logo

§ 8.4. Экологические обязанности граждан

Экологические обязанности граждан в общем виде закреплены в ст. 58 Конституции РФ, которая обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», практически дословно дублируя конституционную норму, вменяет в обязанность гражданам соблюдение иных требований законодательства.

В перечисленных нормах правомерно классифицировать экологические обязанности как общие, поскольку приведенные формулировки не раскрывают способы осуществления обязанностей, что по сути своей исключает возможность привлечения физического лица к ответственности за их неисполнение.

В самом деле, сохранять природу можно путем активного волеизъявления, например, делая добровольные взносы на реализацию природоохранных мероприятий. Но такие действия, как указывалось выше, относятся к правам граждан. В то же время непринятие гражданином никаких мер для сохранения окружающей среды в своей повседневной жизни тоже нельзя вменять ему в вину в случае фактического отсутствия вреда окружающей среде от его бездействия.

А ведь смысл установления любых обязанностей заключается в том, что неисполнение их субъектами, на которых возложены такие обязанности, должно влечь за собой негативные последствия для нарушителей.

Таким образом, правомерно говорить о специальных экологических обязанностях, которые закрепляются в законодательных актах, конкретизируя общие экологические обязанности. То есть в отличие от перечисленных выше самостоятельных групп экологических прав граждан и иных лиц в данном случае отмечается обусловленность (зависимость) специальных экологических обязанностей от общих.

Содержательная сторона экологических обязанностей может выражаться как в форме закрепленных в законодательных и подзаконных актах требований воздержаться от совершения чего­либо, так и в форме требований совершить какие­либо действия.

В первом случае в качестве примера можно привести ситуацию, когда физическое лицо — предприниматель, у которого решением уполномоченного органа приостановлено действие лицензии на природопользование, должно соблюдать требования выданного ему предписания и воздерживаться от запрещенных при этом действий.

В свою очередь, исполнение обязанностей в форме совершения действия осуществляется, например, при направлении гражданином­предпринимателем платежа за пользование природными ресурсами. Неисполнение таких обязанностей будет влечь за собой конкретные негативные последствия, предусмотренные нормами соответствующих законов.

Установленные в нормативных правовых актах требования могут носить как прямой, так и опосредованный характер.

Например, ст. 53 Лесного кодекса РФ обязывает арендаторов лесных участков осуществлять меры пожарной безопасности, в том числе создавать системы и средства предупреждения и тушения лесных пожаров, а непосредственно механизм реализации этой нормы закреплен в утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 Правилах пожарной безопасности в лесах [145].

В то же время ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет государственным экологическим инспекторам право предъявлять требования и выдавать предписания физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля. Этому праву корреспондирует обязанность физического лица выполнить требования, содержащиеся в предписании.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что круг экологических обязанностей граждан и иных физических лиц достаточно широк и может устанавливаться органами публичной власти в рамках предоставленной им компетенции путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законов, постановлений и т. д.). В этом смысле главная задача участников нормотворческого процесса при установлении правообязывающих, ограничительных и запрещающих норм заключается:

во­первых, в учете общественной потребности в установлении экологических обязанностей;

во­вторых, в необходимости четкого формулирования существа экологических обязанностей в целях единообразного понимания их в правоприменительной практике;

в­третьих, в установлении законных и адекватных средств принуждения в целях своевременного реагирования на любые факты уклонения от исполнения экологических обязанностей.

В конечном счете целью установления экологических обязанностей является обеспечение охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности.

Давая определение экологическим обязанностям граждан, следует отметить, что это закрепленные в нормативных правовых актах в форме запретов, правообязывания и ограничений и адресуемые гражданам требования, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых может повлечь за собой негативные для нарушителей последствия в установленном законом порядке.