§ 3.1. Понятие и виды экологических правоотношений
В процессе своей деятельности гражданам и иным лицам приходится вступать в контакт, во взаимодействие по тем или иным вопросам. Иначе говоря, в тех или иных случаях между двумя и более субъектами возникают отношения, которые называют общественными. При этом общественные отношения могут складываться в рамках определенных установившихся для данной группы общественных отношений правил, например обычаев. Так, применительно к какойлибо области предпринимательской деятельности ст. 5 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [6] допускает возможность использования такого регулятора общественных отношений, как обычай делового оборота, независимо от того, зафиксировано ли устанавливаемое им правило в какомлибо документе или нет.
Вместе с тем экологические отношения ввиду их особой важности не могут подчиняться только обычаям или строиться, например, на нормах морали, что характерно было в доклассовый период существования человечества, поскольку современное сообще ство, несмотря на, казалось бы, очевидный мировоззренческий прогресс, тем не менее нуждается в четких предписаниях и запретах, исходящих от уполномоченных на то государственноправовых структур и закрепленных в писаных источниках. В противном случае основные природные блага уже давно бы принадлежали тем, кто имеет большие материальные возможности и властные полномочия, а состояние окружающей среды было бы куда более плачевным, нежели оно имеет место быть.
Таким образом, особое значение в регулировании общественных экологических отношений имеет такой атрибут государственной власти, как закон, определяющий рамки дозволенного и границы запрещенного. При этом под законом в контексте излагаемого материала нами понимаются как собственно законодательные акты, так и вытекающие из них и конкретизирующие их подзаконные нормативные правовые акты. В то же время применительно к общественным отношениям в сфере экологии в отдель ных случаях в качестве правового регулятора может выступать нормативный договор, например акт международного права, соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также в прямо предусмотренных законами случаях не противоречащий экологическому законодательству правовой обычай.
С учетом сказанного под экологическими правоотношениями следует понимать регулируемые нормами экологического права, а также допускаемыми (предусмотренными) ими договорами и не противоречащими им обычаями общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Исходя из данного определения, можно выделить три обязательных элемента экологических правоотношений:
• субъекты (участники) правоотношений, то есть те, кто вступает в соответствующие отношения;
• объекты правоотношений — то, вокруг чего либо ради чего складываются отношения между субъектами правоотношений;
• экологоправовые нормы — устанавливаемые уполномоченными на то органами публичной власти либо допускаемые ими правила поведения, которые определяют рамки дозволенного для субъектов, вступающих в отношения по поводу тех или иных объектов.
При этом очевидно, что правоотношения могут быть как результатом правомерных действий, так и последствием нарушения тем или иным субъектом установленных правовыми нормами запретов. Соответственно если субъект в процессе, например, природопользования осуществляет свою деятельность строго в рамках, предписанных законом, его поведение правомерно, то правоотношения, в которые он вступает с другими субъектами, носят сугубо регулятивный характер, то есть подчиняются установленным правилам.
Напротив, в случае, к примеру, выявления уполномоченным на то органом государственного экологического контроля в деятельности субъектаприродопользователя нарушений законов складываются принципиально другие правоотношения, имеющие для нарушителя отрицательные последствия в виде наказания, необходимости устранить допущенные нарушения, причины и условия, им способствующие, обязанности возместить причиненный вред и т. п. Таким образом, можно говорить о принудительном характере складывающихся для субъектаправонарушителя правоотношений, которые классифицируются как правоохранительные.
Можно рассматривать экологические правоотношения и с позиции степени регламентации деятельности тех или иных субъектов. Так, дозволяемое нормами экологического права то или иное поведение без детального раскрытия его содержания может порождать материальные правоотношения. Например, ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, право оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды, однако четкие рамки и процедура оказания такого содействия законом не установлены. В то же время алгоритм действий членов экспертной комиссии при проведении государственной экологической экспертизы строго регламентирован, что позволяет говорить о наличии в таких случаях процессуальных правоотношений.
Если поведение того или иного субъекта обусловлено строгим указанием закона или иного нормативного правового акта совершить то или иное действие, то можно вести речь о правообязывающих правоотношениях. Так, п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» четко устанавливает, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять в установленном законодательством порядке сведения об организации производственного контроля в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль. В свою очередь, правоустанавливающие правоотношения складываются при реализации теми или иными субъектами предоставленных им прав. Например, граждане согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» могут создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, но не обязаны реализовывать такое право.
