logo

§ 3.1. Понятие и виды экологических правоотношений

В процессе своей деятельности гражданам и иным лицам приходится вступать в контакт, во взаимодействие по тем или иным вопросам. Иначе говоря, в тех или иных случаях между двумя и более субъектами возникают отношения, которые называют общественными. При этом общественные отношения могут складываться в рамках определенных установившихся для данной группы общественных отношений правил, например обычаев. Так, применительно к какой­либо области предпринимательской деятельности ст. 5 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [6] допускает возможность использования такого регулятора общественных отношений, как обычай делового оборота, независимо от того, зафиксировано ли устанавливаемое им правило в каком­либо документе или нет.

Вместе с тем экологические отношения ввиду их особой важности не могут подчиняться только обычаям или строиться, например, на нормах морали, что характерно было в доклассовый период существования человечества, поскольку современное сообще­ ство, несмотря на, казалось бы, очевидный мировоззренческий прогресс, тем не менее нуждается в четких предписаниях и запретах, исходящих от уполномоченных на то государственно­правовых структур и закрепленных в писаных источниках. В противном случае основные природные блага уже давно бы принадлежали тем, кто имеет большие материальные возможности и властные полномочия, а состояние окружающей среды было бы куда более плачевным, нежели оно имеет место быть.

Таким образом, особое значение в регулировании общественных экологических отношений имеет такой атрибут государственной власти, как закон, определяющий рамки дозволенного и границы запрещенного. При этом под законом в контексте излагаемого материала нами понимаются как собственно законодательные акты, так и вытекающие из них и конкретизирующие их подзаконные нормативные правовые акты. В то же время применительно к общественным отношениям в сфере экологии в отдель­ ных случаях в качестве правового регулятора может выступать нормативный договор, например акт международного права, соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также в прямо предусмотренных законами случаях не противоречащий экологическому законодательству правовой обычай.

С учетом сказанного под экологическими правоотношениями следует понимать регулируемые нормами экологического права, а также допускаемыми (предусмотренными) ими договорами и не противоречащими им обычаями общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Исходя из данного определения, можно выделить три обязательных элемента экологических правоотношений:

субъекты (участники) правоотношений, то есть те, кто вступает в соответствующие отношения;

объекты правоотношений — то, вокруг чего либо ради чего складываются отношения между субъектами правоотношений;

эколого­правовые нормы — устанавливаемые уполномоченными на то органами публичной власти либо допускаемые ими правила поведения, которые определяют рамки дозволенного для субъектов, вступающих в отношения по поводу тех или иных объектов.

При этом очевидно, что правоотношения могут быть как результатом правомерных действий, так и последствием нарушения тем или иным субъектом установленных правовыми нормами запретов. Соответственно если субъект в процессе, например, природопользования осуществляет свою деятельность строго в рамках, предписанных законом, его поведение правомерно, то правоотношения, в которые он вступает с другими субъектами, носят сугубо регулятивный характер, то есть подчиняются установленным правилам.

Напротив, в случае, к примеру, выявления уполномоченным на то органом государственного экологического контроля в деятельности субъекта­природопользователя нарушений законов складываются принципиально другие правоотношения, имеющие для нарушителя отрицательные последствия в виде наказания, необходимости устранить допущенные нарушения, причины и условия, им способствующие, обязанности возместить причиненный вред и т. п. Таким образом, можно говорить о принудительном характере складывающихся для субъекта­правонарушителя правоотношений, которые классифицируются как правоохранительные.

Можно рассматривать экологические правоотношения и с позиции степени регламентации деятельности тех или иных субъектов. Так, дозволяемое нормами экологического права то или иное поведение без детального раскрытия его содержания может порождать материальные правоотношения. Например, ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, право оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды, однако четкие рамки и процедура оказания такого содействия законом не установлены. В то же время алгоритм действий членов экспертной комиссии при проведении государственной экологической экспертизы строго регламентирован, что позволяет говорить о наличии в таких случаях процессуальных правоотношений.

Если поведение того или иного субъекта обусловлено строгим указанием закона или иного нормативного правового акта совершить то или иное действие, то можно вести речь о правообязывающих правоотношениях. Так, п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» четко устанавливает, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять в установленном законодательством порядке сведения об организации производственного контроля в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль. В свою очередь, правоустанавливающие правоотношения складываются при реализации теми или иными субъектами предоставленных им прав. Например, граждане согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» могут создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, но не обязаны реализовывать такое право.

Наконец, классификацию правоотношений можно провести по сферам, в которых они складываются. Исходя из предмета регулирования экологического права, в этой связи можно выделить правоотношения природоохранные (развивающиеся в сфере охраны окружающей среды), природоресурсные (при использовании тех или иных природных ресурсов) и правоотношения по обеспечению экологической безопасности.