§ 30.3. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации
В отличие от зон экологического бедствия правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации подчиняется требованиям прежде всего Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на основании которого в каждом субъекте Российской Федерации приняты свои региональные законодательные акты.
Названный законодательный акт к компетенции Российской Федерации в рассматриваемой сфере относит:
обеспечение единообразия в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
утверждение бюджетных ассигнований на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
введение в установленных законом случаях чрезвычайного положения;
организация проведения научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация разработки и обеспечение выполнения специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
определение задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление руководства единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
установление классификации чрезвычайных ситуаций и полномочий исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
определение порядка сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Перечисленные и иные вопросы решаются Президентом, Феде ральным Собранием и Правительством России исходя из установленных Конституцией РФ принципов разделения властей.
На субъекты Российской Федерации возложены вопросы:
принимать:
в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивать их проведение;
осуществлять:
подготовку и содержание в готовности необходимых сил и сред ств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организовывать и проводить аварийноспасательные и другие неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаться к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
создавать:
резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
В свою очередь, муниципальные образования управомочены самостоятельно:
осуществлять:
подготовку и содержание в готовности необходимых сил и сред ств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организовывать их проведение;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организовывать и проводить аварийноспасательные и другие неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаться за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
создавать при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В качестве правового регулятора рассматриваемых отношений необходимо упомянуть и Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» [5], согласно которому чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, непосредственно угрожающих жизни и безопасности граждан, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях, повлекших (могущих повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующих проведения масштабных аварийноспасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение при названных обстоятельствах вво дится указом Президента РФ на отдельных участках территории России сроком до 60 суток, по истечении которых чрезвычайное положение даже в случае непринятия решений о его отмене считается прекращенным, кроме случаев, когда глава государства продлевает действие чрезвычайного положения. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию. Вместе с тем для придания легального статуса такому указу он должен быть спустя 72 часа после обнародования утвержден Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Следует отметить, что такого рода указы главы государства о введении чрезвычайного положения, обусловленного экологическими факторами, пока не принимались.
К настоящему времени создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая специально уполномоченные на то органы на федеральном, региональном и местном уровнях и координируемая органами МЧС России. Задачами этой системы являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций и др.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [140] чрезвычайные ситуации подразделяются на:
локального характера, в результате которой территория, на ко торой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;
муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и местной чрезвычайных ситуаций может запрашиваться помощь вышестоящих инстанций.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрация организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
В целях повышения эффективности работы по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, а значит, и определения сил и средств, которые могут понадобиться для их ликвидации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями разрабатываются паспорта безопасности территории, основные требования к которым закреплены в приказе МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования» [169]. В качестве обязательных разделов в паспорт территории включаются:
общая характеристика территории;
характеристика опасных объектов на территории;
показатели риска природных чрезвычайных ситуаций;
показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций;
показатели риска биологосоциальных чрезвычайных ситуаций;
характеристика организационнотехнических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории.
Ряд законодательных актов закрепляют определенные ограничения, связанные с режимом использования природных ресурсов в условиях чрезвычайных ситуаций. Так, ст. 51 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случаях стихийных бедствий, аварий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции. Согласно ст. 137 Водного кодекса РФ установлено, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций вправе ограничивать, приостанавливать или запрещать использование водных объектов для промышленности и энергетики по представлению Федерального агентства водных ресурсов.
