logo

§ 13.6. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

В ранее действовавшем Законе РСФСР «Об охране окружаю­ щей природной среды» данный элемент экономического механизма раскрывался в отдельной статье, в которой перечислялись составляющие экономического стимулирования. В ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» упоминается лишь о возможности предоставления налоговых и иных льгот при внедрении существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, ст. 24 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

• понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

• применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Статья 54 Федерального закона «О животном мире» допускает такие формы экономического стимулирования охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира, как:

• установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;

• предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;

• премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Очевидно, что большинство субъектов хозяйственной деятельности сегодня обеспокоены несколько иными проблемами, нежели введение современных прогрессивных технологий. Основная проблема состоит в том, что, прежде чем получить соответствующие льготы, необходимо вложить немалые средства на модернизацию производства и внедрение передовых технологий. То есть даже при наличии регулирующей данный вопрос необходимой нормативной базы, которая пока не создана в полном объеме, широкомасштабная реализация столь необходимых для охраны окружающей среды мероприятий в целом по стране возможна лишь в перспективе.

В то же время экономическое стимулирование в сфере природопользования имеет вполне определенные контуры, прежде всего за счет гибкой системы соотношения лимитов и платы за природопользование.