logo

§ 17.3. Меры, направленные на предупреждение экологических правонарушений

Давно подмечено, что правонарушаемость как явление, отражающее динамику совершения тех или иных противоправных деяний в обществе, является неотъемлемой спутницей любого государства, и в целом это явление неискоренимо даже в странах, где уровень правосознания гражданского общества несколько выше, чем в Российской Федерации. Вместе с тем задачу снижения до разумного минимума негативных поведенческих проявлений, в том числе в экологической сфере, следует признать одной из актуальнейших как для государства, так и для все больше заявляющего о себе у нас в стране гражданского общества

С точки зрения мер, реализацию которых должно взять на себя государство, необходимо выделить следующие:

• совершенствование экологического законодательства с тем, чтобы исключить возможное неоднозначное толкование его правоприменителями;

• исключение в экологическом законодательстве любой возможности воспроизводства новоявленных олигархов путем установления дифференцированных в зависимости от условий и характера хозяйствования ставок налоговых платежей и сборов за использование природных ресурсов;

• четкое разграничение предметов ведения в экологической сфере между разными уровнями публичной власти во избежание, во­первых, дублирования полномочий, а во­вторых, пробелов в управлении охраной окружающей среды и природопользованием;

• определение наиболее оптимальной системы федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды и природопользования, и обеспечение надлежащего финансирования осуществления ими управленческих функций в экологической сфере, прежде всего направленных на выявление и пресечение экологических правонарушений;

• расширение системы природоохранных прокуратур в рамках единой системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации;

• предоставление субъектам Российской Федерации права за счет собственных бюджетов создавать и финансировать органы дознания, в том числе по делам об экологических преступлениях;

• реальная, а не виртуальная борьба с коррупционерами от экологии независимо от занимаемой должности и принадлежности к той или иной «семье»;

• воплощение в законодательстве об административных правонарушениях принципа усиления ответственности за совершение одними и теми же лицами повторных и последующих правонарушений;

• правовая ревизия формулировок диспозиций статей главы 26 Уголовного кодекса РФ с целью, во­первых, исключения «неиспользуемых» в правоохранительной практике составов как заведомо мертворожденных, во­вторых, усиления механизма уголовного преследования, в том числе путем расширения рамок уголовных наказаний и введения презумпции опасности совершения преступных деяний для экологических интересов (возможность причинения вреда здоровью человека, возможность нанесения вреда окружающей среде и т. п.).

В свою очередь, в сферу интересов гражданского общества должны быть включены вопросы:

• воспитания населения путем создания обстановки нетерпимости к всякого рода негативным и тем более противоправным проявлениям отдельных личностей;

• формирования правильного мировоззрения, основанного не на поклонении сиюминутным идолам, а на приверженности общечеловеческим ценностям;

• своевременного уведомления уполномоченных на то органов о фактах противоправного поведения со стороны физических, должностных и юридических лиц;

• безусловного выражения недоверия власти, которая оказывается не в состоянии обеспечить соблюдение экологических прав человека и гражданина, с использованием допускаемых федеральным законодательством форм демократии.

Приведенный перечень мер не является исчерпывающим и может быть расширен.

Вопросы для самоподготовки

1. Назовите причины, способствующие совершению экологических правонарушений.

2. Что Вы понимаете под условиями, способствующими совершению экологических правонарушений?

3. Какие меры должны приниматься по предупреждению экологических правонарушений?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4