- Московский гуманитарный университет
- Экологическое право
- Содержание
- Список используемых сокращений а) Официальные печатные издания
- Б) Федеральные органы исполнительной власти
- Предисловие
- Общая часть
- Глава 1 экологические проблемы и современное экологическое состояние российской федерации
- § 1.1. Экологические проблемы глобального масштаба
- § 1.2. Пути разрешения экологических проблем на международном уровне
- § 1.3. Современное экологическое состояние Российской Федерации
- § 1.4. Пути разрешения экологических проблем в Российской Федерации
- Глава 2 понятие, предмет, принципы и система экологического права
- § 2.1. Понятие экологического права
- § 2.2. Соотношение экологического права с другими отраслями права
- § 2.3. Предмет и методы экологического права
- § 2.4. Принципы экологического права
- § 2.5. Система экологического права
- Глава 3 понятие и содержание экологических правоотношений
- § 3.1. Понятие и виды экологических правоотношений
- § 3.2. Субъекты экологических правоотношений
- § 3.3. Объекты экологических правоотношений
- § 3.4. Экологоправовые нормы
- § 3.5. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
- Глава 4 источники экологического права и система экологического законодательства
- § 4.1. Понятие и виды источников экологического права
- § 4.2. Система экологического законодательства
- § 4.3. Конституция Российской Федерации как главный источник экологического права
- § 4.4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как основной источник экологического права
- § 4.5. Федеральное экологическое законодательство
- § 4.6. Региональное экологическое законодательство
- § 4.7. Правовые акты органов местного самоуправления
- § 4.8. Акты международного права
- § 4.9. Понятие экологизации законодательства
- § 4.10. Иные источники экологического права
- § 4.11. Роль судебных актов
- Глава 5 история правового регулирования экологических отношений
- § 5.1. Периодизация правового регулирования
- Экологических отношений
- § 5.2. Досоветский период (до 1917 г.)
- § 5.3. Советский период (1917–1991 гг.)
- § 5.4. Современный период (1992 г. — настоящее время)
- § 5.5. Перспективы развития экологического законодательства
- Глава 6 право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы
- § 6.1. Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы
- § 6.2. Право собственности на природные объекты и ресурсы
- § 6.3. Право постоянного (бессрочного) пользования
- § 6.4. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
- § 6.5. Аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами
- § 6.6. Право безвозмездного срочного пользования природными объектами
- § 6.7. Сервитут в отношении природных объектов
- Глава 7 понятие и содержание права природопользования
- § 7.1. Понятие права природопользования
- § 7.2. Содержание права природопользования
- § 7.3. Виды природопользования
- § 7.4. Основания возникновения права природопользования
- § 7.5. Основания ограничения или приостановления права природопользования
- § 7.6. Основания прекращения права природопользования
- Глава 8 экологические права и обязанности граждан и общественных экологических объединений
- § 8.1. Понятие правового экологического статуса
- И источники его формирования
- § 8.2. Экологические права граждан
- § 8.3. Способы защиты экологических прав граждан
- § 8.4. Экологические обязанности граждан
- § 8.5. Законодательные основы и историческая значимость участия общественности в решении экологических вопросов
- § 8.6. Права общественных экологических объединений
- § 8.7. Обязанности общественных экологических объединений
- Глава 9 компетенция российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды
- § 9.1. Понятие компетенции в сфере охраны окружающей среды и необходимость разграничения ее между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- § 9.2. Компетенция Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
- § 9.3. Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
- § 9.4. Компетенция муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды
- Глава 10 органы государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 10.1. Понятие и система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 10.2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и сфера его деятельности
- § 10.3. Федеральное агентство по недропользованию и сфера его деятельности
- § 10.4. Федеральное агентство водных ресурсов и сфера его деятельности
- § 10.5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и сфера ее деятельности
- § 10.6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и сфера ее деятельности
- § 10.7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и сфера ее деятельности
- § 10.8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и сфера его деятельности
- § 10.9. Федеральное агентство лесного хозяйства и сфера его деятельности
- § 10.10. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и сфера ее деятельности
- § 10.11. Федеральное агентство по рыболовству и сфера его деятельности
- § 10.12. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и сфера ее деятельности
- § 10.13. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и сфера ее деятельности
