logo

§ 13.4. Лимиты в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Установление лимитов как составной части экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования имеет своей целью недопущение чрезмерного негативного воздействия на окружающую среду антропогенной деятельности, а также предотвращение истощения природных ресурсов. В этой связи все лимиты можно подразделить на лимиты на использование природных ресурсов и лимиты на негативное воздействие на окружающую среду.

Лимиты на использование природных ресурсов. Общее понятие данной группы лимитов было закреплено в свое время в ст. 19 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», и под ними понимались установленные предприятиям­природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов. В самом деле, даже если речь идет о так называемых возобновляемых природных ресурсах (воде, лесах, объектах животного мира), бесконтрольное их использование неотвратимо приведет к истощению, выражающемуся, например, в нарушении водного баланса на конкретной территории или в регионе, исчезновению лесов, являющихся легкими планеты, истреблению поголовья диких животных. Что в таком случае говорить о нефти, газе и угле, которые относятся к невозобновимым природным ресурсам и запасы которых неуклонно уменьшаются. Углеводородное сырье пока еще является одним из основных источников энергии, разумной альтернативы которым человечество пока не придумало. Кроме того, установление лимитов позволяет осуществить доступ к использованию природных ресурсов большему числу потребителей и учесть при этом интересы большинства. Сказанное лишь подчеркивает необходимость ограничения объемов потребления соответствующих природных ресурсов и объектов.

Вопросы правового регулирования разработки и установления лимитов использования конкретных природных ресурсов и объектов закреплены в соответствующих отраслевых законодательных актах природроресурсного законодательства. Например, ст. 33 Земельного кодекса РФ определяет, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения отдельных видов сельскохозяйственной деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а для ведения индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В свою очередь, ст. 35 Закона РФ «О недрах» к задачам государственного регулирования в сфере использования и охраны недр относит определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам. Кроме того, ст. 12 этого закона предусматривает, что в лицензии на право пользования недрами должен быть определен согласованный уровень добычи минерального сырья.

В ст. 33 Водного кодекса РФ определено, что схемами комплексного использования и охраны водных объектов помимо прочих обязательных элементов должны устанавливаться лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества. А Лесной кодекс РФ в ст. 29 устанавливает запрет на заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

Федеральный закон «О животном мире» устанавливает, что пользование животным миром осуществляется с соблюдением в том числе лимитов, устанавливаемых федеральным и региональным законодательством (ст. 35). В числе требований к содержанию долгосрочной лицензии на пользование животным миром относится и перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование.

Механизм реализации перечисленных норм законодательных актов достаточно подробно изложен в изданных в их развитие нормативных правовых актах Правительства РФ, а также специально уполномоченных государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 583 утверждено Положение об определении и утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений [128]. В свою очередь, приказом Минсельхоза России от 28.07.2005 № 135 утверждены лимиты добычи объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты [171].

Лимиты на негативное воздействие на окружающую среду (выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду). В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под названными лимитами понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. Смысл установления таких лимитов заключается в том, чтобы по возможности снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду в целях предотвращения ухудшения ее состояния.

Проблема недопущения деградации окружающей среды достаточно актуальна для Российской Федерации. Изношенные производственные фонды, в том числе очистные сооружения, недостаток капиталовложений в ресурсосберегающие технологии и на реализацию внутрипроизводственных экологических программ у большинства хозяйствующих субъектов создают реальную угрозу окружающей среде. Помимо этого, общество с учетом развития научно­технического прогресса производит все большие объемы отходов, которые в большинстве своем применительно к Российской Федерации пока еще не используются вторично, а значит, необходимо их где­то размещать, причем нередко полигоны захоронения промышленных и бытовых отходов организуются на землях сельскохозяйственного назначения, что естественно выводит их из оборота. Очевидно, что при нерациональной организации таких полигонов окажутся непригодными для использования большие площади земли. В целях недопущения такой ситуации уже на стадии проектирования полигонов определяется общий объем, который может принять такой объект, и лимиты размещения отходов по периодам его функционирования.

В контексте сказанного одним из действенных рычагов экономического механизма сохранения благоприятной окружающей среды и выступают лимиты на негативное природопользование, когда хозяйствующим субъектам специально уполномоченными на то государственными органами устанавливаются на определенный срок объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, превышение которых влечет за собой повышенный размер платежей.

В настоящее время на федеральном уровне данные вопросы регулируются Правительством РФ, которым, в частности, изданы постановления от 03.08.1992 № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» [71] и от 16.06.2000 № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» [101].