Наконец, классификацию правоотношений можно провести по сферам, в которых они складываются. Исходя из предмета регулирования экологического права, в этой связи можно выделить правоотношения природоохранные (развивающиеся в сфере охраны окружающей среды), природоресурсные (при использовании тех или иных природных ресурсов) и правоотношения по обеспечению экологической безопасности.
- Московский гуманитарный университет
- Экологическое право
- Содержание
- Список используемых сокращений а) Официальные печатные издания
- Б) Федеральные органы исполнительной власти
- Предисловие
- Общая часть
- Глава 1 экологические проблемы и современное экологическое состояние российской федерации
- § 1.1. Экологические проблемы глобального масштаба
- § 1.2. Пути разрешения экологических проблем на международном уровне
- § 1.3. Современное экологическое состояние Российской Федерации
- § 1.4. Пути разрешения экологических проблем в Российской Федерации
- Глава 2 понятие, предмет, принципы и система экологического права
- § 2.1. Понятие экологического права
- § 2.2. Соотношение экологического права с другими отраслями права
- § 2.3. Предмет и методы экологического права
- § 2.4. Принципы экологического права
- § 2.5. Система экологического права
- Глава 3 понятие и содержание экологических правоотношений
- § 3.1. Понятие и виды экологических правоотношений
- § 3.2. Субъекты экологических правоотношений
- § 3.3. Объекты экологических правоотношений
- § 3.4. Экологоправовые нормы
- § 3.5. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
- Глава 4 источники экологического права и система экологического законодательства
- § 4.1. Понятие и виды источников экологического права
- § 4.2. Система экологического законодательства
- § 4.3. Конституция Российской Федерации как главный источник экологического права
- § 4.4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как основной источник экологического права
- § 4.5. Федеральное экологическое законодательство
- § 4.6. Региональное экологическое законодательство
- § 4.7. Правовые акты органов местного самоуправления
- § 4.8. Акты международного права
- § 4.9. Понятие экологизации законодательства
- § 4.10. Иные источники экологического права
- § 4.11. Роль судебных актов
- Глава 5 история правового регулирования экологических отношений
- § 5.1. Периодизация правового регулирования
- Экологических отношений
- § 5.2. Досоветский период (до 1917 г.)
- § 5.3. Советский период (1917–1991 гг.)
- § 5.4. Современный период (1992 г. — настоящее время)
- § 5.5. Перспективы развития экологического законодательства
- Глава 6 право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы
- § 6.1. Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы
- § 6.2. Право собственности на природные объекты и ресурсы
- § 6.3. Право постоянного (бессрочного) пользования
- § 6.4. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
- § 6.5. Аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами
- § 6.6. Право безвозмездного срочного пользования природными объектами
- § 6.7. Сервитут в отношении природных объектов
- Глава 7 понятие и содержание права природопользования
- § 7.1. Понятие права природопользования
- § 7.2. Содержание права природопользования
- § 7.3. Виды природопользования
- § 7.4. Основания возникновения права природопользования
- § 7.5. Основания ограничения или приостановления права природопользования
- § 7.6. Основания прекращения права природопользования
- Глава 8 экологические права и обязанности граждан и общественных экологических объединений
- § 8.1. Понятие правового экологического статуса
- И источники его формирования
- § 8.2. Экологические права граждан
- § 8.3. Способы защиты экологических прав граждан
- § 8.4. Экологические обязанности граждан
- § 8.5. Законодательные основы и историческая значимость участия общественности в решении экологических вопросов
- § 8.6. Права общественных экологических объединений
- § 8.7. Обязанности общественных экологических объединений
- Глава 9 компетенция российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды
- § 9.1. Понятие компетенции в сфере охраны окружающей среды и необходимость разграничения ее между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- § 9.2. Компетенция Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
- § 9.3. Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
- § 9.4. Компетенция муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды
- Глава 10 органы государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 10.1. Понятие и система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 10.2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и сфера его деятельности
- § 10.3. Федеральное агентство по недропользованию и сфера его деятельности
- § 10.4. Федеральное агентство водных ресурсов и сфера его деятельности
- § 10.5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и сфера ее деятельности
- § 10.6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и сфера ее деятельности
- § 10.7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и сфера ее деятельности
- § 10.8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и сфера его деятельности
- § 10.9. Федеральное агентство лесного хозяйства и сфера его деятельности
- § 10.10. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и сфера ее деятельности
- § 10.11. Федеральное агентство по рыболовству и сфера его деятельности
- § 10.12. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и сфера ее деятельности
