§ 8.5. Законодательные основы и историческая значимость участия общественности в решении экологических вопросов
Граждане, как было отмечено выше, имеют возможность в рамках защиты своих прав в экологической сфере, и прежде всего права на благоприятную окружающую среду, реализовывать ряд правомочий, среди которых ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в первую очередь выделяет возможность создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Действительно, ни у кого не может вызывать сомнений утверждение, что организованная на основе необходимости решения поставленных перед ними текущих и перспективных общих задач идейно сплоченная группа граждан представляет собой в значительной мере более грозный потенциал, способный на адекватное восприятие действительности и сообразное этому поведение, нежели это может иметь место с теми же гражданами, но действующими разобщенно и в большей степени стихийно.
С учетом далеко не благополучной экологической обстановки в Российской Федерации в целом и ее проблемных регионах в отдельности, принимая во внимание необходимость контроля со стороны гражданского общества за принятием властными структурами экологически значимых решений, роль организованного общественного движения в области охраны окружающей среды в современных условиях имеет тенденцию к возрастанию. Не случайно в разд. 2 Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225р [108], в числе основных принципов и условий реализации государственной политики в области экологии выделяется участие гражданского общества, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом названный документ в качестве одной из основных задач определяет государственное содействие экологизации гражданского общества, для чего признается необходимым:
• совершенствовать законодательство для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путем проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов;
• поддерживать экологические общественные движения и благотворительную деятельность;
• совершенствовать законодательство в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.
Базовым нормативным правовым актом, создающим предпосылки развития общественного экологического движения, является Конституция РФ, статья 30 которой устанавливает, что каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов. При этом свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Здесь, правда, следует оговориться, что декларируемая в Основном законе свобода деятельности не означает наличие у создаваемых организаций и их активных участников безграничных правомочий и возможности, используя свой статус, осуществлять действия, направленные на ущемление прав, свобод и законных интересов других лиц, тем более если подобные проявления носят ярко выраженный радикальный характер, в том числе с явным уклоном на непримиримое отношение к любым представителям власти, которые априорно получают негласный статус «врагов гражданского общества». Демократия — это неотъемлемый атрибут любого цивилизованного государства, и формы ее выражения разнообразны, но при этом не должен нарушаться баланс между гражданским обществом и публичной властью в рамках установленного правопорядка.
В качестве условия, способствующего участию граждан в общественных объединениях, в том числе и экологической направленности, на сугубо добровольных началах, ч. 2 ст. 30 Конституции РФ прямо оговаривает, что никто не может быть принужден к вступлению в какоелибо объединение или пребыванию в нем. Это означает, что гражданин принимает решение о вступлении в соответствующее общественное объединение осознанно, так же как по собственному убеждению он вправе в любое время беспрепятственно прервать свое членство в такой организации.
Следует также отметить, что ч. 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливает возможность иностранных граждан и лиц без гражданства пользоваться в Российской Федерации правами наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или ратифицированным международным договором. Речь, безусловно, идет о лицах, законно пребывающих в стране. Данное обстоятельство обусловливает возможность участия названных субъектов в общественных экологических объединениях, создаваемых в Российской Федерации.
Непосредственно правовые основы деятельности общественных объединений закреплены в Федеральном законе «Об общественных объединениях» [28], статья 5 которого под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан объединение на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Исходя из этого определения не всякое общественное объединение может реализовывать экологические права, а лишь то, в уставе которого четко прописаны экологические цели. При этом, если общественное объединение хочет иметь статус юридического лица, устав может быть зарегистрирован в органах Федеральной регистрационной службы.
Статья 7 названного законодательного акта предусматривает такие организационноправовые формы общественных объединений, как:
• общественная организация;
• общественное движение;
• общественный фонд;
• общественное учреждение;
• орган общественной самодеятельности;
• политическая партия.
Таким образом, допускается, что отдельные общественные экологические движения могут принимать активное участие и в политической жизни страны. В современной истории России такие попытки неоднократно предпринимались. Так, в 1995 г. на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ баллотировалось Избирательное объединение «Экологическая партия России «Кедр». В 1999 г. на выборах в нижнюю палату федерального парламента также планировалось участие Экологической партии России «Кедр» (зеленые)», однако партийный список был снят с регистрации в силу отказа отдельных лиц от участия в предвыборной кампании. Наконец, на выборах в Государственную Думу в 2003 г. свои заявки выдвинули уже два общественных экологических объединения — Российская экологическая партия «Зеленые» и Общероссийское общественное конструктивноэкологическое движение России «Кедр».
