logo

§ 13.3. Финансирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

Объем планируемых мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также надлежащая их реализация, позволяющая достигнуть планируемого результата, не в последнюю очередь зависят от наличия финансовых средств, которые могут быть целевым назначением использованы в указанных целях.

До 2001 г. целевой характер централизации средств достигался путем аккумулирования их на счетах Федерального экологического фонда Российской Федерации, Федерального фонда воспроизводства минерально­сырьевой базы, Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федерального фонда воспроизводства и охраны водных ресурсов и Фонда охраны озера Байкал. С 1 января 2001 г. названные фонды, не вписывающиеся в структуру бюджетного законодательства, упразднены.

Таким образом, в настоящее время основное бремя финансирования экологических мероприятий общегосударственного значения несет бюджет государства. В соответствии с принимаемыми ежегодно законодательными актами о федеральном бюджете объем расходов на охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, геодезию и картографию постоянно увеличивается в номинальных величинах. Вместе с тем соотношение экологических расходов к расходам общим варьировало в 2000–2004 гг. в диапазоне 0,44–0,49%, а начиная с 2005 г. — 015–0,19%, что, очевидно, не вполне достаточно для не совсем благоприятной в целом по России экологической обстановки.

Безусловно, только средствами федерального бюджета экологические проблемы не решить, поэтому субъекты Российской Федерации исходя из собственных бюджетных возможностей, а они у многих, особенно дотационных, регионов далеко не безграничные, стараются посильно нести бремя ответственности. В отдельных случаях имеет место долевое участие бюджетов нескольких регионов для решения вопросов, затрагивающих интересы более чем одного субъекта Российской Федерации. В качестве примера можно привести уникальный природный комплекс — озеро Байкал.

Органы местного самоуправления в пределах своей территориальной юрисдикции также выделяют средства из муниципальных бюджетов на природоохранные мероприятия местного значения.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федера­ ции [9] решениями органов представительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут соз­ даваться целевые бюджетные экологические фонды, которые имеют то же назначение, что и действовавшие ранее государственные внебюджетные экологические фонды. Они предназначены для финансирования региональных и местных мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

Вместе с тем необходимо отметить, что фактически в настоящее время на уровне субъектов Российской Федерации таких целевых бюджетных фондов не осталось. Если говорить о муниципальных целевых бюджетных экологических фондах, то таковые пока еще существуют в ряде регионов, например в городах Владивостоке и Туле, в некоторых муниципальных образованиях Московской области.

Хозяйствующие субъекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, также вкладывают средства в природоохранные мероприятия, в том числе в техническое перевооружение очистного оборудования. Среди лидеров можно назвать такие индустриальные гиганты, как «Карабашмедь», «Норильский никель» и «Северсталь». В последние годы все больше вложений в экологию стали делать предприятия нефтегазового комплекса.

Статьями 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» допускается создание общественных экологических фондов для целей охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.