- § 10.13. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и сфера ее деятельности
- § 10.14. Органы государственного управления субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- Глава 11 функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.1. Понятие функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования и основные виды таких функций
- § 11.2. Нормирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.3. Лицензирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.4. Стандартизация в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.5. Сертификация в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.6. Государственный учет в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.7. Отчетность в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- § 11.8. Мониторинг окружающей среды и природных объектов
- § 11.9. Обеспечение права граждан на экологическую информацию
- § 11.10. Оценка воздействия на окружающую среду
- § 11.11. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 12 организационноправовые формы экологического контроля
- § 12.1. Понятие, виды, цели и задачи экологического контроля
- § 12.2. Государственный экологический контроль
- § 12.3. Ведомственный экологический контроль
- § 12.4. Общественный экологический контроль
- § 12.5. Производственный экологический контроль
- Глава 13 экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования
- § 13.1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
- § 13.2. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов
- § 13.3. Финансирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
- § 13.4. Лимиты в сфере природопользования и охраны окружающей среды
- § 13.5. Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду
- § 13.6. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
- § 13.7. Предпринимательская деятельность в сфере охраны окружающей среды
- § 13.8. Возмещение вреда в экологической сфере
- Глава 14 идеологический механизм охраны окружающей среды и природопользования
- § 14.1. Понятие, содержание, принципы и задачи идеологического механизма охраны окружающей среды и природопользования
- § 14.2. Экологическое воспитание
- § 14.3. Экологическое образование
- § 14.4. Экологическое просвещение
- § 14.5. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов
- Глава 15 ответственность за совершение экологических правонарушений
- § 15.1. Понятие и виды экологических правонарушений
- § 15.2. Дисциплинарная ответственность
- § 15.3. Материальная ответственность
- § 15.4. Административная ответственность
- § 15.5. Уголовная ответственность
- § 15.6. Специальная ответственность
- Глава 16 природоохранная деятельность правоохранительных органов
- § 16.1. Природоохранная деятельность органов прокуратуры
- § 16.2. Природоохранная деятельность органов внутренних дел
- § 16.3. Природоохранная деятельность федеральных органов безопасности
- § 16.4. Природоохранная деятельность таможенных органов
- § 16.5. Природоохранная деятельность органов мчс России
- Глава 17 причины и условия совершения экологических правонарушений. Основные пути их предупреждения
- § 17.1. Причины, способствующие совершению экологических правонарушений
- § 17.2. Условия, способствующие совершению экологических правонарушений
- § 17.3. Меры, направленные на предупреждение экологических правонарушений
- Особенная часть
- Глава 18 правовой режим охраны и использования земель
- § 18.1. Основные понятия и принципы охраны и использования земель
- § 18.2. Правовое регулирование охраны и использования земель
- § 18.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования земель
- § 18.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования земель
- § 18.5. Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
- § 18.6. Понятие и содержание охраны земель
- § 18.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании земель
- Глава 19 правовой режим охраны и использования недр
- § 19.1. Основные понятия
- § 19.2. Правовое регулирование охраны и использования недр
- § 19.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования недр
- § 19.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования недр
- § 19.5. Виды и сроки пользования недрами, основания получения права пользования недрами
- § 19.6. Права и обязанности недропользователей
- § 19.7. Требования к рациональному использованию и охране недр
- § 19.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании недр
- Глава 20 правовой режим охраны и использования водных объектов
- § 20.1. Основные понятия
- § 20.2. Правовое регулирование охраны и использования водных объектов
- § 20.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования водных объектов
- § 20.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования водных объектов
- § 20.5. Цели, способы и виды использования водных объектов
- § 20.6. Права и обязанности водопользователей
- § 20.7. Требования к охране водных объектов
- § 20.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов
- Глава 21 правовой режим охраны и использования лесов
- § 21.1. Основные понятия
- § 21.2. Правовое регулирование охраны и использования лесов
- § 21.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования лесов
- § 21.5. Виды лесопользования. Основания возникновения и прекращения права лесопользования
- § 21.6. Требования к охране и защите лесов
- Глава 3 Лесного кодекса рф определяет требования к охране и защите лесов.
