logo

§ 12.2. Государственный экологический контроль

Согласно ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне реализация этой функции возложена на органы Росприроднадзора. В свою очередь, определение органов, осуществляющих региональный государственный экологический контроль, относится к ведению субъектов Российской Федерации.

В развитие законодательных положений постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 385 утвержден Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю [152], в который, в частности, включены:

объекты, расположенные на континентальном шельфе Рос­ сийской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации;

природные объекты Байкальской природной территории;

объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Статья 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» называет полномочия государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, являющиеся одинаковыми для должностных лиц как федерального, так и региональных органов, в том числе их право на:

посещение в целях проверки любых объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности;

проверку соблюдения требований экологического законодательства, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды;

предъявление требований и выдачу предписаний юридическим и физическим лицам об устранении нарушений экологического законодательства;

привлечение к административной ответственности нарушителей экологического законодательства.

Контрольные полномочия государственных инспекторов в сфере природопользования и охраны окружающей среды конкретизируются в ряде законов, в том числе в ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 96 Лесного кодекса РФ, ст. 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 27 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 25 Федерального закона «Об обращении с отходами производства и потребления».

Непосредственно порядок осуществления государственного контроля в сфере охраны и использования конкретных природных ресурсов определяется Правительством РФ, которым среди прочих утверждены:

Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (постановление Правительства РФ от 12.05.2005 № 293) [126];

Положение об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (постановление Правительства РФ от 25.12.2006 № 801) [135];

Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (постановление Правительства РФ от 22.06.2007 № 394) [143].

В отдельных случаях решения Правительства РФ об осуществлении контрольных полномочий в экологической сфере детализируются ведомственными нормативными правовыми актами. Так, приказом Минприроды России от 26.08.2008 № 192 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов55.

Органы государственной власти субъектов Российской Феде­ рации в рамках предоставленных им полномочий также принимают нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления государственного экологического контроля региональными органами исполнительной власти.

До 1 января 2006 г. в Российской Федерации существовал муниципальный экологический контроль. Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации, например в Вологодской и Калужской областях, на основании региональных законов муниципальным районам и городским округам переданы полномочия по осуществлению функции регионального государственного экологического контроля.

Кроме того, возможность проведения муниципального контроля в отношении припродопользователей в части соблюдения ими требований законодательства по охране и использованию конкретных природных ресурсов допускается, например, ст. 72 Земельного кодекса РФ и ст. 5 Закона РФ «О недрах».