logo

§ 14.1. Понятие, содержание, принципы и задачи идеологического механизма охраны окружающей среды и природопользования

Как отмечалось ранее, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации к числу угроз национальной безопасности отнесена в том числе неготовность общества осознать глобальность и важность экологических проблем. Поэтому к приоритетным направлениям деятельности государства в экологической сфере среди прочих отнесены вопросы воспитания экологической культуры населения.

Следует отметить, что на законодательном уровне требования о необходимости формирования экологической культуры и повышения уровня экологического правосознания были сформулированы в ранее действовавшем Законе РСФСР «Об охране окружающей среды», раздел XI которого посвящался этим вопросам. Содержательную сторону этого процесса составляли:

экологическое воспитание;

экологическое образование;

экологическое просвещение;

профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов.

В этом же законе были сформулированы основные принципы идеологического механизма природопользования и охраны окружающей среды, к числу которых относятся:

всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования;

обязательность преподавания экологических знаний.

Ныне действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в главе XIII «Основы формирования экологической культуры» заимствовал все лучшие положения своего предшественника и сохранил в основном целевой подход законодателя к этой проблеме.

В называвшейся ранее Экологической доктрине Российской Федерации в разделе «Пути и средства реализации государственной политики в области экологии» уделено место вопросам экологического образования и просвещения, основными целями которых является повышение:

экологической культуры населения;

образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

В Доктрине сформулированы задачи, решение которых позволит достичь поставленные цели, а именно:

• создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;

• включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

• усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого­просветительской деятельности;

• подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;

• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

• государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое образование и просвещение;

• разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федера­ ции;

• развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;

• повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Россий­ ской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;

• поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4