- § 21.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании лесов
- Глава 22 правовой режим охраны и использования животного мира
- § 22.1. Основные понятия
- § 22.2. Правовое регулирование охраны и использования животного мира
- § 22.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования животного мира
- § 22.4. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования животного мира
- § 22.5. Виды пользования животным миром
- § 22.6. Права и обязанности пользователей объектами животного мира
- § 22.7. Требования к охране объектов животного мира и среды их обитания
- Глава III Федерального закона «о животном мире» раскрывает содержание требований к охране объектов животного мира и среды их обитания, среди которых необходимо назвать:
- § 22.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании объектов животного мира
- Глава 23 правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- § 23.1. Основные понятия
- § 23.2. Правовое регулирование режима особо охраняемых природных территорий
- § 23.3. Содержание государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий
- 23.4. Требования к режиму некоторых особо охраняемых природных территорий
- § 23.5. Ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях
- Глава 24 правовой режим охраны и использования природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
- § 24.1. Основные понятия, применяемые в настоящей главе
- § 24.2. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов территориального моря Российской Федерации
- § 24.3. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации
- § 24.4. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации
- § 24.5. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
- Глава 25 правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы
- § 25.1. Основные положения
- § 25.2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха
- § 25.3. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха
- § 25.4. Содержание государственного управления в сфере охраны атмосферного воздуха
- § 25.5. Требования к охране атмосферного воздуха
- Глава III Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает требования к охране атмосферного воздуха, среди которых следует выделить:
- § 25.6. Требования по охране озонового слоя атмосферы
- § 25.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха
- Глава 26 правовые меры охраны окружающей среды городов и других населенных пунктов
- § 26.1. Вводные положения
- § 26.2. Требования по учету экологических факторов при осуществлении градостроительной деятельности
- § 26.3. Требования к охране атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах
- § 26.4. Требования к охране водных объектов в городах и других населенных пунктах
- § 26.5. Требования к охране зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах
- § 26.6. Требования к обращению с отходами в городах и других населенных пунктах
- Глава 27 правовые меры охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- § 27.1. Общие требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- § 27.3. Требования по охране окружающей среды в энергетике
- § 27.4. Требования по охране окружающей среды на транспорте
- § 27.5. Требования по охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 27.6. Требования по охране окружающей среды в оборонной сфере
- § 27.7. Ответственность за нарушения требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- Глава 28 правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- § 28.1. Основные понятия
- § 28.2. Правовое регулирование ядерной и радиационной безопасности
- § 28.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере использования атомной энергии
- § 28.4. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения радиационной безопасности
- § 28.5. Государственное управление в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- § 28.6. Требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности
- § 28.7. Ответственность за нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности
- Глава 29 правовой режим обращения с отходами производства и потребления
- § 29.1. Основные понятия и принципы
- § 29.2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
- § 29.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере обращения с отходами
- § 29.4. Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления
- § 29.5. Требования к обращению с отходами производства и потребления
- § 29.6. Ответственность за нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления
- Глава 30 правовой режим зон чрезвычайной ситуации и экологического бедствия
- § 30.1. Основные понятия, используемые в настоящей главе
- § 30.2. Правовой режим зон экологического бедствия
- § 30.3. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации
- § 30.4. Ответственность за нарушения экологического законодательства, допущенные в зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайной ситуации
- Глава 31
- § 31.1. Понятие и принципы международноправовой
- § 31.2. Направления международноправового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды
- § 31.3. Международные организации в сфере охраны окружающей среды
- Глава 32 правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах
- § 32.1. Правовая охрана окружающей среды в странах снг
- § 32.2. Правовая охрана окружающей среды в странах Восточной и Центральной Европы
- § 32.3. Правовая охрана окружающей среды в экономически развитых странах
- Кодексы
- Законодательные акты
- Акты Президента Российской Федерации
- Акты Правительства Российской Федерации
- Акты федеральных органов исполнительной власти
- Судебная практика
- II. Литературные источники
- Приложение II список наиболее значимых международноправовых актов в сфере экологии По вопросам общего характера
- По вопросам охраны морской среды и водных объектов
- По вопросам охраны животного мира
- По вопросам охраны и использования водных биоресурсов
- По вопросам охраны атмосферного воздуха и озонового слоя
- По вопросам экологической безопасности
- По вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- Приложение III система федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в сфере охраны окружающей среды и природопользования
- Приложение IV
- Всемирная хартия природы Принята 28.10.1982 Резолюцией 37/7 на 48м пленарном заседании 37й сессии Генеральной Ассамблеи оон 121
- I. Общие принципы
- II. Функции
- III. Осуществление
- 111395, Москва, ул. Юности, 5/1