logo

§ 8.5. Законодательные основы и историческая значимость участия общественности в решении экологических вопросов

Граждане, как было отмечено выше, имеют возможность в рамках защиты своих прав в экологической сфере, и прежде всего права на благоприятную окружающую среду, реализовывать ряд правомочий, среди которых ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в первую очередь выделяет возможность создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Действительно, ни у кого не может вызывать сомнений утверждение, что организованная на основе необходимости решения поставленных перед ними текущих и перспективных общих задач идейно сплоченная группа граждан представляет собой в значительной мере более грозный потенциал, способный на адекватное восприятие действительности и сообразное этому поведение, нежели это может иметь место с теми же гражданами, но действующими разобщенно и в большей степени стихийно.

С учетом далеко не благополучной экологической обстановки в Российской Федерации в целом и ее проблемных регионах в отдельности, принимая во внимание необходимость контроля со стороны гражданского общества за принятием властными структурами экологически значимых решений, роль организованного общественного движения в области охраны окружающей среды в современных условиях имеет тенденцию к возрастанию. Не случайно в разд. 2 Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225­р [108], в числе основных принципов и условий реализации государственной политики в области экологии выделяется участие гражданского общества, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом названный документ в качестве одной из основных задач определяет государственное содействие экологизации гражданского общества, для чего признается необходимым:

совершенствовать законодательство для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путем проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов;

поддерживать экологические общественные движения и благотворительную деятельность;

совершенствовать законодательство в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.

Базовым нормативным правовым актом, создающим предпосылки развития общественного экологического движения, является Конституция РФ, статья 30 которой устанавливает, что каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов. При этом свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Здесь, правда, следует оговориться, что декларируемая в Основном законе свобода деятельности не означает наличие у создаваемых организаций и их активных участников безграничных правомочий и возможности, используя свой статус, осуществлять действия, направленные на ущемление прав, свобод и законных интересов других лиц, тем более если подобные проявления носят ярко выраженный радикальный характер, в том числе с явным уклоном на непримиримое отношение к любым представителям власти, которые априорно получают негласный статус «врагов гражданского общества». Демократия — это неотъемлемый атрибут любого цивилизованного государства, и формы ее выражения разнообразны, но при этом не должен нарушаться баланс между гражданским обществом и публичной властью в рамках установленного правопорядка.

В качестве условия, способствующего участию граждан в общественных объединениях, в том числе и экологической направленности, на сугубо добровольных началах, ч. 2 ст. 30 Конституции РФ прямо оговаривает, что никто не может быть принужден к вступлению в какое­либо объединение или пребыванию в нем. Это означает, что гражданин принимает решение о вступлении в соответствующее общественное объединение осознанно, так же как по собственному убеждению он вправе в любое время беспрепятственно прервать свое членство в такой организации.

Следует также отметить, что ч. 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливает возможность иностранных граждан и лиц без гражданства пользоваться в Российской Федерации правами наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или ратифицированным международным договором. Речь, безусловно, идет о лицах, законно пребывающих в стране. Данное обстоятельство обусловливает возможность участия названных субъектов в общественных экологических объединениях, создаваемых в Российской Федерации.

Непосредственно правовые основы деятельности общественных объединений закреплены в Федеральном законе «Об общественных объединениях» [28], статья 5 которого под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан объединение на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Исходя из этого определения не всякое общественное объединение может реализовывать экологические права, а лишь то, в уставе которого четко прописаны экологические цели. При этом, если общественное объединение хочет иметь статус юридического лица, устав может быть зарегистрирован в органах Федеральной регистрационной службы.

Статья 7 названного законодательного акта предусматривает такие организационно­правовые формы общественных объединений, как:

• общественная организация;

• общественное движение;

• общественный фонд;

• общественное учреждение;

• орган общественной самодеятельности;

• политическая партия.

Таким образом, допускается, что отдельные общественные экологические движения могут принимать активное участие и в политической жизни страны. В современной истории России такие попытки неоднократно предпринимались. Так, в 1995 г. на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ баллотировалось Избирательное объединение «Экологическая партия России «Кедр». В 1999 г. на выборах в нижнюю палату федерального парламента также планировалось участие Экологической партии России «Кедр» (зеленые)», однако партийный список был снят с регистрации в силу отказа отдельных лиц от участия в предвыборной кампании. Наконец, на выборах в Государственную Думу в 2003 г. свои заявки выдвинули уже два общественных экологических объединения — Российская экологическая партия «Зеленые» и Общероссийское общественное конструктивно­экологическое движение России «Кедр».

Необходимо отметить, что названные случаи «хождения во власть» экологов не увенчались успехом, что во многом предопределяется немногочисленным пока электоратом и в немалой степени отсутствием в хорошем смысле слова агрессивной и целенаправленной политики информирования населения о преследуемых целях и задачах, а также о реальном вкладе названных общественных объединений в дело улучшения экологической обстановки и защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду. Вместе с тем опыт зарубежных стран, например Италии и Германии, показывает, что на определенном этапе выдвигаемые политическими объединениями идеи защиты экологических прав являются серьезным стимулирующим фактором, подвигающим население голосовать за «зеленых».

В 2007 г. решением Центризбиркома в ходе предвыборной кампании было отказано в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Госдумы Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» по причине предоставления большого числа недостоверных и недействительных подписей избирателей.

Исходя из территориального фактора функционирования, общественные экологические объединения могут быть общероссийскими (когда их деятельность охватывает более 50% субъектов Российской Федерации), межрегиональными (менее половины субъектов РФ), региональными (действуют в рамках одного субъекта РФ) и местными (территория муниципального образования). Кроме того, законодательство допускает функционирование на территории страны структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, в том числе экологических, в лице отделений, филиалов или представительств. При этом необходимо отметить, что законодательство не дает каких­либо преимуществ одному общественному объединению перед другим.

Учредителями, членами и участниками общественных экологических объединений могут быть граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет. Помимо этого, закон допускает образование молодежных и детских (наличие членов и участников, достигших соответственно 14 и 8 лет) общественных организаций, которые также могут ставить перед собой экологические цели и задачи.

В ст. 15 Закона об общественных объединениях закреплено, что одним из принципов в деятельности таких субъектов является принцип гласности, который реализуется в том числе путем обеспечения общедоступности информации о программных и уставных документах организаций.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4