logo

§ 8.6. Права общественных экологических объединений

Статья 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», основываясь на требованиях Закона об общественных объединениях, устанавливает, что общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

• за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Рос­сийской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться:

в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан41;

в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

организовывать и проводить:

в установленном порядке слушания, по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти Российской Фе­ дерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законом права.

Среди других правомочий общественных объединений ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выделяет их право на осуществление общественного экологического контроля в соответствии с их уставами. Целями осуществления общественного экологического контроля является реализация права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. При этом законодатель устанавливает, что результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Статья 29 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает право общественных объединений на:

информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на него;

участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;

участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества;

предъявление исков о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха. Кроме того, представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законодательством. К сожалению, к настоящему времени законодательством пока не установлен порядок осуществления названного права, что относит его к разряду декларативных.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» общественные объединения наделены правом:

выдвигать предложения о проведении в соответствии с требованиями законодательства общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать от названных органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения.

В свою очередь, в обязанность экспертной комиссии государственной экологической экспертизы вменяется учет мнения общественности в отношении объекта такой экспертизы. Правда, следует оговориться, что законодательство не содержит нормы о том, что именно общественное мнение должно ставиться в основу окончательных выводов экспертной комиссии. Иначе говоря, учет общественного мнения может являться решающим фактором только при наличии подтверждения запрета реализации объекта экспертизы другими изученными в ходе ее проведения обстоятельствами. Вместе с тем свое несогласие с выводами комиссии, идущими вразрез с общественным мнением, можно, а нередко и нужно обжаловать в судебном порядке.

В соответствии со ст. 20 названного закона общественную экологическую экспертизу могут проводить только те общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом законодатель оговаривает, что общественной экологической экспертизе могут подвергаться объекты, подлежащие в силу закона государственной экологической экспертизе (далее — ГЭЭ), кроме тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Кроме того, такая экологическая экспертиза не может быть проведена после государственной экологической экспертизы.

Общественные объединения, проводящие общественную экологическую экспертизу, вправе:

получать от заказчика документацию, подлежащую экспертизе в объемах, установленных для проведения ГЭЭ;

участвовать в качестве наблюдателей через представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ, а также участвовать в проведении такими комиссиями обсуждений заключений общественной экологической экспертизы.

Таким образом, список правомочий общественных экологических объединений, установленный ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», не является исчерпывающим и дополняется нормами, содержащимися в иных правовых актах.

Статья 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

В качестве примера одной из плодотворных форм диалога влас­ ти и общественности можно привести функционирование Общес­ твенного экологического совета (до 2002 г. — Консультативный экспертный совет) при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно утвержденному приказом МПР России от 28.01.2005 № 25 Положению Общественный экологический совет является коллегиальным постоянно действующим органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах. В состав Совета, решения которого носят рекомендательный характер, входят наиболее авторитетные специалисты в области природопользования и охраны окружающей среды, представители общественных экологических организаций и объединений. Среди задач, достижению которых служит работа Совета, можно выделить такие, как:

привлечение институтов гражданского общества к разработке и осуществлению экологической политики государства;

содействие формированию общественного сознания в части обеспечения охраны окружающей среды;

повышение информированности общественности по основным направлениям нормативно­правовой деятельности МПР Рос­ сии в сфере охраны окружающей среды;

совершенствование взаимодействия МПР России с общественными организациями и гражданами. Достижение названных и иных задач обеспечивается в ходе реализации Советом таких функций, как:

учет и формирование общественного мнения при проведении мероприятий по охране окружающей среды;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства и приоритетным направлениям в сфере охраны окружающей среды;

разъяснение общественным объединениям и гражданам целей и методов проведения государственной экологической политики;

изучение и обобщение опыта зарубежных стран в решении экологических проблем;

организация информационной и методической поддержки правовых инициатив общественных организаций и объединений и ряд других функций.