logo

§ 13.5. Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду

К числу основных принципов экологического права относится принцип платности природопользования. Исходя из существующего разделения природопользования на позитивное и негативное (см. главу 7 учебника) все платежи в рассматриваемой сфере можно разделить на плату за использование природных ресурсов и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Ниже будут рассмотрены названные виды платежей.

Плата за использование природных ресурсов. Платность природопользования является важнейшим элементом системы экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов. Платность использования природных ресурсов способствует решению экологических задач по эффективному использованию земель и других природных ресурсов, обеспечивает материальную заинтересованность всех природопользователей в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов, дает дополнительные средства на поддержание их естественного состояния и охрану.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется федеральными законами и издаваемыми в их развитие правовыми актами Правительства РФ.

Так, плата за использование земли согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ осуществляется в двух формах: земельного налога, который действует до введения в действие налога на недвижимость, и арендной платы. Размер земельного налога за конкретный земельный участок зависит от категории земель (сельскохозяйственного назначения, земли поселений и др.), их состава, качества, площади и места расположения. Земельным кодексом РФ установлено, что порядок определения размера арендной платы устанавливается Правительством РФ, органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления применительно к землям, относящимся к объектам собственности соответственно государственного или муниципального уровня. С учетом инфляционных процессов периодически путем принятия специальных федеральных законов устанавливается коэффициент увеличения ставок земельного налога и арендной платы.

Правовые основы по уплате земельного налога закреплены в главе 31 части второй Налогового кодекса РФ [10].

Статья 39 Закона РФ «О недрах» устанавливает, что при пользовании недрами устанавливаются следующие виды платежей: а) разовая плата за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; б) регулярные платежи за пользование недрами; в) плата за полученную геологическую информацию о недрах; г) сбор за участие в конкурсе (аукционе); д) сбор за выдачу лицензий. В свою очередь, вступившая в силу с 1 января 2002 г. глава 26 части второй Налогового кодекса РФ устанавливает налог на добычу полезных ископаемых. При этом налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.

Согласно ст. 20 Водного кодекса РФ в договоре водопользования должна предусматриваться плата за пользование водным объектом или его частью. При этом ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной, региональной и муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности62. Кроме того, глава 25.2 части второй Налогового кодекса РФ определяет основные требования по уплате водного налога.

Согласно ст. 94 Лесного кодекса РФ за использование лесов устанавливается арендная плата или плата по договору купли­продажи лесных насаждений.

Система платежей за пользование животным миром согласно ст. 52 Федерального закона «О животном мире» включает в себя сборы за пользование объектами животного мира. Эта норма реализована в главе 25.1 части второй Налогового кодекса РФ, в которой закреплены основные требования по уплате сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Кроме того, законодательство допускает уплату штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Следует отметить, что первоначально в рамках коренной реформы налогового законодательства помимо названных выше планировалось ввести такие природоресурсные платежи, как: налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально­сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Однако в последующем законодатель отказался от них.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Вопрос установления законодательным путем четких критериев платы за негативное воздействие на окружающую среду к настоящему времени приобрел повышенную актуальность. Дело в том, что не была реализована в части второй Налогового кодекса РФ концепция экологического налога, который должны были бы платить предприятия­загрязнители. Более того, по трудно объяснимым причинам в августе 2004 г. из ст. 13 части первой Налогового кодекса РФ вообще была исключена соответствующая норма, что позволяет говорить об отсутствии адекватности в реализации на федеральном уровне экологической политики.

Попытки же провести в Государственной Думе Федерального Собрания РФ в 2003 и 2007 гг. проект федерального закона «О плате за загрязнение окружающей среды» натолкнулись на ожесточенное сопротивление промышленного лобби, не заинтересованного в установлении жестких требований к такого рода платежам, что весомо отражалось бы на прибыли. Таким образом, к 2009 г. проблема законодательного закрепления механизма экологических платежей не была решена.

К видам негативного воздействия на окружающую среду ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относит:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

• иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Закон предусматривает, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения наносимого ей вреда.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду может устанавливаться только законодательством Российской Федерации. В настоящее время этот вопрос регулируется, в частности, постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [113], согласно которому базовые размеры платы за негативное воздействие могут быть увеличены в соответствии с коэффициентами, учитывающими экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации и по бассейнам морей и рек.

Продолжает действовать и Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия63, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 [73], который предусматривает, что базовые нормативы платы устанавливаются за негативное воздействие на окружающую среду в пределах допустимых нормативов или в пределах установленных лимитов. Бывшее Минприроды РФ в 1992 г. утвердило базовые нормативы платы за загрязнение окружающей природной среды, которые ежегодно индексируются.

Ставки платежей за загрязнение непосредственно для предприятий, организаций устанавливаются представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием территориальных органов Ростехнадзора, госсанэпиднадзора и предприятия­загрязнителя. Органы представительной и исполнительной власти вправе повышать коэффициенты экологической значимости и при сверхлимитных загрязнениях среды устанавливать плату для предприятий­загрязнителей в увеличенных размерах (до 20% — в крупных городах и промышленных центрах; в два раза — в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, в особо охраняемых заповедных зонах, эколого­курортных регионах).

Законодательством предусмотрены два вида платы за загрязнение: выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Платежи за выбросы вредных веществ и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а сверхлимитные загрязнения — за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия­загрязнителя. Сроки поступления платежей согласовы­ ваются с местными органами охраны окружающей природной среды.

Таким образом, платежи за загрязнение окружающей природной среды служат, с одной стороны, источником пополнения соответствующих бюджетов, целевых бюджетных фондов, средства которых обеспечивают, в том числе проведение мероприятий и выполнение программ по охране окружающей среды. С другой стороны, они экономически стимулируют предприятия сокращать объем выбросов, сбросов и образования отходов и предотвращать тем самым вредное воздействие на природную среду и здоровье населения.