Необходимо отметить, что названные случаи «хождения во власть» экологов не увенчались успехом, что во многом предопределяется немногочисленным пока электоратом и в немалой степени отсутствием в хорошем смысле слова агрессивной и целенаправленной политики информирования населения о преследуемых целях и задачах, а также о реальном вкладе названных общественных объединений в дело улучшения экологической обстановки и защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду. Вместе с тем опыт зарубежных стран, например Италии и Германии, показывает, что на определенном этапе выдвигаемые политическими объединениями идеи защиты экологических прав являются серьезным стимулирующим фактором, подвигающим население голосовать за «зеленых».
В 2007 г. решением Центризбиркома в ходе предвыборной кампании было отказано в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Госдумы Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» по причине предоставления большого числа недостоверных и недействительных подписей избирателей.
Исходя из территориального фактора функционирования, общественные экологические объединения могут быть общероссийскими (когда их деятельность охватывает более 50% субъектов Российской Федерации), межрегиональными (менее половины субъектов РФ), региональными (действуют в рамках одного субъекта РФ) и местными (территория муниципального образования). Кроме того, законодательство допускает функционирование на территории страны структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, в том числе экологических, в лице отделений, филиалов или представительств. При этом необходимо отметить, что законодательство не дает какихлибо преимуществ одному общественному объединению перед другим.
Учредителями, членами и участниками общественных экологических объединений могут быть граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет. Помимо этого, закон допускает образование молодежных и детских (наличие членов и участников, достигших соответственно 14 и 8 лет) общественных организаций, которые также могут ставить перед собой экологические цели и задачи.
В ст. 15 Закона об общественных объединениях закреплено, что одним из принципов в деятельности таких субъектов является принцип гласности, который реализуется в том числе путем обеспечения общедоступности информации о программных и уставных документах организаций.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Московский гуманитарный университет
- Экологическое право
- Содержание
- Список используемых сокращений а) Официальные печатные издания
- Б) Федеральные органы исполнительной власти
- Предисловие
- Общая часть
- Глава 1 экологические проблемы и современное экологическое состояние российской федерации
- § 1.1. Экологические проблемы глобального масштаба
- § 1.2. Пути разрешения экологических проблем на международном уровне
- § 1.3. Современное экологическое состояние Российской Федерации
- § 1.4. Пути разрешения экологических проблем в Российской Федерации
- Глава 2 понятие, предмет, принципы и система экологического права
- § 2.1. Понятие экологического права
- § 2.2. Соотношение экологического права с другими отраслями права
- § 2.3. Предмет и методы экологического права
- § 2.4. Принципы экологического права
- § 2.5. Система экологического права
- Глава 3 понятие и содержание экологических правоотношений
- § 3.1. Понятие и виды экологических правоотношений
- § 3.2. Субъекты экологических правоотношений
- § 3.3. Объекты экологических правоотношений
- § 3.4. Экологоправовые нормы
- § 3.5. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
- Глава 4 источники экологического права и система экологического законодательства
- § 4.1. Понятие и виды источников экологического права
- § 4.2. Система экологического законодательства
- § 4.3. Конституция Российской Федерации как главный источник экологического права
- § 4.4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как основной источник экологического права
- § 4.5. Федеральное экологическое законодательство
- § 4.6. Региональное экологическое законодательство
- § 4.7. Правовые акты органов местного самоуправления
- § 4.8. Акты международного права
- § 4.9. Понятие экологизации законодательства
- § 4.10. Иные источники экологического права
- § 4.11. Роль судебных актов
- Глава 5 история правового регулирования экологических отношений
- § 5.1. Периодизация правового регулирования
- Экологических отношений
- § 5.2. Досоветский период (до 1917 г.)
- § 5.3. Советский период (1917–1991 гг.)
