учетом региональной специфики. В качестве примера можно назвать постановление Правительства Москвы от 18.11.2008 № 1058­ПП «Об организации работ по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос водных объектов в городе Москве»94.

Отдельное внимание в регионах уделяется и вопросам качества питьевой воды. Так, в Республике Башкортостан и Чувашской Республике, Воронежской, Свердловской и ряде иных областей приняты соответствующие законодательные акты.

Вместе с тем следует отметить, что в связи с существенным сокращением с 1 января 2005 г. вопросов ведения субъектов Рос­ сийской Федерации в рассматриваемой сфере их нормотворческие возможности весьма ограниченны, что уже привело к вынужденной отмене во многих регионах ранее принятых законодательных и подзаконных актов.

Важную роль в правовом регулировании рассматриваемой сферы играют ратифицированные Союзом ССР и Российской Федерацией акты международного права, к числу которых можно отнести Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972 г.), Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1974 г.) и Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992 г.).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4