logo

§ 30.2. Правовой режим зон экологического бедствия

Согласно ранее действовавшему законодательству вопрос отнесения территории к зоне экологического бедствия находился в ведении как Верховного Совета РФ, так и Президента России, которые своими распоряжениями или указами могли принимать соответствующие решения. Следует отметить, что в первой половине 1990­х годов на уровне высшего законодательного органа страны принимались решения, упоминающие отдельные территории как зоны экологического бедствия.

В качестве примера можно привести распоряжения Предсе­ дателя Верховного Совета РФ от 30.02.1992 № 2598рп­1 «О социальной поддержке населения Челябинской области, проживающего в зоне экологического бедствия»117 и от 28.07.1992 № 3381рп­1 «Об оказании финансовой поддержки населению Курганской области, проживающему в зоне экологического бедствия»118. В первом случае речь шла о таких городах Челябинской области, как Магнитогорск, Карабаш и Усть­Катав, являющиеся промышленными центрами. Второй документ упоминал о последствиях радиоактивного загрязнения.

В зонах экологического бедствия ранее действовавшим законодательством предусматривалось:

прекращение деятельности хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения;

запрещение строительства, реконструкции новых хозяйственных объектов, существенное ограничение всех видов природопользования;

принятие оперативных мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

С учетом изменения государственно­правовых институтов, произошедших на основании требований Конституции РФ, в настоящее время законодательно не определено, какой государственный орган (должностное лицо) имеет право на объявление территории зоной экологического бедствия.

Например, в ст. 67 Водного кодекса РФ упоминается, что в соответствии с федеральным законодательством водные объекты и речные бассейны могут объявляться зонами экологического бедствия. Схожая норма закреплена и в ст. 7 Федерального закона «О континентальном шельфе», однако и здесь нет конкретизации персоналий.

В сложившихся условиях правового вакуума, как представляется, подобную миссию вправе осуществлять Президент Российской Федерации как глава государства, имеющий право восполнять пробелы в законодательном обеспечении на федеральном уровне.

Статья 18 Федерального конституционного закона «О Прави­ тельстве Российской Федерации» [4] возлагает на высший исполнительный орган государственной власти страны вопросы координации деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» обязательной экологической экспертизе подлежат материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий. Требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или зонам экологического бедствия, утверждены приказом Минприроды России от 28.03.1996 № 113119.

К примеру, в 1996 г. проводилась государственная экологическая экспертиза материалов оценки степени экологического неблагопо­ лучия окружающей среды и здоровья населения и проекта Федераль­ ной целевой программы первоочередных неотложных мер на 1996– 2000 гг. по выводу территории г. Карабаша Челябинской области из состояния экологического бедствия и оздоровления населения.

Среди других регионов, где в 1990­е годы планировались целенаправленные оздоровительные мероприятия на основании федеральных целевых программ, можно выделить Вологодскую область (г. Череповец), Иркутскую область (г. Братск), Оренбургскую область (г. Орск), Самарскую область (г. Чапаевск), Томскую область (Сибирский химический комбинат) и ряд других.

В состав утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 № 860 Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)»120 включена подпрограмма «Регулирование качества окружающей природной среды», в рамках которой запланировано оказание действенной помощи Оренбургской, Самарской и Тульской областям, Уральскому региону (в том числе г. Нижний Тагил), а также городам Братск, Норильск и Череповец.

Косвенным подтверждением со стороны государства наличия зон экологического бедствия является принятие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [20] и федеральных законов «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» [43] и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» [52]. Ведь вполне очевидно, что масштабное радиационное воздействие как на здоровье населения, так и на природные объекты носит устойчивый характер, принесло фактически необратимые последствия, и в обозримом будущем эти последствия едва ли устранимы.

Соответствующие территории, подвергшиеся радиационному воздействию, исходя из уровня оказанного на них негативного влияния подразделяются на:

• зоны отчуждения;

• зоны отселения;

• зоны проживания с правом на отселение;

• зоны проживания с льготным социально­экономическим статусом.

Границы этих зон с учетом реальной обстановки должны пересматриваться Правительством РФ не реже чем раз в три года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зонами отчуждения и зонами отселения признаны несколько населенных пунктов в Брянской области, зоны проживания с правом на отселение существуют в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, а зоны проживания с льготным социально­экономическим статусом определены в 14 субъектах Российской Федерации, в том числе в Ленинградской области, находящейся достаточно далеко от основной зоны поражения.

Можно также привести Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» [50]. То есть сегодня проблема законодательно решена только в отношении территорий, подвергшихся радиационному загрязнению.

Таким образом, можно констатировать, что законодательство о зонах экологического бедствия находится в стадии становления и требует своего развития.