- § 5.4. Современный период (1992 г. — настоящее время)
- § 5.5. Перспективы развития экологического законодательства
- Глава 6 право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы
- § 6.1. Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы
- § 6.2. Право собственности на природные объекты и ресурсы
- § 6.3. Право постоянного (бессрочного) пользования
- § 6.4. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
- § 6.5. Аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами
- § 6.6. Право безвозмездного срочного пользования природными объектами
- § 6.7. Сервитут в отношении природных объектов
- Глава 7 понятие и содержание права природопользования
- § 7.1. Понятие права природопользования
- § 7.2. Содержание права природопользования
- § 7.3. Виды природопользования
- § 7.4. Основания возникновения права природопользования
- § 7.5. Основания ограничения или приостановления права природопользования
- § 7.6. Основания прекращения права природопользования
- Глава 8 экологические права и обязанности граждан и общественных экологических объединений
- § 8.1. Понятие правового экологического статуса
- И источники его формирования
- § 8.2. Экологические права граждан
- § 8.3. Способы защиты экологических прав граждан
- § 8.4. Экологические обязанности граждан
- § 8.5. Законодательные основы и историческая значимость участия общественности в решении экологических вопросов
- § 8.6. Права общественных экологических объединений
- § 8.7. Обязанности общественных экологических объединений
- Глава 9 компетенция российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды
- § 9.1. Понятие компетенции в сфере охраны окружающей среды и необходимость разграничения ее между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- § 9.2. Компетенция Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
- § 9.3. Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
- § 9.4. Компетенция муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды
- Глава 10 органы государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 10.1. Понятие и система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 10.2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и сфера его деятельности
- § 10.3. Федеральное агентство по недропользованию и сфера его деятельности
- § 10.4. Федеральное агентство водных ресурсов и сфера его деятельности
- § 10.5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и сфера ее деятельности
- § 10.6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и сфера ее деятельности
- § 10.7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и сфера ее деятельности
- § 10.8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и сфера его деятельности
- § 10.9. Федеральное агентство лесного хозяйства и сфера его деятельности
- § 10.10. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и сфера ее деятельности
- § 10.11. Федеральное агентство по рыболовству и сфера его деятельности
- § 10.12. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и сфера ее деятельности
- § 10.13. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и сфера ее деятельности
- § 10.14. Органы государственного управления субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- Глава 11 функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.1. Понятие функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования и основные виды таких функций
- § 11.2. Нормирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.3. Лицензирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.4. Стандартизация в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.5. Сертификация в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.6. Государственный учет в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.7. Отчетность в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.8. Мониторинг окружающей среды и природных объектов
- § 11.9. Обеспечение права граждан на экологическую информацию
- § 11.10. Оценка воздействия на окружающую среду
- § 11.11. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 12 организационноправовые формы экологического контроля
- § 12.1. Понятие, виды, цели и задачи экологического контроля
- § 12.2. Государственный экологический контроль
- § 12.3. Ведомственный экологический контроль
- § 12.4. Общественный экологический контроль
- § 12.5. Производственный экологический контроль
- Глава 13 экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования
- § 13.1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
- § 13.2. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов
- § 13.3. Финансирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
- § 13.4. Лимиты в сфере природопользования и охраны окружающей среды
- § 13.5. Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду
- § 13.6. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
- § 13.7. Предпринимательская деятельность в сфере охраны окружающей среды
- § 13.8. Возмещение вреда в экологической сфере
- Глава 14 идеологический механизм охраны окружающей среды и природопользования
- § 14.1. Понятие, содержание, принципы и задачи идеологического механизма охраны окружающей среды и природопользования
- § 14.2. Экологическое воспитание
- § 14.3. Экологическое образование
- § 14.4. Экологическое просвещение
- § 14.5. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов
- Глава 15 ответственность за совершение экологических правонарушений
- § 15.1. Понятие и виды экологических правонарушений
- § 15.2. Дисциплинарная ответственность
- § 15.3. Материальная ответственность
- § 15.4. Административная ответственность
- § 15.5. Уголовная ответственность
- § 15.6. Специальная ответственность
- Глава 16 природоохранная деятельность правоохранительных органов
- § 16.1. Природоохранная деятельность органов прокуратуры
- § 16.2. Природоохранная деятельность органов внутренних дел
- § 16.3. Природоохранная деятельность федеральных органов безопасности
- § 16.4. Природоохранная деятельность таможенных органов
- § 16.5. Природоохранная деятельность органов мчс России
- Глава 17 причины и условия совершения экологических правонарушений. Основные пути их предупреждения
- § 17.1. Причины, способствующие совершению экологических правонарушений
- § 17.2. Условия, способствующие совершению экологических правонарушений
- § 17.3. Меры, направленные на предупреждение экологических правонарушений
- Особенная часть
- Глава 18 правовой режим охраны и использования земель
- § 18.1. Основные понятия и принципы охраны и использования земель
- § 18.2. Правовое регулирование охраны и использования земель
- § 18.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования земель
- § 18.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования земель
- § 18.5. Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
- § 18.6. Понятие и содержание охраны земель
- § 18.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании земель
- Глава 19 правовой режим охраны и использования недр
- § 19.1. Основные понятия
- § 19.2. Правовое регулирование охраны и использования недр
- § 19.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования недр
- § 19.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования недр
- § 19.5. Виды и сроки пользования недрами, основания получения права пользования недрами
- § 19.6. Права и обязанности недропользователей
- § 19.7. Требования к рациональному использованию и охране недр
- § 19.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании недр
- Глава 20 правовой режим охраны и использования водных объектов
- § 20.1. Основные понятия
- § 20.2. Правовое регулирование охраны и использования водных объектов
- § 20.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования водных объектов
- § 20.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования водных объектов
- § 20.5. Цели, способы и виды использования водных объектов
- § 20.6. Права и обязанности водопользователей
- § 20.7. Требования к охране водных объектов
- § 20.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов
- Глава 21 правовой режим охраны и использования лесов
- § 21.1. Основные понятия
- § 21.2. Правовое регулирование охраны и использования лесов
- § 21.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования лесов
- § 21.5. Виды лесопользования. Основания возникновения и прекращения права лесопользования
- § 21.6. Требования к охране и защите лесов
- Глава 3 Лесного кодекса рф определяет требования к охране и защите лесов.
