logo

§ 30.3. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации

В отличие от зон экологического бедствия правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации подчиняется требованиям прежде всего Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на основании которого в каждом субъекте Российской Федерации приняты свои региональные законодательные акты.

Названный законодательный акт к компетенции Российской Федерации в рассматриваемой сфере относит:

обеспечение единообразия в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

утверждение бюджетных ассигнований на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;

введение в установленных законом случаях чрезвычайного положения;

организация проведения научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация разработки и обеспечение выполнения специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

определение задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление руководства единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

установление классификации чрезвычайных ситуаций и полномочий исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

определение порядка сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Перечисленные и иные вопросы решаются Президентом, Феде­ ральным Собранием и Правительством России исходя из установленных Конституцией РФ принципов разделения властей.

На субъекты Российской Федерации возложены вопросы:

принимать:

в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивать их проведение;

осуществлять:

подготовку и содержание в готовности необходимых сил и сред­ ств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организовывать и проводить аварийно­спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаться к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

создавать:

резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

В свою очередь, муниципальные образования управомочены самостоятельно:

осуществлять:

подготовку и содержание в готовности необходимых сил и сред­ ств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организовывать их проведение;

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организовывать и проводить аварийно­спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаться за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

создавать при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В качестве правового регулятора рассматриваемых отношений необходимо упомянуть и Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» [5], согласно которому чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, непосредственно угрожающих жизни и безопасности граждан, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях, повлекших (могущих повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующих проведения масштабных аварийно­спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение при названных обстоятельствах вво­ дится указом Президента РФ на отдельных участках территории России сроком до 60 суток, по истечении которых чрезвычайное положение даже в случае непринятия решений о его отмене считается прекращенным, кроме случаев, когда глава государства продлевает действие чрезвычайного положения. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию. Вместе с тем для придания легального статуса такому указу он должен быть спустя 72 часа после обнародования утвержден Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Следует отметить, что такого рода указы главы государства о введении чрезвычайного положения, обусловленного экологическими факторами, пока не принимались.

К настоящему времени создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая специально уполномоченные на то органы на федеральном, региональном и местном уровнях и координируемая органами МЧС России. Задачами этой системы являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций и др.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [140] чрезвычайные ситуации подразделяются на:

локального характера, в результате которой территория, на ко­ торой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;

муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и местной чрезвычайных ситуаций может запрашиваться помощь вышестоящих инстанций.

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрация организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

В целях повышения эффективности работы по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, а значит, и определения сил и средств, которые могут понадобиться для их ликвидации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями разрабатываются паспорта безопасности территории, основные требования к которым закреплены в приказе МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования» [169]. В качестве обязательных разделов в паспорт территории включаются:

общая характеристика территории;

характеристика опасных объектов на территории;

показатели риска природных чрезвычайных ситуаций;

показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций;

показатели риска биолого­социальных чрезвычайных ситуаций;

характеристика организационно­технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории.

Ряд законодательных актов закрепляют определенные ограничения, связанные с режимом использования природных ресурсов в условиях чрезвычайных ситуаций. Так, ст. 51 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случаях стихийных бедствий, аварий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции. Согласно ст. 137 Водного кодекса РФ установлено, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций вправе ограничивать, приостанавливать или запрещать использование водных объектов для промышленности и энергетики по представлению Федерального агентства водных ресурсов.