logo

§ 18.2. Правовое регулирование охраны и использования земель

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Данная норма предопределяет двухуровневую систему законодательства о земле, которое подразделяется на федеральное и региональное.

Следует отметить, что на федеральном уровне в связи с вступлением в силу в конце 2001 г. нового Земельного кодекса РФ практически завершился процесс законодательного урегулирования общественных земельных отношений. Земельный кодекс РФ в целом отражает современные тенденции научного подхода к вопросам использования и охраны земель. В нем, в частности, закреплены основные принципы земельного законодательства, определены участники и объекты земельных отношений, уточнены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области использования и охраны земель, раскрыто содержание государственного управления и форм контроля в рассматриваемой сфере, приведены цели и содержание охраны земель, установлены критерии разграничения государственной собственности на землю, изложены права и обязанности собственников и обладателей иных титулов (прав) на землю, а также порядок приобретения таких прав и прекращения их, сформулированы основные требования к использованию земель конкретных категорий исходя из их целевого назначения, отражены способы защиты прав на землю.

Практически одновременно с введением в действие Земельного кодекса РФ вступила в силу глава 17 части первой Гражданского кодекса РФ, которая имеет немаловажное значение прежде всего с точки зрения обеспечения гарантий защиты прав собственников при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, а также в случаях принудительного изъятия, поскольку права иных титулообладателей на землю защищаются нормами земельного законодательства.

Необходимо выделить ряд федеральных законодательных актов, регулирующих отдельные стороны земельных отношений. Федеральный закон «О землеустройстве» [49] устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Непосредственное отношение к улучшению качества земель сельскохозяйственного назначения имеют федеральные законы «О мелиорации» [34] и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначе­ ния» [40]. Наконец, полноценному рыночному обращению земель сельскохозяйственного значения положило начало вступление в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [54].

Свою конкретизацию нормы федеральных законов, регулирующих общественные отношения в сфере использования и охраны земель, находят в постановлениях Правительства РФ, которое за последние несколько лет фактически обновило свою нормативную базу, приведя ее в соответствие с вновь принятыми законами. Среди таких документов следует назвать Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота и Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденные соответственно постановлениями Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 [109] и от 28.11.2002 № 846 [110].

Хотя Земельный кодекс РФ не относит правовые акты федеральных органов исполнительной власти к числу элементов земельного законодательства, регулирование отдельных вопросов использования и охраны земель без них было бы затруднено. Например, приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель»82.

Региональное земельное законодательство согласно ст. 3 Земель­ ного кодекса РФ составляют законы субъектов Российской Фе­ дерации, которые не должны противоречить федеральным законам. Соответствующее нормотворчество получило свое широкое развитие в большинстве регионов страны. В качестве примера можно назвать Закон Курганской области от 08.10.2004 № 445 «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Курганской области»83 и Закон Чувашской Республики от 08.02.2005 № 2 «О воспроизводстве плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике»84. Отдельные вопросы регулируются и подзаконными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 № 589­ПП утверждена Методика оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения, захламления, нарушения (в том числе запечатывания) и иного ухудшения качества городских почв85.

Земельный кодекс РФ устанавливает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.