logo

§ 19.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования недр

В ст. 3 Закона РФ «О недрах» закреплено, что к ведению Рос­ сийской Федерации относятся:

разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;

определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально­сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

установление:

общего порядка пользования недрами и их охраны, разработки соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах, а также утверждения соглашений на условиях раздела продукции;

создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;

государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;

распоряжение:

недрами континентального шельфа Российской Федерации;

совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;

введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;

координация научно­исследовательских и опытно­конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

защита прав пользователей недр и интересов граждан Россий­ ской Федерации;

разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;

заключение:

международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;

соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр;

государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения.

При этом названный закон допускает передачу отдельных функций по регулированию отношений недропользования субъектам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О недрах» к ведению субъектов Российской Федерации отнесены:

принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

участие:

в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развитии и освоении минерально­сырьевой базы Российской Федерации;

в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

в пределах полномочий, установленных Конституцией Рос­ сийской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально­сырьевой базы;

создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;

составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения;

установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;

регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

Муниципальные образования в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О недрах» правомочны:

участвовать в решении вопросов, связанных с соблюдением социально­экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

развивать минерально­сырьевую базу для предприятий местной промышленности;

предоставлять в соответствии с установленным порядком разрешения на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений ст. 18 Закона о недрах;

осуществлять контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.