logo

§ 11.2. Нормирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Статья 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом нормирование заключается в установлении разного рода нормативов.

Законом установлено, что разработка нормативов включает в себя: проведение научно­исследовательских работ по обоснованию нормативов; проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в установленном порядке; установление оснований разработки или пересмотра нормативов; осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов; формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов; оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.

В соответствии со ст. 21 и 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» все нормативы в рассматриваемой сфере делятся на:

нормативы качества окружающей среды, которые устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и иных организмов, и подразделяются на:

нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемые в целях предотвращения воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которые делятся на:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые федеральным и региональным законодательством в целях охраны окружающей среды.

В других федеральных законах также содержатся нормы, имеющие отношение к экологическому нормированию. Например, ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определяет, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

• технические нормативы выбросов для стационарных источников отдельных видов, а также для транспортных и иных передвижных средств и установок всех видов;

• предельно допустимые выбросы для стационарных источников;

• временно согласованные выбросы.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О животном мире» нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в установлении:

• лимитов использования объектов животного мира;

• стандартов, нормативов и правил в рассматриваемой области.

Положения о нормировании содержатся в ст. 35 Водного кодекса РФ и ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Порядок осуществления нормирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды устанавливается Правительст­ вом РФ, которым, в частности, приняты постановления от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на не­ го» [98] и от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» [136].

Разрабатываемые и утверждаемые на уровне субъектов Рос­ сийской Федерации экологические нормативы не должны быть ниже установленных на федеральном уровне. Иначе говоря, они могут быть жестче, чем федеральные.