- § 10.14. Органы государственного управления субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- Глава 11 функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.1. Понятие функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования и основные виды таких функций
- § 11.2. Нормирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.3. Лицензирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.4. Стандартизация в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.5. Сертификация в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.6. Государственный учет в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.7. Отчетность в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.8. Мониторинг окружающей среды и природных объектов
- § 11.9. Обеспечение права граждан на экологическую информацию
- § 11.10. Оценка воздействия на окружающую среду
- § 11.11. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 12 организационноправовые формы экологического контроля
- § 12.1. Понятие, виды, цели и задачи экологического контроля
- § 12.2. Государственный экологический контроль
- § 12.3. Ведомственный экологический контроль
- § 12.4. Общественный экологический контроль
- § 12.5. Производственный экологический контроль
- Глава 13 экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования
- § 13.1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
- § 13.2. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов
- § 13.3. Финансирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
- § 13.4. Лимиты в сфере природопользования и охраны окружающей среды
- § 13.5. Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду
- § 13.6. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
- § 13.7. Предпринимательская деятельность в сфере охраны окружающей среды
- § 13.8. Возмещение вреда в экологической сфере
- Глава 14 идеологический механизм охраны окружающей среды и природопользования
- § 14.1. Понятие, содержание, принципы и задачи идеологического механизма охраны окружающей среды и природопользования
- § 14.2. Экологическое воспитание
- § 14.3. Экологическое образование
- § 14.4. Экологическое просвещение
- § 14.5. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов
- Глава 15 ответственность за совершение экологических правонарушений
- § 15.1. Понятие и виды экологических правонарушений
- § 15.2. Дисциплинарная ответственность
- § 15.3. Материальная ответственность
- § 15.4. Административная ответственность
- § 15.5. Уголовная ответственность
- § 15.6. Специальная ответственность
- Глава 16 природоохранная деятельность правоохранительных органов
- § 16.1. Природоохранная деятельность органов прокуратуры
- § 16.2. Природоохранная деятельность органов внутренних дел
- § 16.3. Природоохранная деятельность федеральных органов безопасности
- § 16.4. Природоохранная деятельность таможенных органов
- § 16.5. Природоохранная деятельность органов мчс России
- Глава 17 причины и условия совершения экологических правонарушений. Основные пути их предупреждения
- § 17.1. Причины, способствующие совершению экологических правонарушений
- § 17.2. Условия, способствующие совершению экологических правонарушений
- § 17.3. Меры, направленные на предупреждение экологических правонарушений
- Особенная часть
- Глава 18 правовой режим охраны и использования земель
- § 18.1. Основные понятия и принципы охраны и использования земель
- § 18.2. Правовое регулирование охраны и использования земель
- § 18.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования земель
- § 18.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования земель
- § 18.5. Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
- § 18.6. Понятие и содержание охраны земель
- § 18.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании земель
- Глава 19 правовой режим охраны и использования недр
- § 19.1. Основные понятия
- § 19.2. Правовое регулирование охраны и использования недр
- § 19.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования недр
- § 19.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования недр
- § 19.5. Виды и сроки пользования недрами, основания получения права пользования недрами
- § 19.6. Права и обязанности недропользователей
- § 19.7. Требования к рациональному использованию и охране недр
- § 19.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании недр
- Глава 20 правовой режим охраны и использования водных объектов
- § 20.1. Основные понятия
- § 20.2. Правовое регулирование охраны и использования водных объектов
- § 20.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования водных объектов
- § 20.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования водных объектов
- § 20.5. Цели, способы и виды использования водных объектов
- § 20.6. Права и обязанности водопользователей
- § 20.7. Требования к охране водных объектов
- § 20.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов
- Глава 21 правовой режим охраны и использования лесов
- § 21.1. Основные понятия
- § 21.2. Правовое регулирование охраны и использования лесов
- § 21.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования лесов
- § 21.5. Виды лесопользования. Основания возникновения и прекращения права лесопользования
- § 21.6. Требования к охране и защите лесов
- Глава 3 Лесного кодекса рф определяет требования к охране и защите лесов.
