logo

§ 26.2. Требования по учету экологических факторов при осуществлении градостроительной деятельности

Трудно оспорить утверждение о том, что болезнь легче предупредить, нежели лечить. В этом смысле применительно к экологическим проблемам городов и населенных пунктов правомерно говорить о тех законодательных рычагах, неукоснительное соблюдение которых на различных стадиях осуществления градостроительной деятельности ответственными субъектами позволяет предельно минимизировать последующее негативное воздействие на человека неблагоприятных факторов. Ведь не секрет, что современные экологические проблемы многих городов обусловлены недостаточной продуманностью при проектировании местоположения градообразующих предприятий и населенных пунктов как места проживания работающих на этих предприятий людей.

Вопросы несовместимости определенной хозяйственной деятельности с нормальной жизнью находили свое решение и в те времена, когда экологические проблемы еще не приобрели публичный характер. Например, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) предусматривались серьезные негативные последствия для тех, кто осуществлял в городской черте либо вверх по течению реки строительство предприятий, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду.

В Градостроительном кодексе РФ [16] среди принципов законодательства о градостроительной деятельности108 выделяются, в частности:

обеспечение сбалансированного учета экологических… и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения… особо охраняемых природных территорий.

В свою очередь, ст. 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. А граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих участков для строительства.

Безусловно, нельзя не упомянуть ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды», устанавливающую, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. При этом здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно­гигиенических норм и градостроительных требований.

При планировании и застройке городских и сельских поселений должны:

соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;

осуществляться мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений должны создаваться защитные и охранные зоны, в том числе санитарно­защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Статья 12 Федерального закона «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» [45] определяет санитарно­эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, в том числе обязательность:

создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

соблюдения санитарных правил при разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно­защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно­бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов;

наличия санитарно­эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам утверждаемых норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставлении земельных участков под строительство и при вводе в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов;

прекращения ответственными гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами проведения работ по проектированию и строительству объектов, их финансирования и (или) кредитования в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения.

Учитывая прежде всего человеческий фактор, следует также отметить, что ст. 23 рассматриваемого закона установлены санитарно­эпидемиологические требования к жилым помещениям, согласно которым:

жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока;

заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается;

содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Непосредственная конкретизация приведенных и иных положений федеральных законов осуществляется на уровне подзаконных актов Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в градостроительной, земельной, экологической и санитарно­эпидемиологической сферах.