logo

§ 5.2. Досоветский период (до 1917 г.)

Из истории государства и права известно, что неотъемлемым атрибутом государства является наличие установленных реализующей его функции публичной властью правовых предписаний, призванных регламентировать общественные отношения в той или иной сфере.

Поскольку в период зарождения в IX в. и становления в последующие годы государственности на территории России природные богатства являлись едва ли не основным объектом собственности и средством существования, правовое регулирование не могло обойти стороной и вопросы природопользования и охраны природных ресурсов, которое естественно осуществлялось с позиции понимания этого вопроса на бытовавшем тогда уровне правосознания.

К числу первых писаных нормативных источников российской государственности относится Русская Правда (1016 г.), в которой, в частности, предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти (дупла), наполненной сотами с медом.

Среди охраняемых правовыми запретами в Средние века природных объектов на территории страны следует выделить также леса, которые носили в том числе и оборонное значение.

В свою очередь, Соборное уложение (1649 г.) отождествляло с кражей чужого имущества ловлю рыбы в чужом пруду, а также добычу бобров и выдр, за что предусматривались телесные наказания.

С учетом роста городов в XVII в. начинают устанавливаться правила санитарно­эпидемиологического характера, призванные обеспечить чистоту на территориях населенных пунктов и предписывающие своевременно убирать с улиц и хоронить падший скот и иных животных.

В XVIII в. в рамках существовавшего порядка землепользования начинают приниматься нормы, регламентирующие право на разработку недр, а во второй половине столетия собственники земли получают даже право собственности на расположенные в границах земельных участков недра.

А в XIX в. появляются первые нормы, призванные упорядочить процесс размещения и функционирования промышленных производств. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) предусматривало серьезные негативные последствия для того, кто осуществляет строительство в городской черте либо вверх по течению предприятий, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие. Таким образом, во главу угла ставилась необходимость недопущения ухудшения среды обитания городского населения.

Вместе с тем рассматриваемый период можно охарактеризовать отсутствием комплексного подхода к регулированию общественных отношений в сфере экологии, хотя проведенная М. М. Спе­ ранским в первой половине XIX в. систематизация разрозненных правовых предписаний при формировании Свода законов Россий­ ской империи в определенной мере упорядочила соответствующий нормативный массив.

В 1915–1916 гг. усилиями ученых­правоведов был разработан первый в российской истории проект Закона об охране природы, который не был реализован в силу известных исторических причин.