- § 21.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании лесов
- Глава 22 правовой режим охраны и использования животного мира
- § 22.1. Основные понятия
- § 22.2. Правовое регулирование охраны и использования животного мира
- § 22.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования животного мира
- § 22.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования животного мира
- § 22.5. Виды пользования животным миром
- § 22.6. Права и обязанности пользователей объектами животного мира
- § 22.7. Требования к охране объектов животного мира и среды их обитания
- Глава III Федерального закона «о животном мире» раскрывает содержание требований к охране объектов животного мира и среды их обитания, среди которых необходимо назвать:
- § 22.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании объектов животного мира
- Глава 23 правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- § 23.1. Основные понятия
- § 23.2. Правовое регулирование режима особо охраняемых природных территорий
- § 23.3. Содержание государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий
- 23.4. Требования к режиму некоторых особо охраняемых природных территорий
- § 23.5. Ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях
- Глава 24 правовой режим охраны и использования природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
- § 24.1. Основные понятия, применяемые в настоящей главе
- § 24.2. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов территориального моря Российской Федерации
- § 24.3. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации
- § 24.4. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации
- § 24.5. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
- Глава 25 правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы
- § 25.1. Основные положения
- § 25.2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха
- § 25.3. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха
- § 25.4. Содержание государственного управления в сфере охраны атмосферного воздуха
- § 25.5. Требования к охране атмосферного воздуха
- Глава III Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает требования к охране атмосферного воздуха, среди которых следует выделить:
- § 25.6. Требования по охране озонового слоя атмосферы
- § 25.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха
- Глава 26 правовые меры охраны окружающей среды городов и других населенных пунктов
- § 26.1. Вводные положения
- § 26.2. Требования по учету экологических факторов при осуществлении градостроительной деятельности
- § 26.3. Требования к охране атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах
- § 26.4. Требования к охране водных объектов в городах и других населенных пунктах
- § 26.5. Требования к охране зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах
- § 26.6. Требования к обращению с отходами в городах и других населенных пунктах
- Глава 27 правовые меры охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- § 27.1. Общие требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- § 27.3. Требования по охране окружающей среды в энергетике
- § 27.4. Требования по охране окружающей среды на транспорте
- § 27.5. Требования по охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 27.6. Требования по охране окружающей среды в оборонной сфере
- § 27.7. Ответственность за нарушения требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- Глава 28 правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- § 28.1. Основные понятия
- § 28.2. Правовое регулирование ядерной и радиационной безопасности
- § 28.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере использования атомной энергии
- § 28.4. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения радиационной безопасности
- § 28.5. Государственное управление в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- § 28.6. Требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности
- § 28.7. Ответственность за нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности
- Глава 29 правовой режим обращения с отходами производства и потребления
- § 29.1. Основные понятия и принципы
- § 29.2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
- § 29.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере обращения с отходами
- § 29.4. Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления
- § 29.5. Требования к обращению с отходами производства и потребления
- § 29.6. Ответственность за нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления
- Глава 30 правовой режим зон чрезвычайной ситуации и экологического бедствия
- § 30.1. Основные понятия, используемые в настоящей главе
- § 30.2. Правовой режим зон экологического бедствия
- § 30.3. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации
- § 30.4. Ответственность за нарушения экологического законодательства, допущенные в зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайной ситуации
- Глава 31
- § 31.1. Понятие и принципы международноправовой
- § 31.2. Направления международноправового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды
- § 31.3. Международные организации в сфере охраны окружающей среды
- Глава 32 правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах
- § 32.1. Правовая охрана окружающей среды в странах снг
- § 32.2. Правовая охрана окружающей среды в странах Восточной и Центральной Европы
- § 32.3. Правовая охрана окружающей среды в экономически развитых странах
- Кодексы
- Законодательные акты
- Акты Президента Российской Федерации
- Акты Правительства Российской Федерации
- Акты федеральных органов исполнительной власти
- Судебная практика
- II. Литературные источники
- Приложение II список наиболее значимых международноправовых актов в сфере экологии По вопросам общего характера
- По вопросам охраны морской среды и водных объектов
- По вопросам охраны животного мира
- По вопросам охраны и использования водных биоресурсов
- По вопросам охраны атмосферного воздуха и озонового слоя
- По вопросам экологической безопасности
- По вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- Приложение III система федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- Приложение IV
- Всемирная хартия природы Принята 28.10.1982 Резолюцией 37/7 на 48м пленарном заседании 37й сессии Генеральной Ассамблеи оон 121
- I. Общие принципы
- II. Функции
- III. Осуществление
- 111395, Москва, ул. Юности, 5/1