logo

§ 24.2. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов территориального моря Российской Федерации

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» содержит большой блок требований, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов в границах территориального моря. В частности, ст. 21 закона выделяет основные принципы экономических отношений при пользовании природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, в том числе:

• платность пользования;

• ответственность за нарушения условий хозяйственной деятельности;

• возмещение ущерба, нанесенного внутренним морским водам и территориальному морю, их природным ресурсам, окружающей среде, памятникам истории и культуры;

• финансовое обеспечение мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, окружающей среды, охраной памятников истории и культуры.

Законом установлено, что морские научные исследования, в том числе касающиеся природных ресурсов территориального моря, могут проводиться российскими и иностранными физическими и юридическими лицами согласно полученному на основании предварительного запроса разрешению, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям. При этом закон требует обязательного согласования таких разрешений с федеральным органом исполнительной власти в области природных ресурсов, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Заявителям может быть отказано в выдаче разрешения, если предполагаемые морские научные исследования:

• направлены на изучение, разведку или промысел живых ресурсов или изучение, поиск, разведку или разработку (добычу) неживых ресурсов;

• несовместимы с требованиями защиты окружающей среды, в том числе живых или неживых ресурсов;

• включают буровые работы на морском дне внутренних морских вод и территориального моря, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду.

Согласно ст. 31 Закона морские научные исследования подлежат немедленному прекращению в случае, если они проводятся:

• без разрешения федерального органа исполнительной власти в области науки и технологий;

• с изменившим проект морских научных исследований отступлением от сведений, представленных в запросе;

• без соблюдения российскими или иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 391 утверждены Правила проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации [122], которые более детально раскрывают содержание требований федерального закона.

В качестве главной меры по защите и сохранению морской среды и природных ресурсов внутренних вод и территориального моря закон предусматривает нормирование качества морской среды, которое производится в целях установления предельно допустимых норм воздействия на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря, обеспечивающих и гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, защиту и сохранение морской среды и природных ресурсов, а также обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

При этом поддержание морской среды внутренних морских вод и территориального моря в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря, а также других требований и мер, установленных законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и водным законодательством Российской Федерации.

Еще одним важным элементом в системе защиты морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря ст. 34 закона выделяет государственную экологическую экспертизу, которой подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. В качестве предмета государственной экологической экспертизы выступают также проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению, разведке, разработке (промыслу) природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, прокладке кабелей и трубопроводов. При этом экспертиза проводится за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Статья 37 Закона устанавливает строгий запрет на захоронение отходов и других материалов и сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море.

Основные функции государственного управления в сфере охраны и использования морской среды и природных ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море заключаются в:

осуществлении государственного экологического контроля, который представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации или применимых международных норм и стандартов по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Эта функция реализуется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации;

проведении государственного экологического мониторинга состояния внутренних морских вод и территориального моря, который является составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации и представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений по физическим, химическим, гидробиологическим и микробиологическим показателям, а также оценку и прогноз их изменений под влиянием природных и антропогенных факторов. Осуществляется мониторинг федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды с участием федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов, федерального органа исполнительной власти в области рыболовства и соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.