- § 21.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании лесов
- Глава 22 правовой режим охраны и использования животного мира
- § 22.1. Основные понятия
- § 22.2. Правовое регулирование охраны и использования животного мира
- § 22.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования животного мира
- § 22.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования животного мира
- § 22.5. Виды пользования животным миром
- § 22.6. Права и обязанности пользователей объектами животного мира
- § 22.7. Требования к охране объектов животного мира и среды их обитания
- Глава III Федерального закона «о животном мире» раскрывает содержание требований к охране объектов животного мира и среды их обитания, среди которых необходимо назвать:
- § 22.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании объектов животного мира
- Глава 23 правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- § 23.1. Основные понятия
- § 23.2. Правовое регулирование режима особо охраняемых природных территорий
- § 23.3. Содержание государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий
- 23.4. Требования к режиму некоторых особо охраняемых природных территорий
- § 23.5. Ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях
- Глава 24 правовой режим охраны и использования природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
- § 24.1. Основные понятия, применяемые в настоящей главе
- § 24.2. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов территориального моря Российской Федерации
- § 24.3. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации
- § 24.4. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации
- § 24.5. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
- Глава 25 правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы
- § 25.1. Основные положения
- § 25.2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха
- § 25.3. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха
- § 25.4. Содержание государственного управления в сфере охраны атмосферного воздуха
- § 25.5. Требования к охране атмосферного воздуха
- Глава III Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает требования к охране атмосферного воздуха, среди которых следует выделить:
- § 25.6. Требования по охране озонового слоя атмосферы
- § 25.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха
- Глава 26 правовые меры охраны окружающей среды городов и других населенных пунктов
- § 26.1. Вводные положения
- § 26.2. Требования по учету экологических факторов при осуществлении градостроительной деятельности
- § 26.3. Требования к охране атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах
- § 26.4. Требования к охране водных объектов в городах и других населенных пунктах
- § 26.5. Требования к охране зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах
- § 26.6. Требования к обращению с отходами в городах и других населенных пунктах
- Глава 27 правовые меры охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- § 27.1. Общие требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- § 27.3. Требования по охране окружающей среды в энергетике
- § 27.4. Требования по охране окружающей среды на транспорте
- § 27.5. Требования по охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 27.6. Требования по охране окружающей среды в оборонной сфере
- § 27.7. Ответственность за нарушения требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- Глава 28 правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- § 28.1. Основные понятия
- § 28.2. Правовое регулирование ядерной и радиационной безопасности
- § 28.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере использования атомной энергии
- § 28.4. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения радиационной безопасности
- § 28.5. Государственное управление в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- § 28.6. Требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности
- § 28.7. Ответственность за нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности
- Глава 29 правовой режим обращения с отходами производства и потребления
- § 29.1. Основные понятия и принципы
- § 29.2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
- § 29.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере обращения с отходами
- § 29.4. Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления
- § 29.5. Требования к обращению с отходами производства и потребления
- § 29.6. Ответственность за нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления
- Глава 30 правовой режим зон чрезвычайной ситуации и экологического бедствия
- § 30.1. Основные понятия, используемые в настоящей главе
- § 30.2. Правовой режим зон экологического бедствия
- § 30.3. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации
- § 30.4. Ответственность за нарушения экологического законодательства, допущенные в зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайной ситуации
- Глава 31
- § 31.1. Понятие и принципы международноправовой
- § 31.2. Направления международноправового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды
- § 31.3. Международные организации в сфере охраны окружающей среды
- Глава 32 правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах
- § 32.1. Правовая охрана окружающей среды в странах снг
- § 32.2. Правовая охрана окружающей среды в странах Восточной и Центральной Европы
- § 32.3. Правовая охрана окружающей среды в экономически развитых странах
- Кодексы
- Законодательные акты
- Акты Президента Российской Федерации
- Акты Правительства Российской Федерации
- Акты федеральных органов исполнительной власти
- Судебная практика
- II. Литературные источники
- Приложение II список наиболее значимых международноправовых актов в сфере экологии По вопросам общего характера
- По вопросам охраны морской среды и водных объектов
- По вопросам охраны животного мира
- По вопросам охраны и использования водных биоресурсов
- По вопросам охраны атмосферного воздуха и озонового слоя
- По вопросам экологической безопасности
- По вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- Приложение III система федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- Приложение IV
- Всемирная хартия природы Принята 28.10.1982 Резолюцией 37/7 на 48м пленарном заседании 37й сессии Генеральной Ассамблеи оон 121
- I. Общие принципы
- II. Функции
- III. Осуществление
- 111395, Москва, ул. Юности, 5/1