logo

§ 14.3. Экологическое образование

Согласно ст. 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование.

Таким образом, должен реализовываться принцип непрерывности экологического образования, когда с достаточно раннего возраста на протяжении длительного периода молодые люди получают необходимый объем экологических знаний, который, по замыслу законодателя, способен в корне изменить их экологическое мировоззрение, сформировав экологическую культуру.

Статья 72 названного закона устанавливает, что в дошкольных образовательных учреждения, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно­правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний. Для обеспечения этого процесса разработаны и постоянно совершенствуются эколого­образовательные программы соответствующего педагогического уровня, а также осуществляется подготовка педагогов­экологов, число которых пока явно недостаточно для обеспечения всеохватности процесса.

Наконец, закон закрепляет требование об обеспечении пре­ подавания учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию во всех образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с учетом профиля соответствующего учреждения.

В качестве примера можно привести включенную в государственный образовательный стандарт для высших учебных заведений дисциплину «Основы экологии», а также обязательный для всех будущих юристов предмет «Экологическое право».

В субъектах Российской Федерации, осознавая необходимость развития системы экологического образования, принимают законодательные акты, призванные раскрыть содержательную сторону этого процесса и детально регламентировать его.

Закон Ханты­Мансийского автономного округа от 22.06.2000 № 56­оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты­Мансийском автономном округе — Югре»68 в ст. 4 устанавливает принципы региональной политики в области экологического образования, к числу которых относит:

• всеобщность и комплексность;

• гуманистический характер экологического образования;

• развитие через экологическое образование и просвещение национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей;

• международное сотрудничество округа в сфере экологического образования и просвещения.

Согласно ст. 5 Закона Волгоградской области от 15.05.2003 № 825­ОД «Об экологическом образовании в Волгоградской области»69 основными организационными формами экологического образования являются:

очная, очно­заочная (вечерняя), заочная формы, семейное образование, самообразование, экстернат в системе непрерывного образовательного процесса;

эколого­просветительская работа, включающая в себя распространение экологических знаний через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма;

экологическая пропаганда.

В ст. 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 «Об экологическом образовании и просвещении»702 закрепляются формы участия граждан и организаций в системе экологического образования и просвещения населения, в том числе право:

вносить предложения по реализации и совершенствованию государственной политики в области экологического образования и просвещения;

участвовать в разработке проектов республиканской и муниципальных целевых программ в области экологического образования и просвещения;

осуществлять общественный контроль в области экологического образования и просвещения;

принимать участие в подготовке федеральных программ и программ международного сотрудничества в области экологического образования и просвещения;

запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологическую информацию, необходимую для осуществления деятельности в области экологического образования и просвещения.