logo

§ 7.5. Основания ограничения или приостановления права природопользования

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст. 80 установил, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. Данная норма может распространяться на любой вид деятельности, в том числе как связанный с непосредственной добычей тех или иных природных ресурсов (недропользование, лесопользование), так и сопровождающийся различного рода негативными воздействиями на окружающую среду (выбросы, сбросы, размещение отходов и т. п.). Вместе с тем приведенное положение закона отличает неконкретность оснований для применения ограничительных и запретительных мер, что чревато непредсказуемостью решений судов. В то же время некоторые законодательные акты называют такие основания применительно к более узкой сфере общественных отношений, что позволяет более конкретно формулировать исковые требования.

Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» основаниями для ограничения, приостанов­ ления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредного физического воздействия на него являются:

• отсутствие разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействия на него;

• нарушение условий, предусмотренных названными разрешениями.

Данная процедура регламентируется постановлением Прави­ тельства РФ от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления и прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух» [111].

В отдельных случаях при наступлении определенных событий либо для достижения конкретных целей природоресурсное законодательство предусматривает ограничение или приостановление прав природопользователей.

Например, ст. 56 Земельного кодекса РФ допускает, что права на землю могут быть на основании решений исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или судов ограничены бессрочно или на определенный срок в связи с необходимостью соблюдения:

• особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно­защитных зонах;

• особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных, и в других установленных федеральными законами случаях.

В свою очередь, приостановление землепользования может быть обусловлено реквизицией — временным изъятием у собственника земельного участка на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз (ст. 51 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

• возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

• нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

• систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

• возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

• если пользователь в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

• ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

• по инициативе владельца лицензии и в ряде других случаев.

В силу ст. 41 Водного кодекса РФ водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:

• угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;

• возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

• причинения вреда окружающей среде;

• в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

При этом приостановление водопользования в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

Что касается ограничения водопользования, то оно устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или решением суда.

Статья 27 Лесного кодекса РФ устанавливает, что использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством. При этом допускается установление таких ограничений использования лесов, как:

• запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов;

• запрет на проведение рубок;

• иные установленные федеральным законодательством ограничения использования лесов.

В свою очередь, ст. 28 Лесного кодекса РФ определяет, что использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами, причем приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.