logo

§ 11.8. Мониторинг окружающей среды и природных объектов

Статья 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет, что государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Изданным в развитие указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 утверждено Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) [112], согласно п. 1 которого экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Следует отметить, что во исполнение ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 67 Земельного кодекса РФ, ст. 56 Лесного кодекса РФ, ст. 30 Водного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона «О животном мире» и норм ряда других законодательных актов постановлениями Правительства РФ утверждены процедуры осуществления мониторинга отдельных природных ресурсов. Среди таких документов можно назвать постановления Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» [137] и от 24.12.2008 № 994 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных» [150].

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:

• разработке прогнозов социально­экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятия соответствующих решений;

• разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

• осуществлении контроля в области охраны окружающей среды и проведении экологической экспертизы;

• прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

• подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

• организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

• оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;

• информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;

• формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

• обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.

Осуществление государственного экологического мониторинга в рамках установленной компетенции возложено на:

• Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

• Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;

• Федеральное агентство по рыболовству и другие федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Близким по своему назначению к государственному экологическому мониторингу является социально­гигиенический мониторинг, Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 № 6053. Задачами социально­гигие­ нического мониторинга являются:

• формирование федерального информационного фонда;

• выявление причинно­следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

• обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарно­эпидемиологического благополучия населения, выработки предложений для принятия решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Проведение социально­гигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно­эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.