logo

§ 11.6. Государственный учет в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Государственный учет в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществляется непрерывно в целях обладания достоверной информацией о состоянии природных ресурсов, качестве окружающей среды, характере деятельности природопользователей в рассматриваемой сфере. Такая информация имеет значение и с экологической точки зрения, и с точки зрения экономики, поскольку Российская Федерации обладает солидными запасами полезных ископаемых и пресной воды, большими площадями лесов, а значит, разумное их использование при соответствующем уровне охраны должно существенно пополнять доходную часть бюджетов различных уровней.

Природоохранным законодательством предусматривается учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Так, ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету.

В целях систематизации получаемой в ходе осуществления государственного учета информации о количественном и качественном состоянии природных объектов, об источниках негативного воздействия на окружающую среду специально уполномоченными государственными органами ведутся кадастры и реестры, указания на которые имеются в федеральных законах.

Так, ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает обязательность ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Среди природоресурсной группы законов следует выделить ст. 70 Земельного кодекса РФ, предусматривающую ведение государственного кадастра недвижимости, ст. 30 Закона РФ «О нед­ рах», упоминающую о государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых, ст. 31 Водного кодекса РФ, имеющую ссылку на государственный водный реестр, ст. 91 Лесного кодекса РФ, оперирующую понятием государственный лесной реестр, ст. 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», устанавливающую обязательность ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, и ст. 14 Федерального закона «О животном мире», оговаривающую необходимость ведения государственного кадастра объектов животного мира.

Порядок ведения перечисленных государственных кадастров и реестров определяется постановлениями Правительства РФ, за исключением государственного кадастра недвижимости, который ведется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» [63].

В качестве самостоятельных специальных кадастров можно рассматривать Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, которые ведутся в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, а также впервые введенные ст. 62 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в практику в качестве учетных документов Красную книгу почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации. Ведение региональных красных книг отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.