logo

§ 24.1. Основные понятия, применяемые в настоящей главе

Согласно ст. 71 Конституции РФ определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Данное обстоятельство предопределяет, что правовое регулирование общественных отношений в рассматриваемой сфере осуществляется только федеральным законодательством. Вызвано это тем, что при использовании для тех или иных целей территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, так или иначе, затрагиваются интересы Российской Федерации как представителя мирового сообщества, причем речь идет о таких интересах, как обеспечение безопасности и неприкосновенности государственной границы, а также поддержание экономических интересов страны, поскольку названные территории имеют важное международно­правовое значение и характер использования их на строго определенных условиях хозяйствующими субъектами, в том числе зарубежными, подчиняется выработанным в мировой практике принципам.

Прежде всего необходимо определиться с основными понятиями, характеризующими статус названных территорий.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [42] под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. При этом внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительной экономической зоной признается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Наконец, континентальный шельф согласно ст. 1 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.