logo

§ 17.1. Причины, способствующие совершению экологических правонарушений

Причинами, способствующими совершению экологических пра­ вонарушений, являются разнообразные социальные, экономические, политические, идеологические, психологические, организационно­управленческие, воспитательные, личностные и иные факторы, которые собственно и порождают названные противоправные деяния.

Так, основным социальным фактором на протяжении проводимых в последние более чем десять лет реформ в стране является резкое снижение жизненного уровня населения, что порождает стремление многих аутсайдеров поддерживать свою жизнеспособность путем несанкционированного посягательства на природные ресурсы (браконьерство, незаконная порубка деревьев) с целью последующей их реализации или обращения в собственное пользование.

Вместе с тем те же браконьерство (в отношении водных биологических ресурсов) и незаконная порубка деревьев превратились в доходный источник бизнеса, породив создание целых преступных сообществ, поставивших в полном смысле слова на промышленную основу противоправную добычу и реализацию названных природных богатств. Экономическую основу существования такого незаконного бизнеса составляет устойчивый спрос на эту продукцию, поддерживаемый достаточно низкой ценой предложения по сравнению с легальным сектором экономики.

К политическим факторам можно отнести отсутствие четко выраженной позиции высшего руководства страны в отношении проблемы экологических правонарушений, и прежде всего экологической преступности. Безусловно, важными сегодня являются проблемы терроризма, экстремизма, наркотизма, торговли людьми, убийств народных избранников, однако не вполне прослеживается последовательная государственная воля в разработке и реализации действенных мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение экологических преступлений. Так, например, в Плане Российской Федерации по реализации межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008–2010 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 № 30881, места вопросам, посвященным борьбе с экологическими преступлениями, не нашлось.

В идеологическом смысле питательной средой дальнейшего развития экологической правонарушаемости, в том числе преступности, как представляется, служит вольно или невольно пропаганда средствами массовой информации (телевидение, журналы) образа преуспевающего человека. В целом направленность на успех в рыночных условиях сама по себе похвальна, но смущает один весомый факт — в списках наиболее богатых людей мира, ежегодно публикуемых солидными западными изданиями, Россию с гордостью представляют только те, кто имеет доступ к природным кладовым. То есть доморощенных «биллов гейтсов», сделавших капитал и имя на создании и продвижении высокоинтеллектуального продукта, в обозримом будущем мы вряд ли будем иметь честь лицезреть.

Отсюда следует и психологический фактор, который подстегивает потенциального правонарушителя на подвиги под девизом: «А чем я хуже других?» Вся проблема в том и состоит, что «другие», занимаясь незаконным промыслом природных ресурсов в больших, если не сказать — гигантских, масштабах, нередко избегают ответственности, а статистику экологической деликтности и преступности формируют простые обыватели, которых и преступниками­то можно назвать с большой натяжкой.

К числу организационно­управленческих факторов необходимо отнести прежде всего отсутствие четкой специализации правоохранительных органов в борьбе с экологическими правонарушениями. Дело в том, что в последнее время наметилась тенденция сокращения числа природоохранных прокуратур, достаточно эффективно проявляющих себя на фронте борьбы с экологическими преступлениями. Кроме того, у субъектов Российской Федерации фактически отсутствует стимул для образования подразделений экологической милиции, поскольку согласно утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 Структуре милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, регионы лишены возможности создавать за свой счет органы дознания. А ведь именно органы дознания в рамках установленной Уголовно­процессуальным кодексом РФ подведомственности и подследственности призваны играть ключевую роль в расследовании преступных проявлений в экологической сфере.

Не соответствует складывающейся обстановке и уровень взаимодействия правоохранительных органов, прежде всего органов прокуратуры, с природоохранными органами, которые являются основными поставщиками информации о противоправных деяниях в экологической сфере. Более того, в последние годы наблюдается определенная полоса отчуждения между прокурорами и руководителями природоохранных органов, когда препятствием для плодотворного сотрудничества у первых является избыточное понимание своей надзорной функции, а у вторых — проявляющееся все больше и больше присущее в целом системе органов исполнительной власти нежелание контактировать с органами прокуратуры.

Очевидно, что содержательная сторона воспитательно­образовательного процесса также отражается на состоянии экологической преступности. Отрадно, что в развитие утратившего силу в 2002 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» с 1992 г. в школах введен курс общей экологии, однако хромает правовой аспект, который необходимо учитывать, поскольку подростки достигают возраста административной и уголовной ответственности, в том числе за экологические проступки, еще находясь в школе, а значит, фундамент будущего правомерного поведения, в том числе и по отношению к объектам природы, закладывается именно здесь.

Конечно же, нужно учитывать и личностный фактор. В целом всех индивидуумов можно с достаточной долей условности разделить на три группы. К первой группе относятся те, кто ни при каких обстоятельствах не нарушает запреты и выполняет все предписания в строгом соответствии и последовательности. Это так называемые законопослушные граждане, число которых, к сожалению, не становится больше.

Вторую группу составляют те, кто допускает, что можно совершать противоправные деяния, в том числе экологического характера, если об этом никто не узнает или за это ничего не будет. Те же залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, совершаемые под покровом ночи, наиболее ярко характеризуют эту группу.

Наконец, последнюю прослойку составляют маргиналы, для которых пренебрежительное отношение к установленным правилам поведения является обыденной нормой.