logo

§ 30.4. Ответственность за нарушения экологического законодательства, допущенные в зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайной ситуации

Совершение административных проступков в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах отнесено ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу отягчающих вину обстоятельств. В то же время глава 8 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за нарушения экологического законодательства, не предусматривает в качестве дополнительных признаков совершение проступков в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, что нельзя признать правильным.

Статья 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных и юридических лиц за:

невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований законодательства по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения;

непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ситуаций, а также несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить, что ст. 63 Уголовного кодекса РФ среди обстоятельств, отягчающих вину, также указывает в том числе на совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия.

В свою очередь, непосредственно в нормах главы 26 УК РФ установлены квалифицирующие признаки применительно к конкретным составам преступлений. Так, часть 2 ст. 247 Кодекса устанавливает уголовную ответственность за преступные нарушения правил обращения с экологическими опасными веществами и отходами, допущенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Дополнительная квалификация преступных деяний по признаку совершения их в зонах экологического бедствия или зонах чрезвычайной экологической ситуации предусмотрена также:

частью 2 ст. 250 (загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо изменение их природных свойств);

частью 2 ст. 254 (порча земель);

пунктом «г» части 1 ст. 256 (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов);

пунктом «г» части 1 ст. 258 (незаконная охота).

Поскольку речь идет о дополнительной квалификации, лица, совершившие перечисленные деяния в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, несут более строгую ответственность, нежели те, кто совершил аналогичные преступления при иных обстоятельствах.

Вопросы для самоподготовки

1. Что понимается под зоной экологического бедствия?

2. Каков порядок объявления территории зоной экологического бедствия?

3. Дайте характеристику зоне чрезвычайной ситуации.

4. Как объявление территории зоной чрезвычайной ситуации или зоной экологического бедствия влияет на правовой статус проживающих на данной территории граждан и на режим хозяйственной деятельности?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